Дети – самое ценное, что есть в жизни каждого. Мы стараемся воспитать их как можно лучше. Но иногда возникают ситуации, когда мама и папа не знают, как правильно поступить в той или иной ситуации. В такой ситуации советы психолога родителям могут помочь решить самые острые проблемы. На что же нужно обращать внимание, воспитывая своего ребенка?
Ваш ребенок является уникальным. Он не похож ни на кого, в том числе и вас. Ребенок не является вашей копией, поэтому нельзя требовать от него реализовать написанный вами жизненный сценарий.
Ваше чадо – это самостоятельный человек, со своими достоинствами, недостатками, способностями, желаниями и предпочтениями. Предоставьте ему право выбора во всем. Пускай он сам принимает решения в ответственные моменты. Делайте упор на его сильных сторонах и положительных качествах. Принимайте его таким, каким он есть.
Не стесняйтесь своей любви к ребенку и ее демонстрации. Не надо бояться, что вы «залюбите» его.
Он должен чувствовать в вас надежную опору в жизни и понимать, что вы его поддержите в любой ситуации. Старайтесь как можно чаще брать ребенка на колени, смотреть ему в глаза, обнимать и целовать. Ласка является лучшим методом поощрения.
В тоже время не допускайте вседозволенности в воспитании. Необходимо чтобы в вашей семье были установлены некоторые рамки и запреты, которых вам нужно строго придерживаться.
Перед тем как наказывать остановитесь, и подумайте, а действительно ли ребенок сейчас заслуживает наказания. Ведь сначала можно попробовать решить вопрос с помощью ласки и просьбы. Если же наказание действительно является мотивированным, то не обходимо четко объяснить причину наказания.
Не забывайте, какую огромную роль в жизни ребенка исполняет игра. Именно в игровых моментах можно передать малышу все что, ему необходимо знать. Именно с помощью игры можно рассказать малышу о жизненных ценностях и приоритетах. Игра помогает детям и родителям лучше понимать друг друга.
Необходимо не забывать о значении общения с ребенком, старайтесь делать это как можно чаще. Научите ребенка, выражать свои чувства и эмоции. Это поможет ребенку в понимании других людей и своего поведения.
Стиль вашего отношения к ребенку сказывается не только на поведении ребенка, но и на его психическом здоровье. Если ваше чадо чувствует негатив к себе, это может вызвать проявления скрытой агрессии.
Помните, что от того как вы общаетесь с ребенком зависит его умение сопереживать другим, чувствовать эмоции как положительные, так и отрицательные. При общении с ребенком, помните, что процесс коммуникации требует понимания своего собеседника, его чувств и эмоций.
Самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей
- Недостаточный объем знаний родителей о формах и методах воспитания.
- Часто родители не имеют единых требований, в таком случае ребенок выбирает более удобную для него сторону.
- Часто родители дают негативную установку деятельности ребенка. Избегайте таких выражений как «Ты не умеешь…», «Сколько раз тебе можно рассказывать…», «Разве это не понятно…». Такое отношение способствует формированию заниженной самооценке и комплексов неполноценности. Ребенок перестает верить в свои силы.
- Даже если вы и даете негативную оценку, то помните, что нужно давать оценку поступку, действию, но не переходить на личность. Переживание низкой самооценки, которая вызвана отношением взрослого, способствует развитию невротического синдрома.
- В вашем общении с ребенком важно все от эмоциональной окраски до интонации. Особенно для детей раннего возраста важен не смысл, а эмоциональное окрашивание вашего разговора, в котором вы заключаете свое отношение к вашему малышу.
Никогда не сравнивайте вашего ребенка еще с кем-то. Это будет иметь только негативные последствия, так как может нанести психологическую травму вашему маленькому человечку. Также такое поведение взрослых способствует развитию негативизма, эгоизма и зависти.
- Контролируйте степень психологической нагрузки на ребенка. Следите за тем, чтоб она не превышала возможностей ребенка.
- В ваших отношениях должен быть плавный переход от наказания до поощрения, от отрицательного к одобрительному тону.
- Одной из ошибок, которые встречаются, не так уж редко является гиперопека и идеализация, проявляющаяся в чрезмерной, слепой любви к своему чаду.
- Авторитарный стиль воспитания, который имеет признаки слишком сильной и неоправданной строгости, грубости и авторитарности. Иногда это сопровождается физическими методами наказания.
Либеральный стиль воспитания, который проявляется чрезмерным попустительством и вседозволенностью. - Родители пытаются избежать ответственности и перекладывают свои заботы на детский сад, школу, милицию.
