«Дочь совсем не хочет заниматься домашней работой…», «Сына не заставишь вынести мусор…» и много-много подобного можно услышать в разговорах мам. Источник жалоб не пересыхает. Обиды и непонимание с одной стороны, сопротивление явное или скрытое – с другой.
Как приучить ребенка помогать по дому, как объяснить, уговорить или заставить убирать у себя в комнате, выносить мусор, мыть посуду, пылесосить… или хотя бы что-то из списка? Существует ли способ, который наверняка срабатывает, или некоторые дети в этом смысле абсолютно безнадежны?
- Зачем приучать детей к домашней работе? Кому это нужно нам или все-таки им?
- Делать ли разницу между мальчиками и девочками? То есть, соблюдать ли гендерное разделение на мужскую и женскую домашнюю работу?
- Какими способами можно добиться от ребенка помощи по дому?
Зачем?
- Во-первых, затем чтобы облегчить бытовые заботы родителям. Я считаю эту причину разумной и правильной.Принцип таков «мы все живем в нашем доме и все вместе (в силу своих способностей, сил и времени) заботимся о том, чтобы нам тут было хорошо» Если это желает кто-то один (обычно мама), она рискует превратиться в домашнюю прислугу. Ее труд ценится мало и отношение к ней соответствующее.
Ребенок в такой семье оставляет где попало свои игрушки, разбрасывает одежду и обувь, фантики и обертки. И даже грязные тарелки не считает нужным сложить в раковину. При этом он считает само собой разумеющимся, что за ним все убирается как по волшебству.
Если же он сам делает в доме хоть что-то (моет, например, посуду хоть раз в два дня), у него есть шанс зауважать домашний труд и тех, кто им занимается больше него. А так же с большей бережностью относиться к его результатам..
- Во-вторых, затем чтобы научить! То есть, подготовить свое чадо к будущей жизни.
Это тоже вполне здравый мотив. Ребенок, который в 15 лет не знает, где лежат его футболки и не в состоянии разогреть обед, может столкнуться с серьезными трудностями, когда ему придется уехать от родителей (поступив в институт или выйдя замуж/женившись).Конечно, он их преодолеет, куда денется? Но это создаст дополнительный стресс, которого вполне можно избежать, научив азам ведения хозяйства заранее.
К тому же, неприспособленность молодого человека к быту создает предпосылки для его длительной инфантильности и поиску партнера, который не для любви, а для заботы. Не жену/мужа, а психологического заместителя мамы/папы.
Мужская и женская домашняя работа
Да, в патриархальных семьях домашняя работа до сих пор делится на мужскую и женскую. Наверное, это было разумно еще 100 лет назад, когда место женщины было дома, а мужчина своими действиями во внешнем мире обеспечивал жизнь этого дома.
Но в современном мире и женщины и мужчины зарабатывать могут одинаковые деньги. Поэтому, почему бы мужчинам и женщинам не объединить свои усилия и не считаться, кто положит вещи в стиралку или пропылесосит палас? Это явно не убавит гармонии в семье, а только прибавит ее.
Поэтому приучать ребенка помогать по дому нужно, не взирая на то, кто он у вас – мальчик или девочка.
Если у вас сын, было бы неплохо чтобы он умел справляться с домашними обязанностями и впоследствии, когда будет жениться, делал это не только ради гарантированной кормежки и постирушки. А девушка выходила замуж не ради того, чтобы ей чинили кран или машину. А ориентировались они на более глубокие чувства. А для этого желательно ориентироваться в супах и кранах.
Конечно, если в вашей семье нет таких традиций, когда вы с мужем все делаете вместе, то приучить к этому мальчишек будет сложнее. Но… можно!
И, наконец, главный вопрос:
- Если ваше дитя еще совсем крошечное, всё предельно просто: не запрещайте ему копировать ваши действия, когда вы хлопочете по хозяйству. Не обращайте внимания на то, что малыш путается под ногами и мешает. Зато это золотое время, когда можно приучить ребенка к работе по дому легко и играючи. Именно играючи!
Пусть мальчик совершает героический подвиг спайдермена, спасая комнату от наступления игрушек, а девочка посадит своих барби в ряд и учит их навыкам уборки на своем примере. Вариантов масса, ребенок сам будет их выдумывать, стоит пару раз включиться с ним в игру и показать пример. Вы – рядом, и, конечно, поначалу делаете большую часть работы, но постепенно сокращаете ее, оставляя лишь наблюдение, «приём результатов» с обязательной похвалой, а позже, как только чуть повзрослеет, начинаете подключать его к общим делам семьи.
А вот если он подрос, и момент упущен, и здрасьте, подростковый возраст? Протест на протесте, или полное игнорирование, или «мам, я щас, вот только доиграю»… Иногда хочется плюнуть и делать все самой, так ведь?
Да, кстати, можно и так, если уж совсем не получается. Я всегда считала и считаю, что мир в семье важнее порядка. Да и к тому же, постоянно ссорясь с ребенком из-за его помощи по дому, вы рискуете навсегда отбить у него охоту этим заниматься. Потом, когда повзрослеет. В этом смысле это работа не для его будущего, а против.
Да и дети такие бывают, загруженные по самые уши дополнительными занятиями и репетиторами… это тоже причина серьезная. Одним словом, в этом деле, как и в прочих – без фанатизма.
А теперь – конкретные советы!
Конкретные советы
- Ребенок часто не делает чего-то, потому что не умеет делать! Для того, чтобы научиться нужны:
Дать знания – ваша задача
Например, расписать план, как убрать в комнате, или как приготовить какое-то блюдо. Согласитесь, любую задачу легче решить, разбив ее на несколько этапов. Например, план уборки в комнате может быть таков:
- — убрать разбросанные вещи в шкаф, грязные – в стирку.
- — убрать со стола, сложить книги и тетради по местам, всю остальную мелочь – тоже;
- — перестелить постель (или застелить);
- — пропылесосить;
- — вытереть пыль;
— позвать маму.
Хорошо еще ограничить время. От степени запущенности – от получаса до час. Это мобилизует. И пообещать сюрприз, если уложится во время и сделает уборку качественно. Окончание должно быть радостным и неожиданным, дабы закрепить полезный условный рефлекс на уборку.
Навык может приобрести только сам ребенок!
Если, конечно, будет достаточно настойчив.
Нам сейчас кажется – что сложного — почистить картошку или пропылесосить? Чепуха, 10 минут! Но для того, чтобы понять (вспомнить), с какими сложностями сталкивается ребенок, попробуйте-ка, например, приготовить обед, пользуясь как основной не правой (если вы правша) а левой рукой.
