Ребенку 6 месяцев. Половина пути пройдена. Столько всего уже умеет кроха. Одно удовольствие наблюдать как он растет и развивается. Но вопросов у родителей меньше не становится. Сколько он должен весить? Что уметь делать? Какой режим дня должен быть у малыша в шесть месяцев? Какие прививки по плану нужно поставить? Об этом и не только читайте ниже.
Вес и рост мальчиков и девочек в 6 месяцев
А также окружность головы и груди. Вес, рост, окружность головы и груди — это показатели физического развития ребенка, которые врач обязательно оценивает ежемесячно.
Параметры | ||
Масса, кг | 6,8-9,2 | 6,3-8,5 |
Рост, см | 64-71,3 | 63-69,8 |
Окружность груди, см | 41,4-47,6 | 41,6-46,1 |
Окружность головы, см | 42-46 | 40,8-45,3 |
Прибавка массы тела за 6 месяц составляет – 650 гр, прибавка роста — 2 см.
Что умеет делать малыш в 6 месяцев
Полгодика – первый юбилей. И не удивительно, что родители малыша любят с размахом отметить эту дату. Ведь можно уже похвастаться перед родственниками и друзьями, чему научился ребенок за это время. Он и переворачивается с живота на спину. Пытается подползти к игрушке. Хорошо берет её из разных положений, перекладывает из одной руки в другую, крепко удерживает, что порой невозможно отнять.
Чаще общайтесь с малышом, вызывайте его на «разговор», ведь так развивается речь крохи. В шесть месяцев, кроме гуления, можно услышать первые слоги: ма, па, ба. Это начало лепета.
Малыш четко знает свое имя и реагирует на него.
С удовольствием играет в Ку-Ку. Любит выбрасывать предметы из кроватки, следя за тем, куда они упадут.
Ещё один значимый навык шестимесячного малыша – он уверенно снимает пищу с ложки и можно попробовать уже пить из глубокой чашки (посуду при этом держит взрослый).
Всё о прорезывании зубов у детей
Режим дня шестимесячного ребенка
Днем малыш 6-ти месяцев спит уже меньше. Всего 3 раза по 1,5-2 часа. Всё остальное время ребенок бодрствует и требует к себе внимания. Бодрствование должно быть активным. Давайте малышу разные игрушки: мягкие, шуршащие, музыкальные. Пойте детские песенки, показывайте книжки с красочными картинками. Также в период бодрствования хорошо выполнить с малышом массаж и гимнастику.
Примерный режим дня для ребенка в 6 месяцев по часам
- Например, если ваш малыш просыпается в 6 утра.
- Примерные часы бодрствования ребенка в 6 месяцев: с 6 до 8, с 10 до 12, с 14 до 16, с 18 до 20 часов.
- Примерные часы дневного сна: с 8-10, с 12-14, с 16-18 и ночной сон с 20:30.
- Кормление: в 6, 10, 14, 18, 22 часа.
- Ночной сон 10-11 часов.
Кормление ребенка в 6 месяцев
Кормление малыша проводится 5 раз в сутки через 4 часа ( в 6, 10, 14, 18 и 22). Объем одного кормления ребенка в 6 месяцев составляет 200 мл.
Если прикорм был введен раньше, то в 6 месяцев крохе можно ввести мясное пюре. Это может быть индейка, кролик или телятина. Это очень важный прикорм, так как мясо является поставщиков животного белка. Белок — это основной строительный материал для нашего организма. А также мясо — это основной источник железа и цинка. А чтобы железо лучше усваивалось, мясо сочетайте с овощами.
- Если вы только собираетесь ввести прикорм, то лучше сначала прочитать Как правильно вводить прикорм.
- Рассказать о рационе малыша в 6 месяцев лучше всего на примерах.
- Примерное меню шестимесячного малыша, если прикорм был введен в 4-5 месяцев
6 часов: Грудное молоко или детская молочная смесь, 200 мл.
10 часов: Безмолочная каша, 150гр и докорм грудным молоком или ДМС, 50 мл.
14 часов: Овощное пюре,150 гр с растительным маслом 1 ч.л. + мясное пюре, 30 гр и докорм грудным молоком или ДМС,30 мл.
18 часов: Фруктовое пюре, 60 гр + грудное молоко или ДМС, 140 мл.
22 часа: Грудное молоко или ДМС, 200 мл.
Еще один вариант рациона питания ребенка 6 месяцев, если прикорм ввели с 4 — 5 месяцев
6 часов: Грудное молоко или ДМС, 200 мл
10 часов: Безмолочная каша, 150 гр + фруктовое пюре, 20 г
14 часов: Овощное пюре, 150 гр с растительным маслом 1 ч.л. + мясное пюре, 30 гр, Фруктовый сок, 60 мл
18 часов: Фруктовое пюре, 40 гр и грудное молоко или ДМС, 140 мл
22 часа: Грудное молоко или ДМС, 200 мл.
Примерное меню для ребенка в 6,5 месяцев на грудном вскармливании, если прикорм начали вводить с 6 месяцев
6 часов: Грудное молоко
10 часов: Безмолочная каша, 100 мл + Докорм грудным молоком, 100 мл
14 часов: Овощное пюре 100 мг с растительным маслом, 1 ч.л. и докорм грудным молоком, 100 мл
18 часов: Грудное молоко
22 часа: Грудное молоко
Закаливание воздухом, водой и солнцем ребенка в 6 месяцев
Гулять малыш уже может по 3-4 часа, а зимой даже при температуре до -15 градусов. Но сон в зимнее время возможен только при температуре не ниже -12.
Прием световоздушных ван летом постепенно увеличивается до 30-60 минут 2-3 раза в день.
Принимать воздушные ванны дома малыш может уже по 30 минут, при температуре воздуха в комнате +20 градусов.