- Бестактность в общении с ребенком. Не стоит проявлять свое остроумие в отношении вашего чада.
- Чрезмерное потакание материальным запросам ребенка.
- Отсутствие желания интересоваться жизнью детей: их интересами, друзьями, досугом.
- Создание тепличных условий для ребенка.
- Частые ссоры, которые наблюдают дети.
Как сделать общение родителей с детьми эффективным?
В процессе общения с ребенком приложите все усилия для того, чтобы ребенок понял, что вы понимаете его эмоциональное состояние, настроение, чувства связанные с той ситуацией, о которой он вам рассказывает.
Все что для этого необходимо – это внимательно выслушать ребенка, а затем ненавязчиво своими словами повторить, то, что вам рассказал ребенок.
Так вы дадите ребенку возможность разобраться в своих чувствах, он поймет, что вы его слышите и слушаете.
Если ребенок проговаривает с вами свою проблему, это уже успешное начало для того, чтобы избавиться от нее.
Когда вы общаетесь с ребенком, старайтесь внимательно следить за его жестами и мимикой. Иногда дети не хотят нас огорчать и говорят, что все нормально. Но если присмотреться их невербальным способом выражения своих чувств (дрожит подбородок, глаза блестят или «на мокром месте»), то можно сразу догадаться об истинных чувствах ребенка.
Старайтесь в любой ситуации поддержать ребенка, даже без слов. Для этого можно использовать все возможные тактильные способы: улыбка, объятия, подмигивание, кивок головой, взгляд в глаза.
Вы не можете быть готовыми ответить на любой вопрос. Но старайтесь не отвечать на вопросы ребенка насмешливым тоном, ведь он способен выдать вас лучше, чем ваши слова и глаза.
Ссоры родителей неблагоприятно влияют на психику ребенка
Поддерживая разговор необходимо демонстрировать свою заинтересованность в теме вашего общения. Можно задать следующие вопросы: «Вот это да! А что же было потом?», «Ой, как интересно! Расскажи мне…»
Когда вы проводите с ребенком время используйте игры, которые вам знакомы с детства. Например, для развития мелкой моторики – перебирайте гречку. Для развития координации разрешите ребенку полазить по деревьям. Для того чтобы развить речь и кругозор – говорите с ребенком. В процессе общения можно решить множество тончайших психологических проблем.
Помогайте ребенку снять мышечное и нервное напряжение. Это можно сделать с помощью массажа или даже легкого растирания тела. Если нет возможности сделать вышеперечисленные процедуры – просто обнимите ребенка, погладьте его по голове и скажите, как сильно вы его любите.
Похвала ребенка — как это делать правильно?
Самое главное, что нужно запомнить о похвале – это то, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы его поддерживали и хвалили. Все действия ребенка должны начинаться с чувства успеха, которое должно проявляться не только в конце, но и вначале любого дела. Задача родителей создать условия для ощущения чувства удачи, радости поиска, преодоления.
Однако перед родителями встает вопрос, а за что и как правильно хвалить ребенка, какие поступки или особенности его личности нужно подчеркнуть и акцентировать на них свое внимание. Здесь главным ответом будет не за что хвалить, а как это делать.
Ваши искренние одобрения и похвальба способны сотворить поистине чудеса. Это даст ребенку возможность поверить в себя и свои возможности.
А как же не следует хвалить? Прежде всего, нельзя хвалить за то, что ребенку и так легко дается или дано природой. Хвалить необходимо за труд и усилие, которое, ребенок сделал.
Если же вы будете одобрять просто наличие определенных способностей, то это вряд ли, принесет какой-то позитивный результат, для развития ребенка.
Наоборот, такое стиль общения может только навредить, особенно если это часто повторять.
Если вы будете постоянно хвалить ребенка без надобности, то он привыкнет к этому и будет постоянно ожидать и требовать похвалы. Это может вызвать проблемы в общении с окружающими его людьми. Так как ребенок будет уверен в своем полном превосходстве над другими.
Это чревато проявлениями эгоцентризма и формированием завышенной и неадекватной самооценки. Он будет постоянно ожидать восхищения и похвалы от окружающих.
Если же похвалы прекратятся, это будет вызывать у ребенка психологический дискомфорт, который в будущем приведет к появлению зависти, мелочной обидчивости, ревности к чужому успеху, подозрительности и других качеств.
Крайне нежелательно хвалить ребенка за то, что ему дается легко перед теми, для кого это практически нереально или очень тяжело сделать.
Это может очень тяжело травмировать психику ребенка. Это может привести к снижению побуждения к делу. Такое несправедливое противопоставление не вызовет желания брать пример с того, кого несправедливо захваливают. Наоборот это может вызвать только чувство угнетения и обиды.