То есть, резать, чистить, солить – все левой! Уверена, на приготовление самого простого супа у вас уйдет в 3 раза больше времени, чем обычно. (Это, кстати, пример из моего личного опыта – я пробовала). Именно с таким чувством беспомощности ребенок делает непривычные для него дела. Это нужно отмечать и хвалить.
- Похвала обязательна! К тому, что сделал ребенок (пусть и не идеально!) – внимание и похвала. А придирок допускать нельзя.
Нет ничего хуже, чем когда мама вновь и вновь возвращается к уже сделанному делу и каждый раз находит недостатки. Ясно, что они есть! Но идеала не достичь, а ребенок сделал все так, как сумел на данный момент. В следующий раз сделает лучше, если вы не отобьете охоту. И, конечно, по этому же поводу:
- Домашняя работа не должна использоваться как наказание! Никогда, ни в коем случае! Это тоже очень плохой задел на будущее. Представьте, например, жена просит мужа: «Помоги с уборкой!». А он слышит: «Ты плохо, ты провинился и будешь наказан!!!» И вместо того, чтобы спокойно помочь, или спокойно отказаться, начинает яростно сопротивляться и ссориться. На ровном месте. Зачем нам это?
Ребенок- ваше зеркало!
И напоследок о причинах, почему дети все-таки в большинстве своем не любят хлопоты по быту и о том, как приучить ребенка помогать по дому, лишьслегка изменив свое собственное поведение.
Как научить ребенка убирать за собой игрушки и наводить порядок
«Порой мама удивляется, как быстро ребенок приучается к порядку и чистоте в садике или в школе и как сложно его приучить к этому дома. Эта разница в поведении, как правило, открывается маме внезапно. Оказывается, ребенок может быть опрятным и соблюдать порядок! Почему же дома мама никак не может добиться такого же результата?
Или, например, есть дети, которые, кажется, родились с порядком в голове. Они, еще не умея ходить, ползая по коридору, обязательно отгибают угол коврика обратно, если он завернулся.
Или им не нравится, как одет слюнявчик, как лежит салфетка, как что- то упало и лежит на полу. Они указывают маме на это. Таких детей намного легче приучить к чистоте и порядку, потому что само устройство их психики требует упорядочивания пространства.
Но что делать с теми детьми, которых вполне устраивает мусор, бардак в вещах и беспорядок в игрушках?»
Что мешает ребенку приучиться к чистоте и порядку?
Посмотрим на основные помехи в приучении ребенка к желанному порядку.
1. Контекст возраста и зрелости
Маме нужно задать себе вопрос: насколько мой ребенок готов убирать за собой и следить за своей чистотой?
Очевидно, что младенец никак не может за собой ухаживать.
Ребенок в 1 год может подставлять личико, чтобы мама вытерла его салфеткой. И убирает игрушки, следуя указаниям мамы.
К 2,5 годам у ребенка вырабатывается внутреннее желание быть опрятным. И это касается в первую очередь дел с горшком. Но и следить за своими грязными от краски или пластилина ручками ребенок уже тоже может. Убирать свои игрушки ребенок, как правило, не хочет, но в игре с мамой включается азарт, и ребенок справляется с задачей.
К 3,5- 4 годам ребенок может уже сам собирать игрушки, желая быть хорошим маминым ребенком, чтобы мама продолжала хвалить и любить.
С 6-7 лет ребенок способен думать о порядке, который от него требуется. И, наконец, следить за своей чистотой.
Самая главная мысль в контексте зрелости состоит в том, что ДО этого времени мы были ориентиром, гидом для ребенка по порядку и чистоте. Мы говорили, ребенок делал. Мы показывали как, а ребенок выполнял. А сейчас наступает время, когда он сам напоминает себе внутренним голосом: «Надо бы мне убрать. Надо бы мне помыть руки. Хорошо бы навести порядок у себя на столе».
С этих пор мама чаще замечает, что и без подсказки ребенок убрал за собой.
Помеха же состоит в том, что мама не учитывает контекста зрелости и может требовать от ребенка невозможного по возрасту самоконтроля, доводя его до слез. Получается, что мама раздражена тем, что у нее не выходит приучить ребенка к порядку, а ребенок не понимает, чего от него хотят.
Учитывайте, что до тех пор, пока кора головного мозга ребенка не созрела до способности к самоконтролю (к 5- 7 годам жизни), ребенок не может следить за своим порядком и чистотой осознанно. Придется напоминать снова и снова.
Не злитесь за грязь и бардак у детей до 6 — 7 лет. Они еще в силу возраста не способны следить за чистотой так, как это могут делать взрослые. Однако, если ребенок и в 10 лет не может сам следить за порядком, то это проблема либо со зрелостью и надо разбираться, что мешает. Либо проблема организации функции ребенка по соблюдению чистоты и порядка.
Так бывает, когда мама хотела бы оградить ребенка не просто от труда, но, порой, и от жизни. Мама руководствуется правилом: «Убирать будет, когда вырастет». Помеха может быть в том, что ребенок вырастает без какой- либо потребности содержать вокруг себя чистоту. С таким человеком находиться рядом, иметь дело, работать и жить мягко говоря- сложно.
Естественную потребность человека держать пространство вокруг себя в порядке отразили слова Маленького Принца: «Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету…Это очень скучная работа, но совсем не трудная».
3. Мама переделывает уборку на глазах у ребенка
Другая крайность — когда ребенок навел порядок и чистоту, а мама начинает переделывать все на свой манер у него на глазах. Что делает мама? Обесценивает труд ребенка. Дает ему послание: «Своими стараниями ты добавил маме проблем».
Так мама не дает ребенку возможность справиться с задачей так, как он это видит. Не верит в способность ребенка сделать что-то по-иному, чем мама привыкла.
Это может привести к тому, что ребенок вообще откажется убирать из-за невозможности и нежелания добиться идеальной уборки.
4. Мама ругает ребенка за сделанную уборку еще больше, чем за не сделанную
Прямое послание: «Руки растут из одного места». И здесь могут быть 2 типа последующей реакции. Во- первых, ребенок перестанет убирать, помня об уязвимых чувствах от прошлой уборки. Во- вторых, наоборот, ребенок будет усердно убирать, чтобы доказать маме свою способность справляться. Иногда такое усердие доводится до навязчивой идеи о чистоте любыми способами.
Особенности приучения к порядку
Так почему в садике, в школе, у бабушки в гостях, в лагере ребенок быстрее подчиняется правилу порядка и чистоты, а дома нет?