Снижаем температура воды для умывания и подмывания до + 30 градусов и это еще не предел. Снижаем температуру воды для общей ванны постепенно до +34 градусов.
Массаж и гимнастика в 6 месяцев
Главное задача массажа дома — это общение мамы с малышом через прикосновения. Также развитие понимания обращенной речи, для этого мы сопровождаем массаж словесными инструкциями (возьми, дай, держи, сядь). Укрепление мышц, снятие мышечного тонуса, выработка определенных навыков — это задача специалистов.
- Начинаем массаж с поглаживания ручек малыша. 6-8 раз.
- Затем скрещиваем ручки на груди – 4-6 раз. Как будто ребенок обнимает себя. Этот элемент можно усложнить, вложив в руки ребенка кольца. И держась уже за кольца, а не за ручки малыша, разводим их в стороны и сводим обратно. Малыш при этом лежит.
- Далее переходим к ножкам — поглаживаем 6-8 раз от стопы к бедру.
- Растирание. Энергичными, круговыми движениями (по ходу часовой стрелки) двигаем кисти рук по направлению от нижней части голени к бедру.
- Сгибание и разгибание рук и ног.
- Поворачиваем ребенка со спины на живот в правую сторону, обязательно проговаривая, что делаете.
- Массаж спины. Гладим спинку вверх вниз, приговаривая, какой хороший у нас малыш. После поглаживания, побегайте пальчиками по спинке малыша изображая дождик: кап-кап-кап.
- Малыш лежит на животе. При поддержке за ручки приподнимите верхнюю часть тела. Перед ребенком можно положить игрушку.
- Поворачиваемся обратно на спинку.
- Круговые движения руками — ребенок лежит на спине ногами к вам. Вложите большие пальцы в ладони малыша, после чего медленным и плавным движением разведите его руки в стороны, затем поднимите к голове, после чего опустите вниз и вперед. Упражнение повторите 4–6 раз, ритмично считая. Затем нужно выполнить движение руками в противоположном направлении: сначала вперед, затем вверх к голове и в заключение вниз и в стороны. Эти движения нужно повторить в медленном темпе также 4–6 раз.
- С ручками поработали, теперь с ножками. Поднимаем медленно прямые ножки малыша и также медленно опускаем. Обязательно проговаривая, что вы делаете.
- Заканчиваем массаж поглаживанием всего тела и поцелуями.
Посещение поликлиники
В 6 месяцев ребенок осматривается только педиатром. Узкие специалисты по показаниям. Вспомните, возможно вас приглашали хирург или окулист. Если забыли, уточните у вашего педиатра.
Проводите ли вы профилактику рахита? Не забываете ли давать малышу витамин Д? Прочитайте, как важен витамин Д для ребенка.
Вакцинация
В 6 месяцев ребенку важно посетить педиатра, так как предстоит третья вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита , гемофильной инфекции и гепатита В.
Прочтите о Зачем ребенку прививаться от гепатита В?
Развитие ребенка в 6 месяцев: что должен уметь малыш?
Теги: Развитие по месяцам
Шесть месяцев после рождения – определенное время в развитии младенца. В полугодовалом возрасте ребенок становится активным и подвижным. В 6 месяцев он учится сидеть, его поведение с каждым днем становится более осознанным.
Часто в этот период изменяются вкусовые предпочтения ребенка, вводится первый прикорм. Развивающую деятельность в данный период жизни младенца можно разделить на такие фазы: рост, вес, изменение пропорций тела; развитие мозговых функций; социальная адаптация.
Вес, рост, питание
Анатомическое развитие ребенка в шесть месяцев заключается в изменении роста, веса, окружности головы, грудной клетки.
Увеличение массы тела в этот период немного приостанавливается — в течение месяца малыш способен набрать не более 600-650 г, а общий вес в норме должен составлять 8-8,8 кг. В росте прибавляется 2,5-3 см.
Нормой измерения окружности грудной клетки считают показатели 42-43 см, а головы — 43-44 см.
Если рост и вес ребенка в 6 месяцев не соответствуют исходным цифрам, возможны нарушения в организме и присутствие скрытых болезнетворных процессов хронического типа. В полугодовалом возрасте у малыша появляются зубы, хотя данный процесс может начаться раньше или позже.
Когда развитие протекает в более активной фазе, и зубки уже прорезались, все равно ввод в рацион крохи твердой пищи не рекомендуется. Меню должно быть легким и в определенных порциях. Это может быть пюре из фруктов, молочные смеси, кашки.
В качестве дополнения к меню разрешаются фруктовые соки в соответствии с возрастом крохи.
Физическое развитие
К полугоду ребенок начинает активничать, появляются новые физические навыки. Если никаких патологий не обнаружено, в этот период дети должны уметь переворачиваться с одного бока на другой, ложиться на живот, держать головку, опираться на предплечье.
Чтоб малыш быстрее научился самостоятельно сидеть и вставать, родители часто обкладывают кроватку подушками или большими игрушками. Однако такие действия нежелательны, так как могут привести к раннему сколиозу. Родители могут помочь малышу научиться опираться на ручки и ножки — достаточно подавать ребенку руки, чтобы он смог подтянуться и принять правильное положение самостоятельно.
Активность и различие предметов
Физическая адаптация в этом возрасте подразумевает как можно больше движений, которые дети проделывают осознанно. Они берут в ручки понравившуюся игрушку с наиболее ярким цветом. Если развитие познавательной и физической деятельности протекает без отклонений, в этом возрасте дети начинают рассматривать предметы, радуются, когда игрушки издают звук.
Навыки передвигаться — главное умение ребенка в 6 месяцев. Он начинает активно ползать, осознавая, что это у него получается.
Лежа на спине, он резво начнет размахивать ручками, пытаясь перевернуться на живот. Стимуляцией к движениям может стать яркого окраса игрушка, которую нужно располагать немного дальше от ребенка.