Полезный совет напоследок
Нельзя хвалить чересчур часто, когда на то нет явной необходимости. Похвала при этом обесценивается, вызывая чувство дешевого успеха. Возникает бездумное отношение к тому, что говорят взрослые.
Похвала должна быть за конкретный поступок, за достижения ребенка, а не за личностные качества ребенка. В противном случае можно сформировать завышенную самооценку и высокое самомнение.
Если в будущем ребенок увидит, что окружающие не так восторгаются им, то это приведет к появлению неврозов и истероидных черт характера.
Советы психолога родителям пятилетних малышей
В возрасте четырех лет малыши становятся более понятливыми, уступчивыми, более мягкими, их чувства – более глубокими, а мысли – более сложными. У детей в этом возрасте обнаруживаются устойчивые симпатии и, соответственно, антипатии.
Они дорожат вниманием и любовью своих родителей и близких им людей. Однако все это может заметить не каждый родитель. Поэтому следует поинтересоваться темой развития карапуза в информационных источниках. Мы предлагаем прямо сейчас поговорить про воспитание детей 4-5 лет.
Детские инициативы
Детки очень стараются быть «хорошими», и в возрасте 4-5 лет особенно важно эти старания использовать и закреплять, чтобы они превратились в привычку делать добро. Очень важно в этот период научить детей делать хорошие поступки правильно, то есть советуясь с родителями. Это необходимо, чтобы детские инициативы вызывали положительные эмоции у окружающих людей, а значит, были радостны и для самого малыша.
Плохо, когда ребенок, на его взгляд, сделал что-то хорошее, а родители за это ругают. При частом повторении подобных ситуаций можно совершенно отбить у детей желание помогать или радовать ближних.
Для того чтобы поддержать и развить в крошках желание заботиться, делать добро, родителям необходимо ненавязчиво советовать, правильно направлять их инициативы, рассказывать детям разные истории с правильными и поучительными примерами.
А для этого необходимо общаться с собственным чадом, находить время на совместные прогулки и беседы, получать удовольствие от общества маленького человека с богатым внутренним миром и неограниченными возможностями. Ведь вы их еще не ограничили своей категоричностью и запретами?
Запасаемся терпением
Чем еще отличается психология ребенка 4-5 лет от психологии детей более раннего возраста? Какие советы родителям по воспитанию их малышей могут дать специалисты, чтобы помочь вырастить людей, здоровых и морально, и физически? Кроме любви и мудрости, для этого потребуется огромное терпение! Вот ключевое качество, которое необходимо мамам и папам в воспитании деток.
В первую очередь терпение понадобится в отношении засыпания малышей четвертого года жизни, вернее их нежелания засыпать в одиночестве. Дело в том, что в этом возрасте у детей появляется обостренное чувство любви к родителям. Они хотят находиться рядом с мамой, играть возле нее же или в шаговой доступности от нее, даже если она в настоящий момент времени не взаимодействует с ними.
Попробуйте выйти из комнаты, где находится ребенок, даже если он занят и, похоже, не обращает на вас никакого внимания. Карапуз тут же оставит игру и пойдет вас искать. По этой причине малыши 4-5 лет начинают бояться темноты. И если вы не хотите подвергнуть риску нервную систему любимого чада и не хотите превратить боязнь в болезнь, не уходите от него, пока он не уснет.
А если ребенок проснулся посреди ночи и заплакал или пришел к вам, не ругайте, а успокойте и примите в свою постель или отведите назад в детскую и дождитесь, когда ребенок заснет. Детская комната – мир малыша. Попробуйте сделать его максимально безопасным и привлекательным.
Помните: так будет не всегда, этот период закончится. Ваш любимый бутуз повзрослеет и уже не будет бояться темноты. Все, что необходимо, – проявить терпение, любовь, понимание и помочь пережить этот непростой промежуток жизни.
Хочу все знать
Чем еще отличается психология детей возраста 4-5 лет? Активным развитием сферы познания. Этот факт нужно использовать как можно полнее для развития мышления. Именно сейчас малыши задают множество вопросов об окружающих их предметах и явлениях.
В их сознании начинают появляться и развиваться причинно-следственные связи, которые следует правильно и вовремя направлять. Так что поторопитесь ответить на все вопросы как можно точнее и полнее. Не отмахивайтесь от своего «почемучки».