Есть 2 варианта объяснить это:
- В саду, школе, лагере действует общее правило для всех. И дети подчиняются ему, потому что давление на тех, кто игнорирует всегда интенсивнее, чем дома. Давят взрослые и общность детей. Как это так, все убирают, а ты нет? А ну давай! Как это так, все делают общее дело, а ты как изгой? А ну скорей! Ребенок подчиняется правилу принадлежности к группе и это ощущение, что ты тоже как все, помогает добиваться от детей нужных действий.
- У бабушки в гостях ребенок подчиняется правилам живее, чем дома, потому что бабушка может быть строже мамы. Давать четче указания, быть в твердой позиции взрослого, держать границы, не давать ребенку выбора. Словом, справляться с ребенком с высоты прожитого опыта. И ребенок следует правилам беспрекословно.
Способы приучить ребенка к чистоте и порядку
- Поставить ребенку задачу по возрасту. Посмотреть, что ребенок может делать уже сейчас. Постепенно добавлять к освоенной функции убирать и поддерживать частоту новые дополнительные моменты.Кроме того, решите для себя, когда уборка и поддержание чистоты станет обязанностью для вашего ребенка? Не просто желание «хочу- не хочу», а обязанностью, которую нужно выполнять вне зависимости от желания.
- До 2-х лет все делать вместе с ребенком, проговаривая, что именно вы делаете и для чего.
- В 2-3 года поручать полить цветы, выбросить что-то, собрать.
- В 3-4 года заправить кровать, вытереть грязь по- нормальному, помыть чашку, собрать игрушки самому.
- В 4-5 лет собирать свои вещи, раскладывать их, полоскать что-то, выносить мусор.
- С 5 лет ребенок может делать многие вещи, главное — научите хорошо.
- Всегда договариваться с подросшим ребенком, за какое время он сделает то, о чем вы просите? Пусть сам решит. «Ну сейчас!», «Как- нибудь потом», «Завтра»- понятия неопределенные. Просите конкретно назвать, сколько понадобиться время? Например. За сегодняшний вечер справишься? Завтра с утра сможешь?
- Заранее выясняйте, что именно будет делать ваш ребенок, а если детей несколько -кто и за что будет отвечать? Так вы минимизируете скандалы, обвинения, обиды детей и свое участие в этом деле. А так же добьетесь, что уборка точно будет сделана. И приучите детей отвечать за свою часть плана.
- Родители платят.
- Поставить ребенку задачу по возрасту. Посмотреть, что ребенок может делать уже сейчас. Постепенно добавлять к освоенной функции убирать и поддерживать частоту новые дополнительные моменты.Кроме того, решите для себя, когда уборка и поддержание чистоты станет обязанностью для вашего ребенка? Не просто желание «хочу- не хочу», а обязанностью, которую нужно выполнять вне зависимости от желания.
Посмотрите на этот пункт и подумайте, чем вы готовы заплатить или поощрить ребенка за то, что он старается поддерживать порядок и чистоту в доме. Особенно это касается момента, что ребенок делает часть взрослых дел. Например, 10-летняя девочка убирает всю 3-х комнатную квартиру сама. Если желание таким образом сказать ребенку «спасибо» вам близко, то чем вы готовы платить? Деньгами? Вниманием? Подарками? Приятными мелочами? Возможностями? Кому- то из детей будет достаточно шоколадки, кому-то нет.
А кто-то из родителей скажет, что деньги за уборку делают из ребенка не участника общего дела, а работника в семье. Какое понимание ближе вам?
- Команда. Родители должны показать ребенку собственный пример, как надо поддерживать чистоту, как лучше и быстрее убрать комнату. Ребенок как бы становится частью команды. Разговаривать с ребенком на темы: куда мы идем и к чему стремимся, убирая свое пространство.
- Очень важно в семье, как распределены обязанности между родителями. Потому что если мама дома делает много, а папа- мало, ребенок всегда возьмет себе меньшую позицию. Будет делать, как папа. И если его чрезмерно (по его мнению) напрягать, он будет сопротивляться и не понимать, почему он должен делать так много, если папа не делает почти ничего. На ребенка будет давить внутренне чувство несправедливости и он будет спорить с вами.
- Напоминать! Эта работа, которую предстоит делать каждый раз. Есть дети, которым нужно напомнить 10 раз. А есть дети, которым нужно сказать 1000 раз. И никто не знает заранее, сколько придется потратить слов и времени. Даже если ребенок внутри себя уже знает, что ему нужно убрать, напоминать иногда нужно.
- Не ругайте ребенка за беспорядок. Вместо этого описывайте то, что видите.
- «Я вижу- валяется твоя обувь посреди коридора»,
- «Я вижу после рисования стол весь в грязи»,
- «Твои игрушки лежат на полу».
Есть такой феномен у наших детей, как внутренний слух, который никогда их не подводит. Когда мы просто описываем то, что видим, ребенок в этом способен уловить правильный посыл. Но помните- на это способны дети после 5 лет. В этом возрасте у них уже есть способность понимать контекст в вашей речи.
- Еще один способ. Не критикуйте за беспорядок, а выражайте пожелания. Вместо: «Что за бардак ты тут устроил? Что за грязь развел?» скажите «Я хотела бы видеть здесь порядок. Я хочу посмотреть на сияющую чистоту».
Говорите ребенку, что убирать место, где ты живешь — это необходимость. И это та цена, которую он платит, чтобы быть причастным к обществу нормальных людей.
Как приучить ребенка к порядку? . Воспитание школьника
Как-то раз я заглянула в комнату сына моей приятельницы и ужаснулась. Грязная одежда была разбросана по полу, несвежие носки были распиханы повсюду: под кроватью, за компьютером, на книжных полках.
На столе — пустая банка из-под варенья и несметное количество пакетиков от конфет, чипсов и попкорна. Под кроватью валялись использованные полотенца, стены украшали ободранные выцветшие постеры…
Очень часто беспорядок в доме приводит к серьезным семейным разногласиям. В ходе одного неофициального исследования выяснилось, что большинство ссор между родителями и детьми происходит вовсе не из-за плохого поведения или прогулов в школе. Главной причиной являются беспорядок в комнате ребенка и его нежелание там убирать.
Родители реагируют на такое поведение ребенка слишком агрессивно: запугивают, стыдят своих детей, не понимая, что подросток просто не замечает беспорядка. Он не нуждается в чистоте.
Не так давно учены доказали, что причина такого отношения к своему жилищу имеет биологические корни.
Изучения с помощью томографии в Институте психических заболеваний показали, что у подростка лобовая часть, отвечающая за распределение последовательности действий, внимание, организованность, находится в развитии почти до 18-19 лет. Так что, проблема заключается не в том, что дети не хотят наводить порядок, а в том, что не знают, как это сделать.