При этом расстояние к ней должно быть таким, чтобы у малыша была возможность к ней дотянуться.
Чтобы увеличить активность движений младенца, следует регулярно выполнять массажные действия, направленные на физическое развитие малыша.
В отличие от общеукрепляющего комплекса, который предполагает ежедневное проведение сеанса массажа, такая разминка стимулирует работу мышечной системы и направлена она на укрепление определенных участков тела.
Основные физические навыки ребенка в 6 месяцев приведены в таблице:
Навыки | Достижения |
Сенсорно моторные | Сидит самостоятельно или с поддержкой, пробует ползать, крутится. Оборачивается, выгибается в разные стороны, играет с едой ложкой, руками, пытается держать в руках бутылочку (чашку), вкусовые рецепторы малыша совершенствуются, он определяет любимые и нелюбимые блюда. |
Интеллектуальные | Сравнивает пару предметов, его настроение быстро меняется, появляются разные эмоции, и ребенок их прекрасно демонстрирует, заинтересованно наблюдает за движущимися предметами, проговаривает новые звуки, складывает их в слоги. |
Социальные | Малыш больше смеется, хохочет, когда ему что-то понравилось, эмоционально реагирует на положительные и отрицательные моменты, проявляет беспокойство в присутствии незнакомых людей, оборачивается на свое имя, внимательно слушает музыку, может подпевать (гулит, лепечет), перестает плакать |
Умственное развитие
Взрослые замечают, что по истечению полугода малыш поумнел, приобрел возможность мыслить. Психическое развитие в этот период стремительно набирает обороты. Он начинает издавать звуки, говорить слогами.
Ребенок в 6 месяцев должен прочно удерживать в руке погремушки и стучать ими. В этот период родители начинают понимать по интонации, в каком расположении духа находится их чадо. Увидев одного из родителей, кроха начинает улыбаться, активно тянуться к нему, громко лепетать.
Разговор с ребенком активного характера положительно сказывается на формировании детской ЦНС. При здоровом развитии, в 6 месяцев малыш понимает, где родители, а где посторонние люди.
Если ранее ребенок мог идти на руки к любым людям, то теперь он может расплакаться даже при виде чужого человека.
Беспокоиться по такому поводу родителям не стоит, так как детский организм в этом возрасте начинает выдавать реакцию самозащиты.
Чтобы не подвергать ребенка в возрасте полугода психическим травмам, не рекомендуется находиться долго в местах скопления незнакомых людей. Необходимо дождаться периода, когда маленький сможет правильно реагировать на обстановку, что его окружает.
Зрение и слух
В 6 месяцев активно начинают развиваться слуховые и зрительные качества. Ребенок слышит и реагирует по-своему на какие-либо звуковые сигналы. Он с осторожностью прислушивается к любому шороху и способен реагировать на самые незначительные звуки.
Если развитие протекает без осложнений, малыш старается имитировать звуки, услышанные ранее, например, это могут быть звуки игрушек. В возрасте 6 месяцев детей наиболее интересуют игрушки, издающие разные звуки и фразы. Малыш понимает, что нужно предпринять, чтобы звуки повторились. Если ребенок не воспринимает звуки и шорохи, родителям стоит за консультацией обратиться к педиатру.
Развитию подвергается и зрительная функция в данном возрасте. Дети активно водят глазами при движении родителей, реагируют на яркие предметы. Все чаще они рассматривают рисунки и узоры на своей кроватке, изучают игрушки.
Для улучшения моторики игрушки можно положить перед малышом, чтобы впоследствии он смог до них дотянуться или доползти.
В этот период дети в состоянии различить цветную игрушку от более неприметной, способны выбрать тот предмет, который наиболее приглянулся по цвету и форме.
В возрасте 6 месяцев им строго запрещено показывать по телевизору или планшету мультфильмы. Это обусловлено процессом формирования зрительного и слухового нервов. В этом возрасте экраны опасны для детских глаз.
Занятия, игры
В шестимесячном возрасте малыш должен реагировать на свое имя. Благоприятно развивается мышление и психика, если родителями проводятся занятия с ребенком в 6 месяцев на моторику и речь. Очень важно вести разговор с крохой, читать ему стихи и сказки, называя предметы и явления с использованием интонации.
Для игр необходимо ребенку выделить пространство, где бы он смог перекатывать мячики и дотягиваться до понравившейся игрушки. В этот период активным в развитии становится тактильная чувствительность.
Дети на ощупь перебирают предметы, игрушки. Чтобы обезопасить малыша, игрушки должны приобретаться без мелких деталей и острых концов. Игрушки для детей должны соответствовать возрастной категории.
В обязательном порядке у детей в возрасте 6 месяцев распорядок дня должен включать такие ежедневные мероприятия, как:
- массаж;
- прогулки;
- развивающие игры;
- полноценный сон;
- купание.
Отдых должен осуществляться в определенные часы, без нарушения режима.
Для психофизического развития вашего ребенка в первые полгода жизни необходима благоприятная окружающая среда. Если малыш чувствует от родителей внимание, любовь и заботу, то таким детям предоставляются благоприятные условия для здорового и своевременного развития. В таком окружении обязательно вырастут здоровые и умственно полноценные дети.
← Что должен уметь ребенок в 5 месяцевЧто должен уметь ребенок в 7 месяцев →
Развитие ребенка в 6 месяцев. Что должен уметь малыш, физическое и эмоциональное развитие
Вот и прошли первые полгода жизни вашего малыша. Он уже многому научился, умеет показывать свой характер, но после шести месяцев количество изменений в физическом и психическом развитии будет только увеличиться. Малыш становится настоящей личностью, меняется его режим дня и рацион питания, появляются новые навыки и привычки. Каждый новый день будет приносить в вашу семью новые открытия и достижения в жизни ребенка.