Дети учатся делать выводы о проявлении различных положительных и отрицательных поступков, которые они наблюдают в своем окружении. Это период, когда мама и папа могут стать для ребенка «учителями жизни», если они, конечно, не переадресуют свое любимое чадо к бабушке или дедушке, тете или дяде, а еще печальнее – если к улице.
Малыши четвертого-пятого года жизни задают много вопросов. Иногда они задают один и тот же вопрос несколько раз в день. Не уставайте отвечать детям.
Ваше долготерпение вкупе с любовью воспитает и в ребенке соответствующие качества характера, которые вернутся вам в умноженном виде, когда уже вы будете задавать ему одни и те же вопросы по несколько раз, но значительно позже.
Вопросы, которые карапуз повторяет раз за разом, и полученные на них убедительные ответы позволят ему лучше понять и усвоить услышанное. Ответы нужно давать правдивые и развернутые.
Если же вы достоверно не знаете того, о чем крошка вас спрашивает, не бойтесь признаться в этом и пообещайте, что обязательно поищете ответ на его вопрос в книгах или спросите у знающих людей, а потом обязательно расскажете.
Осознание себя в обществе
Воспитание ребенка 4-5 лет – очень важный и ответственный период жизни для родителей и для самого малыша.
Психология детская уделяет большое внимание этому этапу развития личности, прежде всего потому, что именно в этом возрасте дети начинают осознавать свое социальное положение в этом мире.
Они понимают, что не являются центром вселенной и их желания не являются первоочередными. Они впервые сталкиваются с размышлениями о том, что нужно уступить, пожертвовать своим благополучием ради ближнего.
В этом возрасте у деток активно начинают формироваться такие важные качества характера, как доброта и чуткость, отзывчивость и великодушие, чувство дружбы и чувство долга. Поэтому важно уделить внимание воспитанию адекватного отношения к обществу и окружающему миру.
Оптимистичное восприятие жизни характерно для этого периода жизни детей. Во все усложняющейся окружающей обстановке его необходимо поддерживать его и научить малыша в любых трудных ситуациях искать выходы. Таким образом можно заложить основы социально устойчивой ко всяким передрягам в обществе личности.
Хорошо рассказывать крохе о правилах поведения в обществе, в детских коллективах, в садике, в семье, на прогулке во дворе, в гостях, в общественных местах, в транспорте. Но еще лучше, если вы будете подкреплять свои слова личным примером: дети впитывают его гораздо быстрее, чем слова.
В это время ребенок очень податлив, он может быть хорошим учеником, следовательно, его можно быстро научить уступать место в транспорте старшим людям, терпеливо ожидать своей очереди в играх или в магазине с мамой, делиться игрушками или вкусной едой, отстаивать свои интересы и прислушиваться к желаниям ближнего.
Как стать другом своему чаду
Воспитание у ребенка 4-5 года жизни дружелюбия – несложная задача, потому что дети очень расположены дружить. Со всеми. Особенно – с родителями. Их психология позволяет с радостью выслушивать советы старших и стараться следовать им. Этот период жизни важно использовать для закладки основ долгосрочной дружбы со своим крохой.
Помните, что друзья не пугают, а любят, поэтому старайтесь наставлять свое чадо через любовь. Даже если малыш не слушается вас, он все равно должен чувствовать, что горячо любим родителями, вне зависимости от поведения и того, сколько ему лет. Не допускайте в разговоре с ним раздражения. Совет Карлсона очень уместен в этом отношении: «Спокойствие! Только спокойствие!».
Только так можно заложить фундамент доверия ребенка к родителям.
Не нужно впадать и в другую крайность, стараясь исполнить все желания детей. Так можно превратить чадо в маленького тирана. Если мама с папой по каким-то причинам не могут выполнить желание чада, то обязательно должны постараться объяснить ему, по какой именно причине: заняты, или не имеют достаточно финансов, или считают, что выполнение его просьбы не принесет ему блага или повредит другим. Детки в таком возрасте уже в состоянии понять объяснения, поэтому не стоит лениться объяснять свои действия и поступки.
Помните: дети учатся понимать все то, что делают взрослые. И от того, насколько умело малышу объясняется отказ, зависит формирование правильного мышления ребенка. Обязательно покажите крохе лучший выход или замену его желанию.
А когда дитя согласится уступить, обязательно похвалите его. Но не всегда стремитесь настаивать на своем.
Когда это возможно, исполните просьбу или желание малыша даже с избытком – так вы научите его делать сюрпризы и дарить любовь другим людям.
Семь методов сотрудничества с ребенком по Джону Грею родителям
В книге Джона Грэя «Дети с небес» автор перечисляет семь правил установления сотрудничества родителей со своими детьми. Вот они:
- Лучше просить, а не приказывать или требовать. Стоит использовать следующие фразы: «Принеси (сделай, скажи…), пожалуйста…»; «Будь добр, …» и т.д.