Ну или хотя бы им нужна чья-то помощь. Мы поговорили с тремя женщинами, которые нашли свой собственный подход к данной проблеме. Они смогли приучить своих детей к порядку. Затем мы поинтересовались у профессиональных психологов об эффективности предложенных методов. Вот что мы выяснили.
Соедините уборку и чтение книг
Евгения, мама 10-летнего мальчика, читает сыну книгу, в то время как они убираются в комнате. «Так мы прочитали всего «Гарри Поттера» и «Властелина Колец», — говорит Евгения. — Я сделала это открытие, еще когда сын ходил в садик.
Теперь он любит не только чистоту, но и чтение книг, что очень важно». Если ребенок прекращал уборку и просто слушал, Евгения тоже останавливалась и не продолжала историю до тех пор, пока сын снова не брался за дело.
Теперь, когда ее мальчик занят помимо уроков еще кучей дел (футбол, баскетбол и рисование), они наводят порядок в комнате только по выходным.
Почему это работает
Евгения не только создала благоприятную обстановку для уборки комнаты, она еще и участвовала в самом процессе. Для детей присутствие родителей в любой ситуации очень важно. Им нужны помощь, поддержка взрослого. Используя такой метод, вы сотрудничаете со своим ребенком.
Евгения не навязывала сыну уборку, она не хотела превратить это в наказание. Наоборот, у него появился стимул к наведению порядка в своей комнате.
Если ваш ребенок уже вырос из того возраста, когда ему можно читать, попробуйте ставить его любимых исполнителей, пока сын (дочь) убирается в комнате, советует наш психолог.
Все должно лежать на своих местах
Александра решила вместе со своими дочерями (5 и 11 лет) найти для каждого предмета в их комнате свое определенное место. На это ее вдохновила книга «Организация вашего пространства».
Оказывается, дело не втом, что дети не хотят навести порядок в своей комнате. Они просто не знают, как это делать, или им как минимум необходима ваша поддержка.
«Мы собрали в детской все вещи (игрушки, тетрадки, книжки, одежду, статуэтки и т. д.
), сложили их в коробки, поставили на середину комнаты и по очереди нашли определенное место для каждого предмета, предварительно рассортировав их по категориям, — рассказывает Александра.
— Перед этим я купила много ящиков, каждый мы вместе с дочерями подписали (например, «Мягкие игрушки» или «Конструкторы») и сложили туда соответствующие вещи.
Нам не только удалось разобраться в детской, но я еще узнала кучу интересных вещей про своих девочек. Например, моя старшая дочь обожает красивые кошелечки (были 4-5 маленьких сумочек, с которыми она никак не могла расстаться). Таким образом, появилась коробка с надписью: «Сумочки и кошельки».
Позже дочки пристрастились к тому, чтобы подписывать каждую вещь, особенно им нравилось писать разноцветными маркерами. «Возможно, такой способ помогает детям раскрыть свои желания и пристрастия», — предположила Александра.
Конечно, в комнате девочек не всегда идеальный порядок. Но теперь уборка дается гораздо легче, потому что они знают быстрый и проверенный способ.
Почему это работает
Если вы определите для каждой вещи свое место, то это гарантирует то, что хотя бы половина вещей будет убрана. Иногда ребенку просто некуда складывать вещи, поэтому они валяются на полу и под кроватью. Ребенок обязательно должен знать, куда ему класть грязное белье, ему также необходимы ящики для игрушек и полки для книг.
Планируя детскую, вы должны учесть все вышеперечисленное. Но не забудьте, что малыш нуждается в пространстве — не стоит загромождать его мебелью.
Вместо того чтобы ругать и заставлять детей убираться в своей комнате, предложите им вместе разобраться и выбросить старое, чтобы потом заново создать интерьер.
Если ребенок согласен, обратите внимание на то, что он больше любит: раскладывать вещи по коробкам, подписывать ящики или он быстро устает от уборки.
Некоторые дети долго не могут привыкнуть к новым обязанностям. Не стоит давить на детей и заставлять убираться — это только ухудшит обстановку.
«Я была удивлена, когда узнала, что многие подростки, особенно мальчики, хранят старые мягкие игрушки и машинки под подушками и в других потаенных местах своих комнат», — говорит детский психолог Марина Оськина.
Подростковый период — очень сложный для любого ребенка, порой ему просто необходимы родительская поддержка и понимание.
Помогите ребенку приспособиться к рутинной жизни
Анна разработала целую систему, по которой дети могли бы выполнять свои домашние обязанности. У Анны два сына (13 и 15 лет).
«Всякий ребенок и взрослый могут осваивать один и тот же материал абсолютно разными способами, — рассказывает Анна.
— Однажды я, наконец, осознала, что каждый из моих сыновей нуждается в индивидуальных инструкциях по выполнению одного и того же задания, будь то уборка комнаты или домашняя работа».
Эта мысль пришла ей, когда одному из мальчиков было 10 лет, а второму 12. «Моему младшему сыну стоило только сказать: «Уберись в комнате», — и он тут же это делал, его просто нужно было направить. На старшего же не действовало ничего: ни крики, ни уговоры. Тогда я поняла: для выполнения задания ему надо установить последовательность действий.
Когда я разделяла работу по пунктам, он легко справлялся с задачей». Анна начала с того, что попросила его отобрать те журналы, которые можно выкинуть, и те, которые он бы хотел оставить. После этого предложила ему каждый день делать что-нибудь по дому: в понедельник собрать в комнате грязное белье, во вторник сложить ненужные вещи в коробку и т. д.
«Мой старший сын хочет стать бизнесменом, так что мы пошли в магазин — посмотреть, как обустроен офисный кабинет, какие аксессуары можно было бы приобрести». А младший сын Анны присмотрел себе множество разноцветных ящиков и коробок, в которые он будет складывать свои игрушки и конструкторы «Лего».
«К концу недели в детской все равно царит беспорядок, — говорит Анна, — но я больше не переживаю по этому поводу, потому что уверена — теперь мои мальчики знают, как действовать».
Почему это работает
Каждый родитель должен понимать потребности своего ребенка. «Раньше я тоже постоянно ругала своего ребенка за беспорядок в комнате, — рассказывает психолог Марина Оськина. — Но однажды я увидела, как он читает книжки на полу книжного магазина.
Он брал книгу, прочитывал одну главу, затем брал другую, прочитывал главу из нее от начала до конца и ставил на место. После этого случая я поняла, что для меня беспорядок значит вовсе не то же самое, что для моего сына — просто его мир состоит из других, отличных от моего, вещей.