Каждый месяц родители совместно с педиатром наблюдали, как проходит физическое развитие ребенка. Ежемесячный контроль веса, роста, окружности головы и груди сравнивали со средними показателями центильной таблицы. Согласно ее данным средний рост ребенка в шесть месяцев должен быть в пределах 64-67 сантиметров, а средний вес – от 6,5 до 8,5 килограммов, в зависимости от веса при рождении.
Что умеет ребенок в 6 месяцев
- Самостоятельно переворачивается с животика на спину и обратно.
- В ножках и ручках пропадает гипертонус.
- Может лежать на животе, опираясь только на одну руку, а другой рукой берет интересующий его предмет.
- Может при помощи рук взрослого подтягиваться из положения лежа в положение сидя, делая крепкий захват своими ручками.
- Сидит самостоятельно или активно пытается это делать.
- Самостоятельно ползает или пытается выполнять похожие движения на четвереньках.
- Твердо отталкивается ножками от поверхности, при поддержке его за подмышки.
- Учится самостоятельно стоять, придерживаясь за край детской кроватки.
- Проявляет большой интерес к различным предметам, которые можно брать и ощупывать, бросать и пробовать «на вкус». Может одновременно брать игрушки в каждую руку, кидать их и снова поднимать.
- Понимает, как найти предмет, если он спрятался под покрывалом или другим накрытием.
- Довольно продолжительное время для этого возраста (примерно пятнадцать минут) может играть самостоятельно, увлекается процессом игры, особенно, если у него что-то получается делать без помощи взрослого. Это может быть нанизывание колечек на пирамидку, собирание маленьких предметов в коробку, закрывание и открывание коробочки и другие занятия.
- Появляются первые зубки (центральные нижние). В этом возрасте необходимо посетить детского стоматолога на предмет строения челюсти и уздечек.
Психическое и эмоциональное развитие
- Если до шестимесячного возраста криком и громким плачем ребенок выражал эмоции, общался, требовал чего-то, выражал негодование, то теперь плач – это только проявления дискомфорта. Он может быть связан с переполненным подгузником, болевыми ощущениями, жарой или холодом и т.п. Общение малыша с родителями происходит при помощи новых звуков, звукосочетаний, лепета. Малыш пытается повторять услышанные звуки, без осознания их назначения. Примерно в шесть с половиной месяцев ребенок уже может произносить множество звуков (около сорока).
- Происходит осознанная беседа между ребенком и взрослым. Малыш учится повторять то, что его просят сказать. Он может найти тот предмет, о котором говорят.
- Голоса самых близких людей малыш слышит и узнает на расстоянии, даже из другой комнаты. При этом он тут же реагирует своеобразными возгласами, давая всем понять, что ему нужно уделить внимание, взять на ручки.
- Большинство деток в этом возрасте могут проявлять ласку и нежность (например, обнять, прижаться, поцеловать). Менее настороженно малыши в этом возрасте реагируют на посторонних людей, но на близкий контакт пока не идут.
- Происходит постепенное формирование самых простых причинно – следственных связей. Ребенок может криком позвать маму (он понимает, что на его голос будет именно такая реакция). Малыш интересуется различными кнопочками, звоночками и другими приспособлениями или предметами, из которых появляются звуки (например, игрушка с кнопкой или книжка с музыкальной вставкой). Но во всех действиях малыша пока отсутствует чувство самосохранения.
- Происходит формирование активного интереса к окружающему миру. Ребенка интересует все вокруг – предметы мебели, игрушки, бытовая техника, домашние животные, звуки, яркие краски, природа. Поэтому во время игры, экскурсии по дому или на прогулке малыш все чаще что-то лепечет и что-то хочет узнать.
Тест на развитие малыша в полгода
- Малыш должен уметь фокусировать взгляд на одном предмете и выделять его из многих. Для этого подержите яркую игрушку примерно в двадцати сантиметрах от малыша и понаблюдайте за его взглядом.
- Ребенок должен проявлять различные реакции на абсолютно разные предметы – например, любимая игрушка и бутылочка с молочной смесью. Покажите эти предметы малышу один за другим. Скорее всего, на игрушку он отреагирует оживлением и восторгом, а на молоко – будет открывать ротик.
- Ребенок должен проявлять интерес к звукам. Например, музыкальная игрушка может заинтересовать его так, что он с помощью взрослых захочет приподняться из лежачего положения и возможно даже сядет.
- Малыш может имитировать звуки и эмоции взрослых. Попробуйте поговорить с ним, используя разную мимику. Возможно, вы увидите повторение вашей улыбки и строгого сморщенного лба с насупленными бровями.
- Дети в этом возрасте довольно крепко цепляются за предметы. Они надежно удерживают игрушки в своих руках, и отнять их не так-то просто. Попытайтесь забрать из рук ребенка предмет, и вы увидите противостояние и недовольство.
- Ребенок отлично знает свое имя, он много раз слышал, как ласково его называют окружающие. Поэтому, услышав его в очередной раз, он проявляет при этом положительную эмоциональную реакцию. Проверьте.
Что должно насторожить
- У малыша отсутствует желание сидеть, а поддержка взрослого не помогает.
- Ребенок не отталкивается ножками от поверхности, если вы его держите за подмышки.
- Не может переложить предмет из одной руки в другую.
- Отсутствует реакция ребенка на звуки и движения, находящиеся на втором плане.
- Не просит взять его на ручки.
- Не оживляется эмоционально при виде родителей, почти не улыбается и ничего не лепечет.
Все это должно насторожить маму и папу и заставить немедленно проконсультироваться со специалистами.
Начало прикорма
Шесть месяцев – это самое благоприятное время для начала прикорма. Первые полгода все необходимые полезные вещества находились в грудном молоке. Если малыш – искусственник, то прикорм можно начинать примерно с четырех месяцев.