- Не задавайте вопросов, в которых уже звучит рекомендация к плохому поведению: «Почему ты бьешь Петю?», «Зачем ты разбросал по квартире игрушки?» и т.д.
- Выражая свои просьбы к ребенку, говорите конкретно, употребляя позитивные слова. Например: «Дети, пожалуйста, ведите себя потише» вместо «Вы слишком шумите»; «Умей подождать с ответом» вместо «Ты опять меня перебил».
- Чтобы кроха не сопротивлялся вашим разумным доводам, старайтесь не напоминать и не повторять ему истины, которые он уже хорошо знает. Например, вместо объяснения важности чистки зубов ненавязчиво предложите малышу: «Не почистишь ли ты зубы?».
- Пусть ваши объяснения не станут лекциями: дети их плохо воспринимают и теряют желание сотрудничать со взрослыми. Гораздо лучше, если вы будете побуждать свое чадо задавать вам вопросы, прежде чем что-то сделать.
- Не делитесь с детьми своими негативными переживаниями, потому что они начинают чувствовать свою ответственность за ваше настроение, которую еще не могут понести в полной мере. Избегайте фраз типа: «Мне не нравится…» или «Ты очень огорчил меня…».
- Самое лучшее слово для сотрудничества в этом возрасте – это слово «давай». Оно укрепляет естественные связи между родителями и их детьми.
Любите, цените и понимайте своего ребенка. Ведь вы уже были детьми, а они взрослыми – еще нет. То есть у них нет вашего опыта. Позвольте им приобрести его по мере взросления, а не с ваших слов, да еще в 4 или 5 лет. Для ребенка это непосильная ноша.
Если ребенок застал вас во время близости: 4 варианта объяснения, 4 рекомендации психолога — Моя Кроха
Итак, долгожданная ночь – ребёнок спокойно дремлет, квартира дышит тишиной и спокойствием. Родители, наконец-то, могут уделить время друг другу, занявшись исполнением «супружеского долга». И всё бы хорошо, но внезапно открывается дверь в спальню, и на пороге возникает любопытное чадо.
Вопрос, что делать, если ребенок застал вас во время близости, беспокоит многих мам и пап, которые беспокоятся, что увиденное может привести к психологической травме у малыша или вообще отвратить его от этой стороны человеческой жизни.
Психологи же убеждены, что на детское отношение к увиденным сценам родительской близости влияет в огромной степени реакция на возникшего в дверях ребёнка. Самое важное – не поддаваться панике и не заострять внимание на щекотливых сценах.
Сцены, в которых родители занимаются любовью, чаще всего вызывают у увидевшего их ребёнка крайне неоднозначную реакцию, которая граничит между интересом и испугом.
Застав родителей в столь щекотливой ситуации, маленький ребёнок может подумать, что папа делает маме больно. Уверят его в этой мысли папина раздражительность, крики, нелицеприятные высказывания по поводу его хождения по дому.
В идеале ребёнок не должен становиться свидетелем сексуальных контактов между взрослыми. Однако подобное не всегда возможно, поэтому, если малыш вас «рассекретил», нужно найти правильные объяснения. Выбор слов будет, несомненно, зависеть от возраста юного свидетеля.
Двух- или трёхлетний малыш, заставший маму с папой в момент интимной близости, в силу возраста и психологических особенностей не понимает, что происходит.
В таком случае родителям следует вести себя спокойно и быстро придумать простейшее объяснение своим действиям, иначе малыш начнёт активно интересоваться произошедшим, что может привести к неловкой ситуации.
Чаще всего опытные взрослые говорят, что папа делал маме массаж, они просто веселились, играли и т.д.
При этом не стоит одеваться в присутствии маленького свидетеля, напротив, его следует отправить по делам: принести сумочку, стакан воды, посмотреть, что делает домашний питомец и т.д.
После того как ребёнок вернётся, а мама с папой приведут себя в порядок, можно с ним немного поиграть. Пусть отец покатает его на спине, мама сделает весёлый массаж. Это необходимо, чтобы малыш уверился – всё в полном порядке.
Важно избавить ребёнка от негативных эмоций. Для этого нужно говорить с ним спокойно, доброжелательно, делая акцент на том, что он ошибается, папа не хотел причинить маме боль, напротив, родители испытывают друг к другу исключительно тёплые чувства.