Мы договорились с ним, что единственное правило, которое нужно выполнять — не хранить испортившуюся еду в комнате, остальное — на его усмотрение».
Терпение и понимание могут принести достойные результаты. Только на своем личном опыте ребенок может понять, насколько важно организовывать свое время и пространство.
Я говорю своему старшему, не помоешь за собой тарелку, будешь с нее обедать, потом ужинать. А если не хочет за собой убирать, говорю, что завтра буду готовить еду только себе. Пока он верит, посмотрим, что дальше будет)
Чтобы ребенку убирать было удобно — должны быть подходящие по размеру предметы мебели. Например, малышу удобней убирать игрушки и вещи в невысокий комод.
Я хочу научить своего брата к порядку. Ему 11 лет. Он , что бы я ни делала, отказывается убирать за собой.Посаветуйте пожалуйста что-нибудь.
К сожалению, родители мне самой не внушили, что должен быть порядок. Моя мама — эдакая «Коробочка» или «Плюшкин». Везде в доме были залежи чего-то нужного, что может пригодиться. А у мужа была совершенно противоположная ситуация. Мне в начале совместного проживания стало неудобно, когда он начал аккуратно делать мне замечания. Пришлось поменять отношение, многого, если честно, я просто не замечала.
Теперь сыну (7 лет) я стараюсь показать плюсы порядка, что это просто приятно, очень удобно, когда можно быстро найти все, что нужно. Уборку делаем вместе, распределив обязанности, помогая друг другу.
такое ощущение, что на нашего 13 летнего пацана все уловки из этой статьи НИКАК не возымеют никакого действия
я давно смирилась с беспорядком в комнате ребенка 🙂 не разрешаю только копить еду и грязное белье, с пола тоже все к ночи должно быть убрано..
в общем, детю беспорядок фиолетов, а если мне не нравится — то я и навожу порядок, правда пол он сам моет 🙂 будет по-старше, вообще в его комнату ходить не буду, сама знаю, иногда вот такой бардак снаружи позволяет организовать «порядок» в голове, ничего, вырастет, перестанет быть «неряшкой», я же перестала почти 🙂
Ой, какя фигня! Все эти ритуальные танцы.
Отчего, меня никогда в жизни не заставляли убираться, даже наоборот (лучше уроки делай, хотя я их и так делала, или музыкой занимайся),, ногя почему-то лет с 10 убирала как миниуи свою комнату, а летом — весь дом ежеденвно (4 комнаты на 2-х этажах+ большая кухня). А моя дочь-подросток не только не желает убрать, но и меня упрекает: «зачем ты убираешь, в доме ДОЛЖНО БЫТЬ грязно!»
В комнатах у детей по-прежнему беспорядок, но мам это больше не беспокоит — это мне одной напоминает известный анекдот?
Статьи интересные, я мама троих студентов-1.2 и 4 курс.Убраться в своих комнатах недопросишься, но когда я сама начинаю убираться, естественно, они помогают.Думала, что только мои такие ленивые, оказывается, они просто не видят беспорядка.Получается я интуитивно правильно поступала. Спасибо за статью.
О том,что для ребенка куча игрушек на полу не беспорядок я догадалась давно:)) но надо же как-то ходить в комнате,значит приходится убирать.
У моих старших детей много ящиков, каждый из них предназначен для определенного типа игрушек и ребята прекрасно знают что где должно лежать,но до пределенного «уровня захломленности» комнаты я их прошу разобрать только вещи и учебники. Каждый ребенок берет свои брюки,кофту ит .д.
, складывает и убирает в шкаф,таким образом через 5-7 минут в комнате практически порядок. А полностью всё убираю я сама,когда дети на занятиях, кстати,они каждый раз замечают,что в комнате чисто и просторно:)) так что они видят кАк должно быть и я надеюсь,со временем научатся наводить порядок самостоятельно.
> «Как-то раз я заглянула в комнату сына моей приятельницы и ужаснулась.»А Вы не заглядывайте в чужие комнаты, не критикуйте детей знакомых, а воспитывайте своих.
Когда мне было 12-14 лет, единственным беспорядочным местом был стул с одеждой. Там висело эдакое кубло из 2-3 штанов, 2 юбок, 5-6 свитеров, 4 рубашек, 2 колготок, пара маек и т.д. Мама сначала просила разобрать несколько дней, а потом забегала в комнату и скидывала все на пол. Приходилось убирать….
Но меня это не злило, потому что мама предупреждала, что сейчас скинет, и с дивным воинствующим видом скидывала. Было забавно. Кстати, не только мне, но и маме. А вообще отношение к порядку закладывается в детстве. Меня в возрасте 2-4 лет очень сильно мурыжили порядком. А
Как приучить ребенка к порядку и чистоте дома. Советы психолога
Многие родители думают, что способность убирать игрушки и поддерживать порядок в своей комнате – это встроенная опция, навык, сформированный по умолчанию. Заблуждение! Научить детей наводить чистоту – обязанность родителей. Как приучить ребенка к порядку – один из самых популярных родительских вопросов. Нужно уяснить два правила:
Призывать сына или дочь к чистоте и порядку в доме бессмысленно, если вы сами его не соблюдаете и не поддерживаете. Основа воспитания – личный пример. Если папины грязные носки живут своей жизнью, если мама не застилает по утрам постель и все дружно копят в раковине грязную посуду – для ребенка это пример, идеал порядка. Требовать от него другого нечестно.
Поздно учить детей следить за чистотой в доме, если привычка разбрасывать вещи не сформировалась в раннем детстве. Не бывает «слишком рано»: понятие о чистоте и порядке закладываются у детей довольно рано: когда малыш начинает ходить, понятно говорить и уже осознает себя не частью мамы, а самостоятельной личностью.В каждом возрасте есть особенности приучения к дисциплине и уборке.
Во избежание конфликтов по поводу неубранных игрушек, родителям малышей придется принять факт: 2-3 года – не тот возраст, когда чистота в комнате наводится без напоминаний. Наберитесь терпения.
До четырех лет дети в силу своих физических и психологических особенностей не в состоянии самостоятельно и без просьб взрослых наводить порядок в комнате и раскладывать вещи по местам.
Детям комфортнее находиться в хаосе, это их способ организации пространства. Но это не значит, что с этим надо смириться. Если в семье действуют определенный нормы и правила, прививайте их и ребенку.
В этом возрасте уборка – это увлекательная игра. Важное для малыша время, проведенное вместе с мамой. Придумайте игру, результат которой – чистая и убранная комната.