Ребенок в шестимесячном возрасте становится более активным, он тратит много энергии и сил, он растет и развивается. Такие затраты можно восполнить при помощи растительных белков, минералов и различных полезных микроэлементов.
Не стоит откладывать начало прикорма на более поздний срок. Именно сейчас нужно развивать жевательные навыки ребенка. Если отложить прикормы хотя бы на месяц, то это может спровоцировать возникновение анемии, рахита или гипотрофии.
Малышу в дальнейшем будет трудно перестроиться с жидкой пищи на более густую. Начав прикорм сейчас, можно не спеша вводить по одному продукту в рацион ребенка и следить за реакцией его организма.
Это поможет в дальнейшем избежать аллергии на отдельные продукты.
Первое время проводите прикорм в утренние часы перед основным кормлением. Желательного начинать с овощного пюре (для полненьких малышей и при проблемах со стулом) или каш (для детей с маленьким весом). Каждый овощ вводите отдельно – это может быть цветная капуста, кабачок или брокколи. Гречневая, рисовая или кукурузная каша варится только на воде без добавления сахара или соли.
Приготовление овощного пюре
- Обдать овощи кипятком.
- Сварить (в воде или на пару).
- Взбить при помощи блендера или протереть через сито.
При необходимости можно разбавить пюре овощным отваром.
Если это не лето и не осень и качественные свежие овощи приобрести невозможно, то воспользуйтесь овощными пюре в баночках. Во время кормления пользуйтесь специальной детской ложечкой. Следите за температурой продукта (норма – около 37 градусов).
Начинайте давать прикорм в количестве одной чайной ложки, каждый раз прибавляя по такой же порции. В течение недели объем овощного пюре будет примерно 150 граммов. Такое количество может полностью заменить одно кормление.
Все остальные кормления продолжаются по требованию ребенка. Каждый продукт вводится по отдельности и только после привыкания малыша к предыдущему.
Детские каши с несколькими компонентами не рекомендуется давать детям до семимесячного возраста.
Если один из продуктов (овощей или каш) вызвал у малыша аллергическую реакцию или расстройство стула, то стоит отказаться от этого продукта на некоторое время, а позже повторите попытку.
Отучаем от соски
Шесть месяцев – это благоприятное время для отучения от соски, потому что малыш уже учится пить из чашки и постепенно отвыкает от кормлений из бутылочки в ночное время. Днем он кушает с ложечки.
В этот период намного легче перенести ребенку разлуку с соской. А если еще учесть, что соска может нанести вред деснам и будущим зубам ребенка. Ведь наступил тот возраст, когда режутся зубки.
Педиатры рекомендуют вместо соски приобрести для малыша специальное колечко для десен.
Режим сна малыша в 6 месяцев
Сон малыша в возрасте старше шести месяцев становится более упорядоченным. Теперь ребенок может спать в ночное время, не просыпаясь, около 6-7 часов. Дневной сон обычно бывает два раза по 1,5-2 часа. Но эти показатели средние, а у каждого ребенка свой индивидуальный режим сна.
Дети, которые находятся на грудном вскармливании, могут просыпаться несколько раз за ночь, чтобы покушать. С возрастом это пройдет. Для беспокойных и гиперактивных малышей, которые плохо спят ночью, опытные родители и педиатры рекомендуют:
- После дневного сна должно пройти не менее четырех часов до ночного укладывания.
- Обязательно используйте купания ребенка в теплой воде с отварами трав незадолго до ночного сна.
- На ночь, после купания, ребенка нужно хорошо покормить.
Развивающие игры с ребенком в шесть месяцев
В игровой ситуации развитие ребенка происходит легко и непринужденно. Например, развивать речь малыша можно при помощи детских книг с яркими картинками и коротенькими стишками. Книги должны быть изготовлены из плотного картона, страницы которого сможет переворачивать малыш даже без помощи взрослых. Пока ребенок справляется со страницами и рассматривает картинки нужно повторять ему двустишия, отдельные слова, фразы или четверостишия. Это способствует раннему речевому развитию.
Речевое развитие напрямую связано с развитием мелкой моторики. Необходимо проводить специальные занятия для развития пальчиков:
- В качестве предметов для игры предложите малышу различного размера коробочки, баночки, куклу – матрешку.
- Пальчики малыша должны хорошо ощущать и различать размеры и форму предметов. Сшейте несколько мешочков из плотной ткани и положите в них по отдельности разные предметы – пуговицы, фасоль, песок, горошинки, гальку.
- Катание теннисного шарика ладошками.
- Массаж пальчиков.
- Сжимание и разжимание мягкой игрушки со звучанием.
- Игра «Ладушки», «Сорока – ворона».
Во время таких занятий не скупитесь на похвалу. Малыш должен чувствовать, что мама ним довольна.
В качестве игровой площадки ребенку больше подойдет пол, в детской кроватке ему уже не так интересно и тесно. Разложите на полу в разных местах его любимые или новые игрушки, пусть он старается подобраться к ним самостоятельно.
Не стоит забывать о закаливании организма ребенка. В него входят ежедневные прогулки на свежем воздухе, купания и воздушные ванны, а также массаж и ежедневная утренняя гимнастика.
Малыш начинает впитывать каждое слово и действие взрослого. Он реагирует на любой звук или возглас. Постарайтесь, чтобы малыш слышал только хорошее и испытывал только положительные эмоции. Не заставляйте ребенка выполнять то, что он не хочет. Не перегружайте его различными упражнениями и занятиями. Его неокрепшему организму больше всего необходимы только внимание, ласка и ваша забота.
Как оценить развитие ребенка в 6 месяцев (видео)
Ребенок в 6 месяцев развитие и питание примерный график кормления
За прошедшие полгода малыш заметно прибавил в росте и весе. Теперь это не беспомощный карапуз, а маленький человек, который многому научился и уже многое может понять.
Физиология
Развитие ребенка в 6 месяцев, и питание у малыша появляется прикорм. Если новая пища выплевывается, значит, ребенок еще не готов к новому меню. Задача мамы понять это и ввести новшество позднее.
Детям, имеющим избыточный вес, надо начать с пюре из овощей. А худеньким лучше всего подойдут каши из риса, гречи и кукурузы, сваренные на воде без соли и сахара. С первого прикорма малыша следует приучать к ложечке. Бутылки с соской использовать только при необходимости (в дороге).
Появление в рационе прикорма не исключает кормление ребенка грудью, ведь материнское молоко, богатое антителами, по-прежнему необходимо крохе в этом возрасте.
Психология
На шестом месяце жизни происходит серьезный прорыв в психологическом развитии. Малыш оборачивается, когда произносится его имя, он узнает свое близкое окружение, и может негативно среагировать на чужого человека. Это нельзя назвать закомплексованностью, это вступают в действие защитные механизмы организма.
По отношению к постороннему человеку ребенок может проявить приветливость, но главными людьми для него будут те, кого он хорошо знает. И успокоить плачущего малыша смогут только мама с папой.
Маленький член семьи как всегда является центром мирозданья, вокруг которого вращаются планеты-родственники. Он внимательно ко всему прислушивается, приглядывается и старается подражать действиям взрослых. Так, со временем у него звуки складываются в слоги, но настоящие слова будут произнесены еще не скоро.
Что мы умеем?
- Ползать
- Пользоваться обеими руками, бросать игрушки и хлопать в ладошки
- Произносить слоги, пытаясь объясниться
- Садиться при помощи взрослых
- Спать всю ночь напролет. Ребенок в шесть месяцев очень активен, поэтому его сон более крепкий и долгий
Можно начинать читать малышу книги, веселить его смешными стишками и песенками. Если у ребенка появляется улыбка в начале чтения стишка, которое ему уже знакомо, это говорит о том, что у ребенка успешно развивается память.
Питание
Самостоятельно садиться и даже ползать умеет ребенок в 6 месяцев, развитие и питание при этом должно усиливаться (вводится прикорм). В возрасте 6 месяцев малыш должен съедать суточный оббьем пищи 7-ю или 8-ю часть массы тела (приблизительно 1000 г).
Примерный график кормления (советы педиатра Е.О. Комаровского)
С 6 до 7 утра — кормление молоком (грудным) или молочной смесью (адаптированной) С 10 до 11 первой половины дня — прикорм, который неплохо начинать с постного кефира и творога. Кефир. Начинаем с 3-4 ложечек на пробу (запиваем грудным молоком или смесью). До следующего дня наблюдать за реакцией организма ребенка и стулом.
Все спокойно? Продолжаем питание, только даем в два раза больше, доводя до 150 мл за одно кормление. Можно немного подслащивать сахаром. После вводим немного нежирного творога (1 чайная ложка) в кефир. Наблюдаем за реакцией. Увеличиваем до 30 г.
В среднем питание ребеночек 6 месяцев будет получать 180 г кефирно-творожной смеси зараз.
С 2 до 3; 6 до 7; 10 до 11 второй половины дня — без изменений (молочная смесь или грудное вскармливание).
Этого вполне достаточно для ребенка в 6 месяцев развитие, и питание не обременяет родителей для создания детских кулинарных шедевров.
Двигательное развитие
Теперь манипуляции с игрушками стали гораздо разнообразнее, чем месяц назад. Малыш научился перекладывать предметы из одной руки в другую, отбрасывать их, стучать о кроватку. Зрение дает возможность увидеть совсем небольшие предметы, кроха даже попытается схватить пальчиками нарисованный на подушке квадратик, которого раньше не замечал, или летящую в солнечном луче пылинку.
Выбрать игрушки ребенку.
На 6 месяце развитие ребенок продолжает совершенствоваться в переворотах со спины на животик. Ему это доставляет огромное удовольствие, ведь теперь он может добраться до нужной игрушки и схватить ее. В этих движениях задействованы не только двигательные навыки, но и работа головного мозга.
Занятие лечебной физкультурой (ЛФК) поможет значительно укрепить физическое состояние ребенка.
Игры
В младшем возрасте малыш стучал по предмету рукой, чтобы почувствовать новые ощущения. Затем хватал его и отправлял в рот. Теперь же игрушка берется в руки с целью ближайшего рассмотрения и изучения.
Особенно в этом возрасте детей привлекают новые необычные вещи. Например, кукла «Ванька-встанька» (или «неваляшка»). Малыш как зачарованный наблюдает, как после падения кукла сама встает.
К шести месяцам ребенок становится маленьким следопытом. Ему хочется все потрогать, покрутить, пощупать. Поэтому игрушки должны быть с крышками, чтобы открывать, с определенной кнопкой, чтобы пищать, и которые можно сжимать или растягивать.
Начальное развитие речи
К полугоду малыш может уже долго и громко лепетать, повторяя одинаковые слоги. Тем самым он запоминает приобретенные речевые навыки.
Если его поддерживают родители, выражая радость и одобрение, младенец вновь и вновь повторяет эти слова. Таким вот образом и строится цепочка от детского щебетпнья к осознанной речи. И хотя малыш пока еще не понимает того, что говорит, его речевые экзерсисы совершенно необходимы для будущего овладения речью.
Со временем маленький человек накапливает информацию о своем окружении, он очень внимательно относится к звукам, которые его окружают. Для него очень важно научиться различать людей по голосу.
Когда в комнату к малышу входит мама, он начинает радостно улыбаться и с энтузиазмом размахивать ручками и ножками, давая понять, что узнал ее по голосу. Если же в комнате появится незнакомый человек, то он насторожится и сделает недоверчивое лицо.
Кроха экспериментирует и с собственным голосом. Он замечает, что, если в рот поместить игрушку (или свой палец), то произносимые звуки изменятся. Вот почему он начал использовать соску таким необычным способом.
Ребенку в этом возрасте очень нравятся игры — с мамой, с водичкой, с игрушкой. Многие дети с удовольствием купаются в большой ванне, потому что можно брызгаться водой.
Особый восторг у них вызывает хлопанье двумя руками одновременно, когда брызги разлетаются веером и заливают ему лицо. В этот момент малыш как будто узнает собственную реакцию на попадание воды в глаза, носик и ушки.
И, судя по всему, ему это очень нравится!
Во время купания ребенок не только увлеченно играет с водой, но и познает части своего тела. Например, если его поддерживать под спинку, он может поднять ножку и потрогать пальчики. А во время вытирания вдруг обнаружит пупок или дотронется до носика и ушей. А если наклониться поближе, то маленькие пальчики тут же ощупают мамино лицо, пытаясь «сравнить» его со своим.
- Выбрать аксессуары для купания.
- Читайте: Развитие ребенка в 7 месяцев
- Развитие ребенка в 5 месяцев.
Развитие ребенка в 1 год 6 месяцев
Физическое развитие ребенка в 1 год 6 месяцев несколько замедляется, но зато активно идет становление его личности и формирование характера.
Ваш малыш уже умеет…
самостоятельно подниматься по лестнице
Мальчики:
74-88,2 см.
9,6-14,4 кг.
46,0-51,6 см.
46,5-55,6 см.
Девочки:
74-87,2 см.
9,4-13,5 кг.
44,9-50,9 см.
47,1-54,5 см.
После первого года жизни за прибавкой веса малыша следят уже не так тщательно. Измерение массы тела и роста проводят 1 раз в три месяца. В этом возрасте могут быть значительные колебания в прибавке веса, так как малыш активно двигается, больше бодрствует, меняется его режим дня и рацион питания.
- В возрасте до 10 лет показатель необходимой массы тела в среднем рассчитывают по формуле:
- 10,5 кг (средняя масса тела ребенка в 1 год) + 2 х n,
- Где n – фактический возраст ребенка (в годах).
- Если требуется более точное определение долженствующей массы тела, то прибегают к специальным центильным таблицам распределения массы тела в зависимости от возраста и пола ребенка.
- Скорость роста ребенка, также с возрастом замедляется.
- Так, в среднем до 4-х летнего возраста длина тела увеличивается по 8 см ежегодно.
- Окружность головы ребенка до 5 лет увеличивается ежегодно на 1 см.
- Окружность грудной клетки увеличивается ежегодно по 1,5 см до 10-ти летнего возраста.
Нервно-психическое развитие ребенка в 1 год 6 месяцев
Ваш малыш активно познает мир, он становиться всё более самостоятельным и независимым. Всё лучше координирует свои движения и овладевает новыми навыками.
Развитие двигательных навыков
Малыш ходит всё лучше и лучше и уже начинает бегать.
Во время ходьбы смотрит под ноги, чтобы меньше спотыкаться и падать.
Многие малыши в этом возрасте могут самостоятельно подниматься по лестнице. А вот спускаться без посторонней помощи пока получается не так хорошо.
Малыш может присесть на корточки, чтобы отдохнуть или поднять что-либо с пола. Самостоятельно может сесть на стульчик.
- Пытается прыгать на месте и с продвижением вперед, перешагивает через небольшие препятствия.
- Умеет подбрасывать мяч вверх, пинать его ногой.
- Также Ваш малыш может уже открыть дверь в комнату и даже способен самостоятельно выбраться из манежа.
- В этом возрасте для малыша очень важна физическая активность, она помогает научиться ему управлять своим телом, совершенствовать имеющиеся навыки и развивать координацию движения.
Психическое развитие ребенка
- В 1 год 6 месяцев ребенок очень эмоционален и требователен, хочет всё делать сам.
- Малышу интересно играть с любыми бытовыми предметами, порой даже больше чем с обычными игрушками.
- Любит играть в компании, подражает взрослым.
- Если ребенку дать лист бумаги и карандаши, то он с удовольствием рисует «каляки-маляки».
- В этом возрасте ребенок очень психологически уязвим, самым большим потрясением для полуторагодовалого малыша может стать расставание с близкими людьми.
Также следует быть готовым к тому, что в этом возрасте малыши начинают более активно проявлять свои негативные эмоции. Самым простым способом показать, что малыш недоволен является истерика. Так, выражая сове недовольство, ребенок может начать кричать, плакать, махать руками, топать ногами, упасть на пол.
В такие моменты важно попытаться понять, с чем же именно связано такое поведение. Постарайтесь отвлечь ребенка, не зацикливайтесь на этом. Помогите малышу найти другие способы выражения своих эмоций.
Появляются социально-значимые жесты и мимики. Малыш может пожалеть, если кто-то плачет. Радуется встречи, машет «до свидания» и так далее.
В этом возрасте дети легко переключаются с одного эмоционального состояния на другое. Быстро отвлекаются.
Малыши радуются своим достижениям и огорчаются, если у них что-то не получается.
Любят танцевать и повторять знакомые движения под музыку.
Познавательное развитие ребенка
- Ваш малыш уже умеет ориентироваться как минимум в двух геометрических формах (шар-куб, кибик-кирпичек-прямоугольник).
- Ребенок находит предметы по просьбе взрослого. Может подобрать предмет такой же формы, как на картинке. Пытается подбирать геометрический предмет в соответствии с формой на грани пособия (на игрушке).
- Уже умеет ориентироваться в двух величинах (большой и маленький) и в двух-трех цветах.
- Имитирует «чтение», переворачивает страницы, пытается что-то рассказывать.
- Умеет катать перед собой коляску, тележку, тянет игрушку за веревочку.
- В игре может повторять 1-2 знакомых, часто наблюдаемых действий: кормить куклу (игрушку), причесывает, умывает, укладывает спать и так далее.
- Умеет обращаться с предметами в игре в зависимости от их назначения.
- Проявляет ловкость и сообразительность, так малыш может подставить что-то, что бы залезть повыше и достать нужный ему предмет.
Речевое развитие ребенка в 1 год 6 месяцев
Расширяется словарный запас малыша. Ребенок начинает понимать всё больше новых слов и фраз. Выполняет знакомые действия по просьбе взрослого, такие как «положи», «возьми», «отнеси», «дай» и другие.
Малыш способен произносить до 40 облегченных слов. Умеет отвечать на простые вопросы.
Старается связать два и больше слов в предложение. Для большей выразительности свою речь малыш сопровождает жестами и мимикой.
Что должен уметь ребенок в 1 год и 6 месяцев
Как правило, к этому возрасту малыш окончательно осваивает навык пользования ложкой и чашкой. Пытается есть и пить самостоятельно.
- Любит выбирать себе одежду.
- Пытается самостоятельно расчесываться, одеваться, умываться.
- Некоторые малыши начинают проситься на горшок.
Уход за ребенком на втором месяце
В 1,5 года ребенок стремиться к самостоятельности, не всегда у него получается задуманное, а задуманное не всегда адекватно и безопасно.
Поэтому задача родителей в этом возрасте создание безопасной среды для малыша, а также условий, для совершенствования его социальных навыков и умений.
Подстраховывать малыша надо незаметно для него, так чтобы он не потерял интерес к исследовательской деятельности.
Очень важны в этом возрасте прогулки на свежем воздухе, гимнастика и закаливающие процедуры.
Питание ребенка в 1 год 6 месяцев
После года у детей происходят существенные изменения пищеварительной системы: появляются коренные зубы, развивается жевательный аппарат, формируются слюнные железы, увеличивается объем желудка.
Следует помнить, что процесс жевания развивается постепенно, поэтому переход от густой пищи к твердой должен быть постепенным. Некоторые малыши могут лениться жевать кусочки пищи, в этом случае родителям необходимо проявлять настойчивость. Понемногу давать пробовать малышу салаты из натертых на терке овощей. В первые и вторые блюда добавлять небольшие кусочки пищи
Для полуторагодовалого малыша очень важно правильно распределять различные виды пищи в течение дня. Так, блюда, богатые белком, жиром, экстрактивными веществами следует давать в первой половине дня, так как они могут возбуждать нервную систему, тяжелее перевариваются, что может привести к нарушению сна.
- В вечернее время лучше давать малышу каши, молочные блюда.
- Порции в горячем виде у детей должны быть во время каждого приема пищи.
- Свежие фрукты и овощи в этом возрасте ребенок может получать при любом кормлении.
После 1,5 лет дети, как правило, переходят на 4-х разовое питание. Интервалы между приемами пищи становятся неодинаковыми, но родителям следует придерживаться часов кормления. Например, завтрак — 8:00, обед — 13:00, полдник — 16:00, ужин — 19:00. Ну или подстроить режим питания ребенка под свой, привычный для всей семьи.
Рекомендуется, чтобы первое и последнее кормление малыша состояли из каши, овощных блюд или кисломолочных продуктов.
Обед должен быть самым сытным и состоять из двух главных блюд (первое и второе). Это может быть суп или борщ на первое и мясо или рыба с овощами на второе. Также во время обеда можно предлагать малышу салаты из сырых овощей.
Перед сном малыш может выпить молоко или кефир.
Необходимые обследования в 1 год 6 месяцев
Теперь Вы посещаете педиатра 1 раз в три месяца. На приеме врач оценивает физическое и нервно-психическое здоровье ребенка.
- Начиная со второго года жизни, ребенка 1 раз в год должен осматривать стоматолог, если вы еще его не посетили, то самое время это сделать.
- На втором году жизни лабораторное обследование (клинический анализ крови, мочи, анализ кала на копроскопию и яйца гельминтов ) проводится 1 раз в год, при необходимости и наличии показаний, чаще.
- В 1 год 6 месяцев (18 месяцев) — делается ревакцинация от полиомиелита, столбняка, дифтерии, коклюша (ReV1 — АКДС, ReV1 — ОПВ).
Как играть с ребенком в 1 год 6 месяцев
Какие игрушки подходят для данного возраста?
Для развития речи хорошо подходят различные картинки, книжки, кубики с изображениями предметов, животных, фруктов, транспорта. Книжки с потешками, стихами.
- Для развития координации движений подходят мячи разных размеров, обруч, гимнастические палки, двигающиеся машины, каталки.
- Для сюжетных игр отлично подойдут игрушечные животные, куклы, кукольная мебель, детская посудка, одежда, игрушечная ванночка, коляска, наборы фруктов, овощей и другие.
- Для расширения знаний о предмета, формах, цветах понадобятся игрушки матрешки, неваляшки, пирамидка, цветные кубики, цветные колпачки (стаканчики), ленточки, совки, ведерки, формочки для песка, конструкторы, игрушки со вставными геометрическими фигурками (активный куб) и другие.
- Для развития музыкальных способностей отлично подойдут музыкальные игрушки — стучалки, молоточки, ксилофон, барабан и другие.
- В этом возрасте очень полезно развивать у малыша мелкую моторику, для это отлично подходят игрушки со шнуровкой, игрушки в которых нужно соединять детали, вставлять одни предметы в другие.
- Во время любых игр и занятий с малышом не забывайте хвалить его за его успехи.
У Вашего малыша сейчас самый активный познавательный возраст. Он впитывает всё «как губка». Уделяйте своему ребенку как можно больше времени, отвечайте на его вопросы, учите его, объясняйте ему всё что ему интересно, дарите свою любовь и заботу. Всё что он получит от Вас сейчас, в дальнейшем он перенесет во взрослую жизнь.