Если трёхлетка настолько впечатлителен, что начинает проситься в родительскую кровать из-за возникших страхов, следует удовлетворить это желание. Пусть малыш заснёт вместе с мамой и папой, а уже потом его можно отнести в собственную постельку. Совсем скоро дети должны успокоиться и забыть об испуге.
Пятилетний дошкольник – достаточно любопытный человечек, активно впитывающий любую информацию, особенно «таинственную», «необычную», «запрещённую».
Несмотря на то что ребёнок в этом возрасте ещё не имеет знаний сексуального характера, он вращается в кругу друзей, которые могут быть гораздо более просвещёнными в таком вопросе.
Если пятилетний ребёнок «застукал» родителей в момент интимной близости, скорее всего, в темноте ничего «экстраординарного» он и не заметил. Кричать, конечно, не нужно, но и подробно всё объяснять про «аиста» также не следует.
Разумное родительское поведение, спокойное объяснение будет способствовать тому, что ребёнок скоро забудет об увиденном. Если же родители уклоняются от детских вопросов, кричат, малыш будет мысленно возвращаться к ситуации и захочет узнать о ней из «других источников».
На следующий день стоит крайне осторожно выведать, что ребёнок успел заметить ночью. Если он в ответ фыркнет, что видел, как вы целовались, просто успокойтесь – он ничего не понял. Всё, на этом обсуждение закончено, к этой ситуации не следует возвращаться.
Как мы уже говорили, дошкольники отличаются любопытством. Если взрослые не удовлетворили детский интерес, существует вероятность, что ребёнок сам начнёт искать ответы, в том числе подглядывая за родителями или заходя к ним в комнату, оправдывая визиты боязнью оставаться в одиночестве.
Многие десятилетки уже в курсе отношений между представителями мужского и женского полов. Но все сексуальные контакты кажутся им чем-то грязным, недостойным, поэтому сцена интимной близости родителей обычно вызывают у детей в этом возрасте негативные эмоции.
Любопытно, что уже будучи взрослыми, очевидцы сексуальной сцены между родителями рассказывают, что в тот момент (и даже спустя много лет) ощущали гнев, обиду, стыд, потому что считали такое поведение чем-то неприличным, непристойным и грязным.
Чтобы избежать негативных эмоций или максимально снизить их выраженность, психологи рекомендуют придерживаться правильной поведенческой тактики.
- В первую очередь, следует успокоиться. Нельзя кричать на маленького очевидца, поскольку он разозлится, почувствует обиду. Лучше всего предложить ребёнку вернуться к себе в комнату и подождать серьёзного разговора.
- Беседа по душам необходима, но её содержание будет отличаться от диалога с дошкольником. С ребёнком предподросткового возраста уже можно поговорить о сексе. Родители кратко объясняют, что между влюблёнными друг в друга мужчиной и женщиной может быть интимная связь. Это совершенно нормально и естественно.
- Десятилетним ребятишкам можно дать почитать книги о сексуальных отношениях, написанные специально для детской аудитории. В них доступно и ненавязчиво написано, откуда берутся дети. Важно лишь подобрать действительно полезную литературу.
Подростку уже хорошо известно из различных источников, что представляют собой сексуальные отношения. И если к посторонним взрослым людям, которые занимаются любовью, он относится спокойно, то к родителям предъявляет совершенно другие требования.
Заставать маму и папу в «неприличном виде» – большой стресс для ребёнка. В такой ситуации невольный очевидец испытывает гнев, брезгливость по отношению к родителям. Кроме того, ему самому стыдно за то, что он увидел это «непристойное» зрелище.
Все эти противоречивые чувства, вкупе с неустойчивым эмоциональным состоянием, свойственным подросткам, может привести к совершенно неожиданным поступкам. Так, на форумах можно встретить истории, в которых уже повзрослевшие люди рассказывают, как убежали из дома, подальше от родителей.
Многие родители опасаются, что откровенный диалог с ребёнком об интимной стороне жизни подтолкнёт его к «разврату». Однако это очередной миф. Напротив, если взрослые после увиденной подростком сцены не обсудят проблему, есть вероятность, что ребёнок начнёт воспринимать секс либо как что-то постыдное, либо как что-то крайне притягательное.
Сексуальное просвещение – важный момент воспитания ребёнка, однако лучше всё же обойтись без подобных экстремальных ситуаций. Чтобы малыш или подросток не смог застукивать родителей за «массажем», необходимо заранее позаботиться о мерах предосторожности.
Опытные родители и психологи советуют придерживаться нескольких полезных рекомендаций.