Инициатор уборки мама, а ребенок помогает. Не стыдите ребенка, если он просит помочь с уборкой игрушек.
Если вы видите, что чадо проявляет инициативу и начинает прибирать игрушки или помогать с делами по дому – не одергивайте, не высмеивайте и не критикуйте.
Конечно, 3-летний малыш не сотрет пыль тщательно. Но попытки похвальны. Подхватывайте их и поощряйте. Пусть у ребенка будет своя тряпочка или совочек. Детям в возрасте «я сам!» это важно.
Пусть совместная уборка станет привычкой и ритуалом. Вы должны делать это вместе регулярно, не от случая к случаю.
Привычка прибирать вещи уже сформирована и ребенок может раскладывать игрушки по местам после игр самостоятельно.
Ребенку должно быть комфортно прибираться. Выдвижные ящики, полки, расположенные на доступном для ребенка уровне.
Прежде чем требовать от сына или дочки идеальной чистоты, убедитесь, что сын/дочка знает места для игрушек. Хорошо, если порядок определите вместе и разложите игрушки, как ему удобно.
Отличный помощник в формировании навыка уборки – сказки.
Язык образов и вымышленных героев – самый понятный и доступный детям в 4-6 лет. Используйте известные сказки и придумывайте сказки вместе с ребенком по ходу уборки.
Возраст, когда порядок становится жизненно необходим для школьников, чтоб ничего не отвлекало от занятий и не мешало концентрироваться.
Систематизация и разделение пространства: организуйте вместе с ребенком порядок в комнате так, чтобы у всех предметов были свои места. Книги в книжном шкафу, игрушки – в ящике для игрушек, одежда – в шкафу, школьные принадлежности в специально отведенном месте.
Попросите ребенка дать определение порядка и беспорядка. Интересно, как он понимает эти слова, какой смысл в них вкладывает.
Уже пора привлечь ребенка к выполнению посильных обязанностей по дому.
Часто родители спрашивают, стоит ли поощрять финансово работу по дому. Нет, если речь идет о каждодневных обязанностях ребенка, которые на него в вашей семье возложены традиционно. Но можно поощрять любую работу, выполненную сверх нормы.
Если уборка посуды по понедельникам и средам – это постоянная обязанность ребенка, за чистую посуду в эти дни платить не стоит. Но если ребенок превзошел себя и всю неделю мыл посуду, а в нагрузку еще и прибрался в шкафу с кастрюлями – такое рвение можно поощрить финансово.
Относитесь с уважением к важным для ребенка мелочам: что может показаться вам мусором, для него – ценная коллекция или материалы для творчества.
Вспомните! Как для вас было важно личное пространство, как вы трепетно оберегали свои тайны и своё право распоряжаться вещами и комнатой. Вспомните и постарайтесь понять подростка.
Не нарушайте личные границы подростка. Его обижает и ранит, если кто-то насильно начинает наводить порядок на его столе и в его голове.
У любого подростка есть тайные места – ящички, шкафчики. Не посягайте на них.
С подростком можно пытаться договориться: не в директивном порядке, а мирные переговоры.
Если беспорядок в комнате подростка – лишь верхушка айсберга и что-то еще в его поведении вас беспокоит, лучше обратиться к психологам, чтобы не упустить время, успеть наладить отношения и помочь подростку справиться.
Особая форма порядка или беспорядок в комнате ребенка – это проявление его натуры. Понять и «прочитать» это послание от ребенка к родителям – сложная и интересная задача. Следите за ребенком, учитесь его понимать, учитесь быть ему другом и наставником.
Как понять, лень или беспорядок – проявление творческой натуры? Какие ошибки допускают родители, приучая детей к порядку? Какие игры помогут научить соблюдать чистоту? Подробнее об этом детский психолог центра «Как Здорово» Виктория Айзикович рассказывает в видео-уроке «Приобщаем ребенка к порядку», снятый для портала «Я – родитель».
Как Приучить Ребенка Помогать По Дому
Осталось разобраться, с какого возраста приучать ребёнка к труду, стоит ли заставлять детей работать или лучше использовать маленькие хитрости, чтобы не превратить обязанности в ежедневную каторгу.
Всему своё время
Уже с двухлетнего возраста ребёнок способен оказывать посильную помощь по дому. Стоит выделить слово «посильная», поскольку полноценным трудом назвать маленькие поручения сложно. Однако стремление к самостоятельности необходимо всячески поощрять.
Что же доверяют детям в разных возрастных периодах?
С двух до четырёх лет
Этот период ещё называют кризисом трёхлетнего возраста, который характеризуется, в том числе, желанием стать более самостоятельным. Эту особенность обязательно учитывают внимательные родители.
Двухлетний ребёнок уже способен выполнять простейшие просьбы: подать маме перчатки, кошелёк, книжки, футляр от очков и т.д.
Все эти вещи должны быть безопасными для малыша – то есть нельзя просить принести что-то острое, тяжёлое или хрупкое.
В этот возрастной период дети обучаются навыкам самообслуживания, поэтому следует всячески поощрять желание ребёнка своими силами снимать и надевать брючки, плавки, футболки.
От родителей же требуется показать ему, куда нужно класть вещи для хранения.
Если ребёнок в этом возрасте будет видеть, как родители трудятся дома и вообще положительно относятся к выполнению различных обязанностей, процесс приучения к труду существенно упростится, поскольку перед глазами будет положительный пример.
Дети дошкольного возраста развиваются очень быстро, с лёгкостью приобретая всё новые и новые навыки. Четырёхлетки уже способны выполнять более серьёзные требования и пожелания.
Например, детсадовцы раскладывают игровые принадлежности по местам после игры, складывают вещи в корзину, кормят домашних животных (меняют воду собакам и кошкам, насыпают сухой корм).
Необходимо активнее приучать ребёнка помогать взрослым при уборке квартиры. Ему вполне по силам бороться с пылью, сервировать стол, раскладывать продукты в холодильнике.
Родителям же необходимо всячески демонстрировать своему чаду, что они ценят его поддержку и благодарны ему.
От шести лет и старше
Совсем скоро ребёнок пойдёт в школу, поэтому крайне важно научить его не просто оказывать помощь при еженедельной генеральной уборке, но и наводить порядок каждый день.
Шестилетки уже способны выполнять следующие домашние хлопоты:
- ежедневно заправлять свою постель;
- убирать игрушки на место;
- складывать одежду в шифоньер или на стул;
- ухаживать за домашними цветами;
- собирать рюкзак в садик или школу;
- следить за домашним животным, убирать за ним, выводить их на прогулку.
Как уже было отмечено, лучше приступать к приучению с самого раннего возраста, ведь трудовые навыки всегда пригодятся. Но можно попробовать привить любовь к домашним хлопотам и в более взрослые годы. Главное – делать это правильно.
Прежде всего, нужно учитывать предпочтения ребятишек. У каждого малыша уже имеется склонность к какому-либо определённому виду деятельности.
К примеру, одни дети стремятся к упорядочиванию и систематизации, поэтому им нравится рассортировывать предметы по определённым параметрам. Другие любят следить за растениями или пушистыми питомцами.
Таким образом, важно лишь внимательно следить за собственным ребёнком и интересоваться его мнением. Также можно изучить рекомендации специалистов, которые советуют, что необходимо делать, а от чего лучше отказаться.
Что нужно делать?
- Трудитесь вместе. Не отказывайтесь от помощи ребёнка, отправляя его поиграть. Напротив, предложите ему заниматься домашними хлопотами вместе. Совсем маленький кроха может мыть овощи, дети постарше способны замешивать тесто, нарезать салаты или накрывать на стол.А благодаря вашему присмотру снизится вероятность травмирования.
- Совмещайте выполнение домашней работы с развитием ребёнка. К примеру, уборку в помещении можно проводить параллельно с рассказыванием сказочной истории о Золушке. Убирая игрушки, можно повторять их цвет и т.д.
- Превращайте уборку в весёлое занятие.Этот совет актуален в раннем возрасте и в случае, если ребёнок отлынивает от выполнения домашних обязанностей.
К примеру, кружки и тарелки можно мыть «волшебными пузырями», а уборка игрушек – вообще поиск настоящего пиратского клада.
- Учитывайте возраст и желания ребёнка.Чтобы получать наилучшие результаты, попробуйте составить перечень трудовых обязанностей, которые соответствуют возрастным и психологическим особенностям ребёнка. А уже затем нужно позволить ему выбрать те, какие бы он хотел выполнять.
- Обязательно хвалите за помощь.Это может быть как простая благодарность за выполненную работу, так и стимулирующие слова, которые позволят активнее включать ребёнка в работу. Например: «Ты лучше всех чистишь картофель» или «Лучше тебя никто не справится с прополкой моркови». Конечно, до очень грубой лести опускаться не следует.
Чего следует избегать?
- Не ожидайте идеальных результатов. Малыш не сможет делать что-то лучше взрослого, так что разбитые чашки и тарелки – вполне привычный итог детской помощи. Поначалу придётся что-то переделывать за ребёнком, однако, не на виду у маленького труженика.В ином случае он может подумать, что его работа не имеет смысла.
- Не ругайте. Терпеливость очень важна в деле приучения ребёнка к труду. Конечно, малыша можно заставить делать работу побыстрее, однако он просто физически не способен выполнять обязанности наравне со взрослыми.Если постоянно подгонять, то в следующий раз он попросту откажет в помощи.
- Не рассматривайте домашние обязанности в качестве наказания. В идеале ребёнок должен понимать, что труд – это благо.Если же постоянно наказывать за что-то домашними хлопотами, то дети начнут считать мытьё посуды или выгуливание собаки чем-то негативным.
- Не платите за труд.Оплата за домашние хлопоты – неоднозначное решение.
Психологи советуют поощрять детей не деньгами, а посещением цирка, кинотеатра. Иначе ребёнок станет воспринимать свои прямые обязанности в качестве предмета торга и требовать, соответственно, увеличения оплаты.
- Не делите виды деятельности по половому признаку.Современные дети не признают условностей, поэтому девчонки разбирают компьютеры, а мальчики любят готовить на кухне. В этом нет ничего плохого. Напротив, все ребятишки должны уметь пришивать пуговицы, готовить хотя бы яичницу, застилать постель.
Ну и ещё один важный совет, о котором уже было сказано.
Демонстрируйте позитивную модель поведения – убирайте и мойте за собой посуду, устраивайте генеральные уборки и т.д. Нельзя требовать от ребёнка того, чего вы сами не выполняете.
Чаще всего ленивость и безответственность находятся где-то рядом. Родители жалуются, что их маленькое или взрослое чадо совершенно не помогает.
Проблема распространённая, а её причины зависят во многом от поведения самих мам и пап.
- У ребёнка не сформировалась привычка не то что помогать взрослым, но и просто за собой убирать. Виноваты в этом, естественно, сами родители или бабушки. Малыша ведь жалко, да и зачем ему посуду мыть, вырастет – ещё наработается.
- Взрослые члены семьи вообще не отличаются чистоплотностью. К примеру, отец не убирает одежду в шифоньер, мать оставляет на утро целую гору грязной посуды. Саму квартиру давно не ремонтировали, поэтому желание что-то убирать быстро пропадает.
- Каждый член семьи живёт обособленно, нет привычки выполнять коллективную работу – производить ремонт, высаживать картофель. Ребёнок, что естественно, растёт индивидуалистом и эгоистом.
- Взрослые не хвалят сына или дочь за выполненные поручения, хорошие оценки и т.д. То есть любая работа считается обязанностью, а за неё хвалить, вроде как, и не обязательно.
- Некоторые родители ведут своеобразную «политику», отличающуюся постоянным изменением настроения и требований. То есть мама поначалу не обращает внимания на неубранную кровать, а затем принуждает устроить генеральную уборку.
- Некоторые взрослые начинают принуждать детей, что заставляет последних яростно протестовать. Особенно такое часто встречается в подростковом возрасте.
И всё же самая частая причина – родители не видят разницы между счастливым и беззаботным детством. В первом случае ребёнок трудится себе и другим во благо, а беззаботность отличается тем, что все акценты переносятся с активной деятельности на постоянный отдых.
Чтобы не столкнуться с ленью подростка, нужно начинать воспитывать ребёнка трудом с младых ногтей. Естественно, выбор занятия должен учитывать возраст и особенности отпрыска.
Итак, причин для того, чтобы дети отказывались от помощи родителям, достаточно много. И если одни сами всё выполняют без напоминаний, то от вторых практически невозможно добиться хоть какой-то поддержки. Как исправить поведение маленького «нехочухи»?
Прежде всего, не следует паниковать и сравнивать своё чадо с другими, более работящими ребятишками. А чтобы изменить детское поведение, нужно сначала измениться самому.
- больше общайтесь с ребёнком, отказавшись от сидения за компьютером и просмотра телевизионных передач. Пожалуй, это универсальный совет, как говорится, на все случаи жизни;
- перестаньте ругать ребёнка по любому поводу. Наоборот, постарайтесь сблизиться и узнать его предпочтения. Возможно, знание пристрастий поможет ему выбрать подходящий вид деятельности;
- если вы дали какое-то обещание, обязательно его сдержите. Это также поможет установить доверительные детско-родительские взаимоотношения;
- обязательно хвалите даже за самую малую помощь. Пусть ребёнок знает, что вы цените его усилия.
Установив более доверительные отношения, воспользуйтесь советами, которые представлены выше. Если позитивных итогов добиться не удалось, попробуйте обратиться к психологу. Он изучит ситуацию со всех сторон и подскажет наиболее оптимальное решение данной проблемы.
Приучение к труду – процесс не всегда простой. Возможно, у вас есть собственный вариант решения ситуации, но всё же полезно будет запомнить, что необходимо:
- поддерживать детскую инициативу;
- помогать ребёнку с возникающими трудностями, обучать, как нужно правильно выполнять то или иное действие;
- не оплачивать выполнение домашних обязанностей;
- всегда говорить «спасибо» за усилия;
- не требовать, а просить или предлагать выполнить работу;
- учитывать особенности и пристрастия ребёнка;
- не наказывать трудом за проступки;
- демонстрировать позитивный пример.
Чтобы ребёнок знал, как помочь маме, нужно начинать приучать его к выполнению домашних обязанностей с раннего возраста. В этом случае у вас не будет хлопот в дальнейшем с маленьким помощником.
Ну и напоследок следует отметить, что желание всё делать самостоятельно (потому что так быстрее) может сыграть злую шутку в дальнейшем. Если вы не хотите в один прекрасный момент услышать грубый отказ от ребёнка на просьбу помочь, запаситесь терпением и трудитесь вместе с крохой.
И, если поначалу у него не всё будет получаться, то совсем скоро вы сможете доверять ему и более серьёзные дела. К всеобщей радости и пользе.
С какого возраста нужно приобщать ребенка к помощи по дому?
Зачастую нам легче справиться со всеми делами по дому самостоятельно – и быстрее, и качественнее. Но дети часто проявляют желание помочь – как вести себя в этом случае? А что делать, если ребенок подрастает, а помогать по дому соглашается с трудом? Когда и как нужно начинать приобщать ребенка к домашним хлопотам?
Генеральную уборку Мама объявила. Только, что это такое, Объяснить забыла. Одним из самых частых запросов от родителей является — как приучить ребенка собирать свои игрушки? как заставить ребенка помогать мне по дому? Давайте разбираться на примере самых частых вопросов и ситуаций.
Моему младшему сыну 8 лет, старшим 11 и 14. Дело в том, что убрать в квартире мне проще попросить старших, но они начали обижаться, что я младшему не даю заданий и он бездельничает, а им приходится все делать самим.
Я заметила, что они сами стали ему давать задания убрать в квартире или помыть посуду, когда меня нет дома. Но у него не очень еще получается и я сразу вижу, что эту работу делал младший.
Вот теперь вопрос: относиться к младшему на равных по отношению к старшими и также давать ему задания, или все-таки еще рано?
Многие задумываются над этим вопросом довольно поздно. А ведь к домашнему быту можно и даже нужно приобщать ребенка чуть ли не с пеленок. Конечно, я не говорю о том, что годовалого ребенка нужно заставлять мыть полы. Хотя вот мой годовалый сын сегодня у меня отобрал швабру, пока я мыла пол ??
Начинать формирование у детей желания оказывать помощь в работе по дому, нужно как можно раньше, начиная с 2-х летнего возраста.
Многие родители боятся лишить своего чада счастливого или беззаботного детства, что не одно и то же. Родитель старается сам делать все дела, даже те, которые под силу ребёнку.
А когда малыш превращается в подростка, родители не могут его приучить к домашнему труду. Время потеряно, а желание у ребёнка отсутствует.
С чего начать?Приучаем к порядку ребенка 2-3 летПриучаем к порядку ребенка 5-8 летПриучаем к порядку ребенка 9-14 летРадикальный метод приучения к порядкуНесколько советов родителямЗаключение Любая мама мечтает вырастить из дочки настоящую хозяюшку, а из сына – опрятного и чистоплотного человека. Но как приучить ребенка к порядку, если малыш любит разбрасывать игрушки и даже не думает убрать за собой?
Когда у нас появляются дети, то нам сразу представляются в будущем успешные, целеустремленные люди, которые хотят в жизни добиться чего-то конкретного, смело принимают решения, действуют, ищут свой собственный путь, а не следуют за чужим мнением. Но чтобы получить сильные побеги этих качеств в будущем, сеять семена надо уже в раннем возрасте.
Как приучить ребенка помогать по дому?Достаточно часто родители сталкиваются с проблемой: подросший ребенок не хочет помогать по дому. Чтобы избежать сопротивления в подростковом возрасте, начинать нужно с самых ранних лет. Залог успеха — когда ребенок с младых ногтей знает, что у него есть свой перечень обязанностей.
11 февраля 2018 Nadya T воспитание, дети, дети 1,5-3 года, дети 3-5 лет, дети 5-7 лет, дети 7-12 лет 0 Всех родителей интересует, какие могут быть и должны быть обязанности у ребенка в семье. По мере взросления, дети, так или иначе, приобщаются к семейному быту и по возможности начинают помогать родителям.
Некоторые сегодняшние мамы и папы убеждены, что домашние обязанности лишают любимое чадо счастливого детства, поэтому сами потихоньку складывают раскиданные игрушки, вещи, книги, даже не задумываясь над тем, как приучить ребёнка помогать по дому.
И всё же подобный подход в корне неверен. Домашние хлопоты приносят большую пользу не только родителям, но и самим детям.
Ребятишки в раннем возрасте, помогая взрослым, ощущают себя полноценными членами семьи, гордятся собственными возможностями, учатся работать в команде.
Помощь ребенка по дому: зачем?Что и как поручить ребенкуНадо напоминать. А платить? Тема помощи детей по хозяйству регулярно обсуждается на родительских форумах.
Мнения самые разные: от «Пусть лучше учится, еще в жизни наубирается» до «Меня в детстве приучали, и я буду приучать».
Для тех, кто еще не решил для себя окончательно, нужны ли ребенку постоянные домашние обязанности и надо ли платить ему за хозяйственные дела, — советы психолога.
Чтобы желание ребенка помочь маме было естественным, нужно просто не запрещать ребенку помогать по дому. Маленькие дети сами хотят мыть посуду, закладывать вещи в стиральную машину, подметать пылесосить. Но делают они это так, что после них нужно все переделывать или даже ликвидировать последствия такой уборке. Но мудрая мама должна понимать, что это — необходимый этап развития малыша.