- Закрывайте дверь в собственную комнату. Как только ребёнок научится ходить и станет путешествовать по ночам по квартире, настало время установить на дверь замок либо задвижку. Это позволит взрослым заниматься своими делами и не бояться быть застигнутыми на месте «преступления».
- Учите ребёнка предварительно стучать в дверь. Подобное правило относится к школьникам и подросткам. Но чтобы требовать соблюдение этого принципа, важно показывать положительный пример. Стучитесь, когда входите в детскую.
- Установите ширму или перегородку. Не всегда у ребёнка имеется отдельная комната, к примеру, если семья проживает в небольшой квартире. В такой ситуации стоит соорудить перегородку или ширму, которая бы отделила вашу постель от детской кроватки. Естественно, необходимо воздерживаться от громких стонов и прочих звуков.
- Ищите другие места для секса. Возможно, нежелание «попасться» на глаза ребёнку будет стимулировать взрослых разнообразить сексуальные отношения. Попробуйте заниматься любовь в ванной комнате, надёжно закрытой от нежданных гостей.
Вопрос, как поступать, если ребёнок «застукал» родителей в кровати, действительно требует квалифицированного ответа. В этот момент все умные идеи обычно вылетают из головы, остаётся только стыд и неловкость.
Но если не обсудить ситуацию с ребёнком, последствия могут быть самыми непредсказуемыми. Решение же проблемы будет зависеть от возраста маленького очевидца. Живите полной жизнью и не забывайте о мерах предосторожности!
Если ребенок застал вас во время.
Личный ответ 8-12-2013, 21:06 2 970 Как объяснить ребёнку, что его маму и папу связывает особенная близость?Дверь спальни открылась и ваш малыш застал вас в самый интимный момент. Как вести себя в такой ситуации? Что говорить ребенку? Советы психолога помогут разобраться в такой ситуации.
Опасно ли для ребенка застать родителей за занятием сексом?
Для детей всех возрастов это безусловная психологическая травма. Ведь он оказывается невольным свидетелем процесса в результате которого он был зачат. Но сексуальность родителей должна оставаться запретной зоной, должна быть окутана тайной.
Зачастую у ребенка уходят годы оправиться после того, как он слышал или видел занятия любовью родителей, даже если на тот момент ему не было и года. При чем дети не видят в таких занятиях и тени любви. Им кажется, что родители дерутся, делают друг другу больно, особенно если родители при этом кричат.
В современном мире дети гораздо раньше узнают откуда берутся дети.
И эта просвещенность замечательна! Но при этом они продолжают выдумывать сказки про капусту и аистов — это дает им возможность свободно мыслить, жить в своем воображаемом мире.
И после этого мира сказок ребёнок сталкивается с реальностью, с порнографией. Это потрясение , конечно, влияет на свободное развитие мышления.
Но если всё же случилось так, что малыш застал родителей врасплох?
Скорее всего, если ребенок увидел то, что не следовало, он не начнет разговор первым. Деликатно выясните видели-ли он что-то ему непонятное. Если ваши опасения подтвердились, то расскажите ему, о том что мама с папой не делали друг другу больно, что они просто ласкались, что взрослым можно так проявлять сильную любовь друг к другу.
Если ребенку не объясняют, а ситуация повторяется, то он постарается забыть о том, что происходит, но это обязательно приведет к негативным последствиям. Последствия могут быть разной формы: плохая учеба, агрессивное поведение, возможны сексуальные расстройства в юношеском и зрелом возрасте.
Но не возможно ведь всегда ждать, когда дети крепко уснут, или вешать засовы на дверь в спальню?
Засовы вешать не обязательно. Нужно как можно деликатнее объяснить чаду, что спальня родителей священная зона, а дверь охраняет их личную жизнь и он не имеет права туда врываться без стука.
Если же ребенок не слушается, отец должен строго сказать, что это комната мамы и папы и входить без стука туда ребенок не имеет права. И стучитесь сами, перед тем как войти в комнату ребенка, тогда и для него это будет проще.
Ребенок в одной комнате с родителями во время отпуска.
Что делать, если ребенок застукал Вас с мужем в постели?
Половая жизнь супругов должна непременно быть полноценной и яркой. Но бывает так, что родители, не позаботившись закрыть двери в свою спальню, оказываются в весьма щекотливой и неоднозначной ситуации, когда в момент исполнения супружеского долга у кровати появляется их ребёнок. Как вести себя, что говорить, как поступать дальше?
Что делать, если ребенок застал вас во время близости?
Действительно, факту нечаянного подсматривания ребенком за родителями приписывают много травмирующих вещей, вплоть до опасения, что дитя вырастет чуть ли не маньяком. На самом деле, если ребенок увидит половой акт родителей, это будет для него гораздо полезнее, чем наблюдение за ссорами в семье.
Другое дело, если ребенок застанет папу не с мамой или маму не с папой. Вот это будет для него колоссальной травмой. Многие родители, кстати, недооценивают то, что дети очень рано понимают, что такое предательство.
Конечно, если ребенок войдет в момент наивысшего кипения страстей, он может и не понять, что происходит, расстроиться, впасть в истерику. Надо его успокоить, объяснить, что ничего плохого не происходит, что родители по-прежнему любят друг друга.
Если ребенок маленький, то нужно сказать, что это что-то вроде спорта. Если постарше, то не надо делать вид, что произошло что-то несусветное, вести себя как преступники, застигнутые на месте преступления, делать из ребенка судью для родителей.
Надо сказать, что это наше взрослое дело, что ты вырастешь и будешь делать то же самое, и хорошо, что у нас это происходит. Мы делаем тебе братика или сестричку. Ребенок должен понимать связь между половым актом и деторождением. Это его нисколько не испортит. Чистота и нравственность лежат в другой плоскости.
Сексуальное любопытство проявляется у детей в возрасте 2-3 лет. Девочка рвется в ванну, где моется папа, а мальчик — к маме. Им важно увидеть обнаженное тело, потому что в этом возрасте закладывается осознание анатомических различий.
- Если ребенка от всего охраняют, если вокруг него возникает сексуальная стерильность, это создает вакуум самоидентификации, который как раз и чреват проблемами в дальнейшем.
- Поэтому, если ребенок заходит, когда кто-то из родителей переодевается, нельзя устраивать истерик, обвинять его в порочности и предрекать, что он станет сексуальным маньяком, как, к сожалению, поступают многие родители.
- Кто-то никогда не берет ребенка в супружескую постель, другие, напротив, спят вместе с детьми. И то и другое — неверно. Нужно иногда брать ребенка в постель на час-два, чтобы он почувствовал себя членом семьи, чтобы он понял, что существует некая интимная связь между людьми.
Рекомендации психолога родителям тревожных детей
Рекомендации родителям тревожных детей
- После нескольких недель болезни ребенок не хочет идти в школу.
- Ребенок по несколько раз перечитывает одни и те же книги, смотрит одни и те же фильмы, мультфильмы, отказываясь от всего нового.
- Ребенок стремится поддерживать идеальный порядок, например, с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности.
- Если ребенок легко возбудимый и эмоциональный, он может «заразиться» тревожностью от близких.
- Ребенок сильно нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения.
- Быстро устает, утомляется, тяжело переключается на другую деятельность.
- Если не удается сразу выполнить задание, отказывается от его дальнейшего выполнения.
- Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими
- Невротики. Дети с соматическими проявлениями (тики, заикания, энурез и т.д.). Проблема таких детей выходит за рамки компетенции психолога, необходима помощь невропатолога, психиатра.
Таким детям необходимо давать выговориться, просить родителей не заострять внимание на соматических проявлениях. Необходимо создать для ребенка ситуацию комфорта, принятия и свести к минимуму травмирующий фактор. Таким детям полезно рисовать страхи, разыгрывать их.
- Расторможенные. Очень активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу стараются хорошо учиться, но если это не получается, то они становятся нарушителями дисциплины. Могут специально выставлять себя на посмешище перед классом. На критику реагируют подчеркнуто равнодушно. Своей повышенной активностью пытается заглушить страх. Возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учебе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой).
Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны учителя и одноклассников. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход их активности.
- Застенчивые. Обычно это тихие, обаятельные дети, они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны в учебе, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками. Боятся о чет-то спросить учителя, очень пугаются, если он повышает голос (даже на другого), часто плачут из-за мелочей, переживают, если чего-то не сделали. Охотно общаются с психологом или педагогом лично (индивидуально).
Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выходы из ситуаций, больше хвалить, признавать за ребенком право на ошибку.
- Замкнутые. Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Могут быть проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Важно найти для таких детей область, которая им интересна (динозавры, компьютер и т.д.) и через обсуждение, беседы на эту тему налаживать общение.
Как помочь ребенку преодолеть тревожность
- Необходимо понять и принять тревогу ребенка – он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций – приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте («Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.
- Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Т.о. вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.
- Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным – например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание, пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в школе – не оставляйте первое время на продленку, избегайте перегрузок.
- В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.
- Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.
- Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить.
- Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет.
- Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то …, но потом произошло то-то и мне удалось …»
- Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки в контрольной – это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание…
- Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.
- Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.
- Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.
- Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта.
- У оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности.