Если ваш ребенок левша: 6 рекомендаций от детского психолога

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет

Педагоги наконец-то признали, что пытаться переучить левшу – занятие бесполезное.

Но даже с поддержкой педагогов левшам иногда приходится нелегко. Их всего 10% от населения земного шара, а весь мир приспособлен для праворукого большинства. В Международный день левшей Я – Родитель подготовил 10 советов, которые помогут мамам и папам левшей лучше понять своих маленьких гениев.

Быть левшой в современном мире легче и проще, чем раньше, а в какой-то степени даже почетно. Среди леворуких людей много гениев современности, социологические исследования сообщают нам, что левши больше зарабатывают, а сами левши действительно часто – очень талантливые и неординарные личности.

Чем же так отличаются дети-правши от детей-левшей с точки зрения психологического развития?

У леворукого ребенка может возникнуть пространственная путаница, так как у них хуже развито пространственное воображение. Но, как и всем подрастающим малышам, им хочется знать как можно больше.

Именно поэтому левши часто задают вопросы, фиксируют внимание на одном и том же фильме, сказке, отрывке текста. Это не делает ребенка-левшу несообразительным. Просто малышу приходится выстраивать у себя в голове логические цепочки. Ему сложнее докопаться до истины.

Все потому, что за логику отвечает левое полушарие, которое у левши развито меньше.

В воспитании и обучении детей с ведущей левой рукой тоже есть свои особенности. Эксперты Я – Родителя подготовили 10 рекомендаций, которые помогут сделать жизнь маленького левши удобнее и проще.

1. Напоминайте о том, какая рука – правая, а какая – левая

Левша плохо понимает, какая рука левая, а какая правая. Купите ребенку яркий браслет или часы. Можете сделать какое-то украшение вместе с ним. Та рука, на которой браслет – левая. Ребенок быстро сможет сориентироваться при наличии такого напоминания.

2. Не заостряйте внимание на том, что ребенок – левша

Не стоит заострять внимание на том, что ребенок левша. Малыш не должен чувствовать себя чужаком среди сверстников. Родителям стоит постараться действовать как можно незаметнее, помогая ребенку справляться с трудностями. Например, можно попросить учителя посадить ребенка слева за партой, чтобы ему не мешалась правая рука соседа.

3. Приучайте использовать обе руки

С самого юного возраста левшу стоит приучить к работе обеими руками. Это не значит, что нужно отнимать у левой руки ее ведущую роль. Поможет игра с мячом, игра на музыкальных инструментах. Все те увлечения, в которых задействованы обе руки.

4. Не торопите маленького левшу

Ребенок-левша всегда будет медлительнее. Торопить, кричать, показывать свое недовольство – бесполезно. Быстрее леворукий ребенок не станет. Он начнет нервничать, суетиться, паниковать. В результате, ребенок не сможет сосредоточиться на домашнем задании.

5. Повторяйте и закрепляйте знания

Специалистами доказано, что для левшей очень важна систематизация знаний. То есть, если праворукий ребенок может пропустить некоторые нюансы, но освоить тему урока в целом, то для левши это невозможно. Каждый новый материал должен усваиваться поэтапно, с повторением и закреплением.

6. Организуйте учебное пространство под левшу

Следует обратить внимание на правильную организацию рабочего места. Свет и учебники должны находиться с правой стороны.

7. Обучайте ребенка-левшу по схемам и правилам

Леворукому ребенку всегда сложнее анализировать, поэтому предлагайте в процессе обучения простые и понятные схемы. Правила по решению задач лучше сделать схематичными, или вообще составить элементарную памятку по этапам выполнения задания.

8. Повторяйте школьный материал дома

Больше всего проблем возникает у левши в обычной школе. Большой класс не всегда позволяет найти индивидуальный подход к ребенку. Родители должны быть готовы к тому, что большую часть материала придется заново объяснять дома.

9. Уделите внимание письму

Ребеноку-левше практически всегда сложно научиться писать. Школьник может не дописать строчку, писать зеркально. Проблемы возникают и при копировании, переписывании какого-либо текста.

При чтении леворукие дети могут начать делать это с середины предложения. Поэтому особое внимание нужно уделить выработке привычки читать и писать слева-направо. Обращайте внимание ребенка на то, что именно так делать правильно.

Можно использовать для помощи картинки с сюжетами, обычные игровые кубики.

10. Используйте закладку при чтении

При обучении чтению или просто работе с книгами, родители должны использовать закладку или линейку. Левше очень трудно следить за строчками в тексте и не теряться, не перескакивать дальше.

Какой склад ума у вашего ребенка? Узнайте, пройдя тест от Я – Родителя

Елена Кононова

Если ребенок левша

Кто такой левша? Левша – это человек, который пользуется преимущественно левой рукой, а не правой. Автором данной статьи является абсолютно реальный представитель данного типа людей, и давайте вместе с ним попробуем разобраться, является ли такая особенность проблемой или наоборот, возможно, достоинством?

» Левши используют левую руку практически для всех потребностей: начиная от приготовления еды и заканчивая любой тонкой работой. В данном случае рука, которой пишут, не есть показателем. Это я вам как левша заявляю. И специально для левшей и их родителей эта статья.

Чтобы объяснить все о левшах, было написано много книг, раскрывающие некоторые секреты (одна из них — книга французского исследователя Пьера-Мишель Бертран «Зеркальные люди. История левшей»), но многие люди так и не поняли, что значит быть левшой, нужно ли им это понимание и почему люди, использующие левую руку как ведущую, остаются практически беспомощными в праворуком мире.

Почему ребенок левша? Или какие причины появления леворуких детей

Такими причинами могут выступать:

  • Компенсация. В случае повреждения левого полушария мозга, правое берет на себя его функции. Вы наверняка знаете, что полушария нашего мозга выполняют разные задачи и функционируют они наперекрест. То есть, правое отвечает за левую сторону, левое – за правую.
  • Длительная травма правой руки (более 6 месяцев).
  • Теория Гешвинда, согласно которой мозг плода в утробе матери подвергается воздействию высоких доз тестостерона и замедляет рост левого полушария.
  • Ультразвук и его воздействие на мозг плода. Это только теория и ее продолжают изучать, чтобы найти закономерность.
  • Эволюционная теория асимметрии В.А. Геодакяна, которая гласит, что леворукость и праворукость – не патология, но феномен адаптации в ответ на создание экстремальных условий для эмбриона.
  • «Ген левшей», который был обнаружен в 2008 году британскими учеными. Согласно этой теории ген праворукости передается по наследству, а ген сдвига влево выпадает случайно.
  • А в 2012 году исследователь из Канады установила, что левши рождаются в поздних браках (после 30 лет).

Как точно определить, что ребенок левша или правша?

Существует множество тестов для определения родителями ведущей руки у ребенка. Психологи поговаривают, что ведущую руку можно определить даже у новорожденных. В трактовке помогает «поза фехтовальщика» — это то положение тела, которое занимает ребенок в первый месяц жизни, лежа на спине (у леворукого ребенка это выглядит так: правая рука прижата к телу, а левая вытянута вперед).

Также психологи замечали, что ведущую руку можно определить по тому, в какую сторону поворачивает головку ребенок в первые дни жизни.

Для более взрослых малышей существуют другие методы диагностики. Но при этом вы должны сидеть напротив ребенка и все вещи, которые будете ему предлагать для тестирования, класть строго по центру. И не торопите ребенка.

Предложите ему расчесаться и положите перед ним расческу. Обратите внимание на то, какой рукой он потянется за предметом.

Наблюдайте за тем, в какой руке ребенок держит пишущие принадлежности, какой рукой выполняет задачи, направленные на задействование мелкой моторики (делает цепочку из скрепок, вырезает ножницами, откручивает и закручивает крышечки и т.д.).

Если и здесь все будет достаточно неопределенно, тогда задачу можно усложнить с помощью маленькой подсказки – в стакан насыпьте бусинки или горошинки и предложите ему достать их по одной с помощью ложки. В этом случае ребенок обязательно задействует доминирующую руку.

Как левша с большим стажем скажу вам, что лично я, когда беру вилку в правую руку, скорее заколю сидящего справа, чем смогу наколоть то, что у меня в тарелке.

Существует множество тестов на определения «лево-/праворучия» и их можно отыскать в интернете со всеми объяснениями.

Психологические особенности леворуких детей

Чтобы вы понимали в чем дело, нужно знать психологические особенности леворуких детей и понимать особенности их развития, а не бить в набат, объявлять тревогу и говорить ребенку, что он – неправильный.

Как уже указывалось ранее в статье: правое полушарие нашего мозга отвечает за левую сторону, левое – за правую. А, собственно, само правое полушарие отвечает за образное мышление и зрительное восприятие, тогда как левое – за речь, письмо, аналитическое и логическое мышление. Движение тела также координируется наперекрест.

Доктор наук, Виген Геодакян, отметил, что левое полушарие, которое служит для смыслового восприятия и логического/абстрактного мышления, самосознания и положительных эмоций, выключаясь, приводит к депрессии.

В то время, как правое, отвечающее за интуицию, ситуационное мышление, пространственно-зрительные функции и отрицательные эмоции, в той же ситуации приводило к эйфории. Проводя опыты, выключая попеременно то одно, то другое полушария, отмечали, что одинаковые объекты воспринимались по-разному.

А когда проводили групповые исследования, то правши в них вели себя как бОльшие оптимисты, по сравнению с леворукими.

Так вот из всего вышесказанного и выходит, что правополушарные леворукие дети – очень эмоциональные и творческие люди.

Практическая психология дает нам характеристику левши-ребенка:

  • Длительное время упрямы.
  • Часто имеют абсолютный слух, хорошие музыкальные способности, но при этом могут «задерживаться» с развитием речи и воспроизведением отдельных звуков.
  • Нередко «буксуют» обучаясь письму, математике и чтению.
  • Бывают капризными, плаксивыми, подвержены гневу и раздражительности. Но ведь и правши частенько ведут себя не лучше!
  • Еще маленькие люди-левши могут жаловаться на боль в правой руке, нарушение сна, потерю аппетита и усталость.

Леворукий ребенок в школе и дома

И все же, определенная особенность у левшей есть. И это проявляется, когда такой ребенок приходит в детский сад или школу (для понимания: около 17% населения планеты – левши) и берет в руки ручку. Все преподаватели в один голос трубят о том, что ребенок неправильно держит ручку.

А еще хуже, когда левша приходит в школу и уже умеет писать.

Тогда ему показывают «как правильно держать ручку», совершенно не заботясь о том, что его мозг не в состоянии переварить это (лично я – «бракованная левша»: мои родители переучили меня писать правой рукой, несмотря на то, что моя мать также левша… переученная в свое время своим отцом).

Часто леворукие дети в школе становятся объектом насмешек со стороны сверстников и осуждения со стороны педагогов. Их леворукость стараются усердно игнорировать, предоставляя им праворукие условия во время занятий. Это хорошо или плохо? С одной стороны хорошо. Ребенок не отрывается от коллектива.

С другой – это несомненно проблема (в обучении, в частности). Потому что левше нужны определенные условия для решения сложностей с организацией учебы: посадочное место (свет справа, доска справа), отсутствие ограничения пространства слева.

Можно расположить тетрадь так, чтобы верхний левый угол располагался напротив груди, а правый лежал с наклоном вправо.

Что нельзя делать?

Прошли времена темного Средневековья, когда праворукие инквизиторы считали леворуких женщин ведьмами и сжигали их на кострах, прошло время консерваторского Советского Союза, когда утверждали, что люди левши – позор нации, веяние Запада и т.д.

Не пытайтесь переучить ребенка в правшу.

Не противопоставляйте его другим детям и не повышайте ребенку планку, мотивируя это его «особенностью».

Помните, насколько хрупкая психология леворуких детей (во всяком случае, до окончания формирования психики). К тому же, многие известные и талантливые люди были левшами.

Читайте также:  Кабачки и баклажаны при сахарном диабете 2 и 1 типа: можно ли, рецепты, как приготовить блюда

Что стоит делать, если ребенок левша?

Современные родители часто, приходя на консультацию к психологам, просят советов и рекомендаций, как лучше поступить и стоит ли переучивать ребенка или нет? Ведь в этом явлении есть свои плюсы и минусы.

Если ваш мальчик или девочка родились леворукими, то ваша основная задача – разумно воспитать, учитывая особенности обучения, вашего ребенка, а не отучать его пользоваться тем, с чем он пришел в этот мир. Зная характеристику такого человека и его основные черты, можно выяснить и специфику обучения, и какие условия нужно обеспечить.

Такие дети должны заниматься занятиями, которые способствуют развитию моторики обеих рук (плавание, лепка, вышивание, вязание, плетение макраме и т.д.) и занятиями, которые способствуют тренировке и правого, и левого полушарий.

Великие люди левши

В музыке: Никколо Паганини, Людвиг Ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт, Фредерик Шопен и др.

Писатели/философы: Фридрих Ницше, Льюис Кэрролл, Лев Толстой, Герберт Уэллс и др.

Художники: Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Альбрехт Дюрер и т.д.

Ученые: Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Никола Тесла, Иван Павлов.

Политики/военные: Гай Юлий Цезарь, Александр Македонский, Жанна Д'Арк, Махатма Ганди и другие.

Судя по такому внушительному списку, все не так уж и плачевно у левшей… Надо ли что-то менять? «

Читайте нас в социальных сетях

Если ребенок левша рекомендации родителям, десять советов

Осознание того, что ребенок левша, родителями довольно часто воспринимается негативно. Сравнивается с приговором судьбы. Стоит ли так сильно расстраиваться? Всему живому присуще чувство ассиметрии, и наши парные органы не являются исключением этому. Один из них выполняет главные функции, другой проявляет подчинение.

Ведущая роль правой или левой руки, как правило, зависит от трех основных факторов – наследственности. Воспитания и вероятных нарушений, полученных при родах. Леворукость нельзя считать прихотью или дурной привычкой. Это результат особого устройства мозга, индивидуальная особенность малыша.

Итак, что делать, если ребенок левша – рекомендации родителям.

Ребенок левша особенности развития

Левша отличается от своих сверстников не только упрямством. Как правило, такие дети являются художественно одаренными и довольно эмоциональными.

С трех лет такая детвора гораздо лучше рисует и лепит из пластилина, чем ее сверстники. Отличают у таких малышей и хорошие музыкальные способности, не редок абсолютный слух. Но при этом может наблюдаться задержка речи, трудности в произношении некоторых звуков.

Стоит ли переучивать ребенка левшу

Педагогический состав признал, что переучивать левшу бесполезно. Но им все же приходится порой сложно. Численность леворуких составляет не более десяти процентов от всего населения планеты, а мир в большинстве приспособлен для правшей.

Сегодня быть левшой проще и легче, чем раньше, временами даже почетно. Левши очень талантливы, среди них встречается большое количество гениев.

Если ребенок левша подсказки для родителей

Экспертами разработано десять советов рекомендательного характера, упрощающих жизнь маленького левши:

  • напоминайте, какая рука правая, какая – левая. Левша их часто путает. Приобретите малышу яркий браслетик или часики, совместно изготовьте украшение. Рука, на которой надет браслет – левая. Ребенок сможет быстро ориентироваться;
  •  не стоит акцентировать внимание, что малыш – левша. Он должен ощущать себя среди ровесников равным. Родители должны действовать незаметно, оказывая помощь ребенку, который борется со своими трудностями. К примеру, попросите учителя посадить ребенка на левый край стола, чтобы ему не мешала правая рука соседа;
  • учите пользоваться двумя руками. Это следует делать с раннего возраста. Но не следует отнимать у левой руки ее главную роль. Помогают игры в мяч, учение на музыкальных инструментах. Главное, чтобы в увлечении работали две руки;
  • не торопите ребенка. Он всегда действует несколько медленнее. Не стоит кричать на него и торопить – толку не будет. Малыш начнет нервничать и паниковать;
  •  постоянно повторяйте и закрепляйте навыки. Левше противопоказаны пропуски занятий. Любой новый материал должен усваиваться этапами, повторяться и закрепляться;
  • учебное пространство следует организовать под левшу. Источник света и учебники должны располагаться справа от него;
  •  учите малыша по схемам и правилам. Левше сложно анализировать, поэтому старайтесь в обучении закладывать простые схемы и правила. Помогают составления памяток по решению того или иного задания;
  • повторяйте школьную программу дома. В классе левше не уделяется правильный подход. Родители должны понимать, что часть материала из школьной программы придется усваивать на дому самостоятельно;
  • внимание письму. Ребенку сложно научиться писать левой рукой. Читать он начинает с середины строки. Постоянно работайте с малышом, чтобы он усвоил правила письма;
  • при чтении пользуйтесь закладками. Она поможет левше следить за строчками, чтобы не перепрыгивать с них.

Взяв на вооружение эти советы, родители смогут оказать действенную помощь малышам, выполняющим основную работу левой рукой.

Если ваш ребенок – левша

На нашей планете каждый десятый – левша. Однако практически все вокруг

приспособлено под нужды правшей: дверные ручки, ножницы, телефоны, клавиатура и компьютерная мышь – все это создано с

учетом доминирования правой руки человека.

Левше приходится подстраиваться под окружающий его

«праворукий» мир, каждый день сталкиваясь с определенными трудностями. Поэтому

некоторые родители, заметив, что их ребенок предпочитает брать ложку, рисовать

и даже ковырять в носу левой рукой, начинают беспокоиться.

Как

определить левшу

Если у вас зародились подозрения, что кроха – левша,

для начала нужно разобраться, действительно ли это так. До 4-х лет дети

способны в равной степени использовать обе руки. За ребенком постарше

достаточно понаблюдать в течение дня, после чего ответить на некоторые вопросы.

Например, какой рукой малыш открывает двери, гладит собаку, берет яблоко,

бросает снежки, держит чупа-чупс за палочку, чешет макушку… При этом,

предлагая ребенку конфету, яблоко или карандаш, лучше положить этот предмет на

стол, а не давать его в какую-то определенную руку. Запоминайте результаты и

оцените их в конце дня.

Если из десяти заданий минимум семь были проделаны

левой рукой, скорее всего ваше чадо – левша.

Для того, чтобы окончательно убедиться, что ребенок –

левша, можно воспользоваться специальными тестами:

«Поза Наполеона». При скрещенных на груди руках у

левши кисть левой руки оказывается на предплечье правой.

«Переплетение пальцев». Предложите малышу сложить

ладошки и переплести пальцы. Кроха – леворукий, если большой палец левой руки

ложится сверху.

«Жестикуляция». Обычно человек (будь то ребенок или

взрослый) жестикулирует доминирующей рукой.

«Одновременная работа двумя руками». Этот тест

показателен и прост. Малышу в каждую руку нужно дать по карандашу. Затем

попросить нарисовать два квадрата. Выполненный ведущей рукой рисунок будет

совершеннее другого. При этом движения, которые выполняет доминирующая рука,

медленнее, но более четкие.

Линии, начерченные ведущей рукой, ровнее, углы

точнее. Если ребенку перед выполнением задания завязать глаза (или попросить их

закрыть), результаты будут еще более очевидными. Малыша, обученного письму,

можно попросить написать двумя руками свое имя.

Обычно левша ставит руки в

середину листа бумаги и начинает писать правой – слева направо, а левой —

зеркально.

«Вырезание по контуру». Дайте крохе ножницы и

предложите что-нибудь вырезать из бумаги. Ребенок выполнит это задание

доминирующей рукой.

Причины

леворукости

Для всего живого характерна асимметрия, и парные

органы человеческого организма в этом не исключение. Один из органов, как

правило, перенимает первенство. Головной мозг человека состоит из двух

полушарий – правого и левого, у каждого из которых своя собственная функция.

Левое полушарие последовательно обрабатывает

информацию, перебирает возможные варианты логическим образом.

Вследствие этого

человек мыслит конкретно, понимает смысл речи, усваивает чтение и письмо,

способен производить математические вычисления, классифицировать и

анализировать объекты окружающего мира.

А вот обработка информации посредством

восприятия целостного образа, абстрактное мышление, ориентация в пространстве,

интуиция, чувство ритма и музыки – задача правого полушария.

От того, какое полушарие мозга доминирует, зависит то,

какая рука будет ведущей. Причем связь эта осуществляется «наоборот». При более

активном левом полушарии мозга человек становится правшой. Если же первенство у

правого полушария – левшой.

Чтобы понять, почему именно вашему чаду досталась

такая особенность, стоит выяснить, есть ли в вашем роду леворукие. Наличие

родственников с ведущей левой рукой значительно увеличивает шанс для ребенка

оказаться левшой.

Ну а у родителей, один из которых предпочитает левую руку

правой, малыши-левши рождаются в 12 раз чаще. Существует еще одна причина –

подражание.

Когда среди окружающих есть леворукий, кроха может перенять эту

особенность, не являясь левшой по своей природе.

Леворукость

– это не дурная привычка или причуда, а следствие устройства головного мозга,

индивидуальная особенность ребенка.
И переучивать его

пользоваться правой рукой так же безрезультатно, как и заставлять изменить цвет

глаз.

Особенности

развития ребенка левши

Отличия левшей от правшей не заканчиваются на том, что

один малыш активнее использует левую руку, а другой – правую. Все гораздо

сложнее, ведь ребенок левша иным образом перерабатывает информацию, поступающую

из окружающего мира, и реагирует на нее совсем по-другому.

Поэтому существуют некоторые психологические

особенности леворуких детей. Часто они отличаются от ровесников затянувшимся

периодом упрямства и обостренным чувством справедливости. Маленький левша

непосредственен и доверчив, впечатлителен и раним. Неудачи мультяшного героя

могут довести его до слез, тогда как праворукий ребенок научится сострадать

чужому горю в более зрелом возрасте.

Обычно леворукие дети наделены талантами и богатым

воображением. Уже в три года они замечательно рисуют, лепят из пластилина или

глины, отличаются хорошими музыкальными способностями и абсолютным слухом.

Однако говорить они нередко начинают позже своих сверстников, а произношение

некоторых звуков может вызывать у малышей левшей затруднение.

Советы

родителям леворуких детей

Главной проблемой левшей является то, что они

принадлежат к меньшинству. Реалии нашей жизни таковы, что часто правыми

оказываются те, кто сильнее либо принадлежат большинству. Подсознательно малыш

может переживать из-за своей «неправильности». Это беспокойство может

спровоцировать формирование так называемого «комплекса левши».

Как

нельзя себя вести с ребенком левшой

Основной совет в воспитании левши – не пытайтесь

сделать из него правшу, а тем более наказывать его за использование

«неправильной» руки. Переучивать левшу держать ручку или ложку в правой руке –

значит переносить врожденные функции ведущего правого полушария на левое.

Результатом становится следующее:

  • ·       

    малыш, которого переучивают, начинает

    проявлять излишнее упрямство, плохо спит и теряет аппетит;
  • ·       

    на нервной почве у ребенка могут начаться

    боли животе и головные боли, энурез;
  • ·       

    формирование речи у крохи происходит со

    значительной задержкой, появляются логопедические проблемы;
  • ·       

    взрослый, которого в детстве переучивали,

    отличается неумением ориентироваться на местности, неспособностью танцевать,

    плохо воспринимает мелодии.

В общении с ребенком левшой нельзя акцентировать

внимание на его «особенности», подчеркивая отличия правшей от левшей.

Постоянное напоминание об этом, как и попытки переучивать малыша, может

понизить самооценку и сформировать маленькому человеку жизненный сценарий

неудачника.

Природная ранимость и чрезмерная впечатлительность

малыша покажет себя, если на него кричать. Несдержанность родителей, как и

излишняя педантичность, способна привести к потере их контакта с ребенком. Не

воюйте с ним из-за постоянного упрямства, старайтесь сгладить острые углы с

помощью игры.

Если ребенок левша проявил какие-либо таланты, не

стоит стремиться довести их до совершенства, постоянно завышая планку. В

случае, когда родители решили самостоятельно обучить ребенка письму и чтению до

школы, нельзя ругать его за неудачи. Помните, что всему свое время.

Когда наступит школьная пора, не стоит отдавать

ребенка левшу в класс с углубленным изучением предметов. Леворукие дети часто

не справляются с перегруженной школьной программой. А учебные заведения с

жесткой дисциплиной и уставным порядком (вроде суворовского училища или

кадетского корпуса) и вовсе не для них.

Читайте также:  Когда ребенок начинает держать голову: развитие в 4 этапа и 5 упражнений по укреплению мышц

Что

нужно делать, воспитывая левшу

Следите за тем, чтобы леворукость чада не вызывала у

вас раздражения. Детям левшам нужно в три раза больше родительского внимания и

терпения, чем их праворуким сверстникам. Кроме этого, не позволяйте окружающим

давать советы, как переучить малыша пользоваться правой рукой.

Ребенок левша нуждается в похвале. Поощряйте его за

малейшие успехи, делайте сюрпризы и подарки. Обязательно поддержите таланты

малыша и помогите в их развитии.

Быт леворукого ребенка следует организовать с учетом

его потребностей: свет из окна и настольная лампа должны быть справа, тетрадь

или книга иметь наклон справа налево, облегчая тем самым процесс письма и

чтения.

По возможности приобретите принадлежности для левшей. Ручка, не

закрывающая написанное, ножницы и даже специальная зубная щетка помогут крохе

лишний раз не отвлекаться на его «особенность» в повседневной жизни.

Из-за отличий нервной системы, левши быстро

переутомляются. Поэтому занятия с ними следует проводить не дольше 20 минут,

после чего нужно обязательно отдохнуть. Передышка восстановит силы ребенка, и

он снова будет готов трудиться.

Для левши прекрасно подойдет секция с тем видом

спорта, в котором в равной мере задействованы обе руки: лыжи, плавание,

баскетбол. Кружок по лепке или вязанию на спицах, класс фортепиано музыкальной

школы – вот, что можно выбрать для леворукого ребенка.

Если вы убедились в том, что ваше дитя – левша, не

расстраивайтесь и не преувеличивайте трудности, предстоящие в обучении

(например, в усвоении чтения и письма) и повседневной жизни ребенка. Относитесь

к этой особенности позитивно, всегда будьте готовы помочь. Не слушайте советы и

рекомендации, как переучивать левшу. Не стремитесь изменить его. Любите своего

малыша таким, каков он есть.

Ребёнок-левша. Психологические особенности — Психолог

Левшество ребёнка – один из вариантов нормы. Однако, чтобы такое дитя успешно и гармонично развивалось, а его способности возрастали, родителям важно знать о психологических особенностях левшей.

ЛЕВШЕСТВО И ЛЕВОРУКОСТЬ

Необходимо различать левшество и леворукость.  При леворукости доминирующая рука – левая, а не правая как у правшей. При левшестве  активна не только левая рука, но и/или левый глаз, ухо, нога.

Иначе говоря, доминирует уже целое полушарие (правое) и отличия от правшей уже достаточно существенные.

Левое полушарие ответственно за логическое и абстрактное мышление, так как информация им обрабатывается последовательно, правое воспринимает информацию одномоментно, посредством целостного восприятия и сразу формируется образ.

У правшей ведущим является левое полушарие, им более чем левшам свойственна логика, самоконтроль. Отличительной особенностью  левшей является образное мышление, высокий уровень интуиции, сильная эмоциональность и чувствительность. ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

«Чистых» правшей и левшей в мире совсем немного, приблизительно по 8-11%. Остальные индивиды – смешанные (парциальные) типы.

Либо правши с чертами левш, либо левши с чертами правш, чаще праворукие или леворукие  (ниже  в статье размещён тест на левшество). Индивиды, у которых активными могут быть как правое, так и левое полушария называются амбидекстрами.

Ярчайший представитель амбидекстров – Леонардо да Винчи.

Левшами становятся по генетическим причинам или при избытки тестостерона во время беременности, а также вследствие замедления развития левого полушария внутриутробно, тогда правое берёт на себя все функции левого. Это компенсаторное левшество.  Леворуким можно стать из-за травмы правой руки – это вынужденное левшество.

ТРУДНОСТИ ЛЕВШЕЙ

Левшам в России до недавнего времени жилось очень непросто. Незаслуженно пренебрежительное отношение к ним сложилось ещё во времена крепостничества. Все орудия труда были приспособлены для правшей. Немудрено, что левши часто калечили себя и других при таких условиях труда.

Повелось переучивать левшей в правшей. Леворукость при этом исчезала, а вот на головной мозг приходилась усиленная нагрузка, ведь при переучивании ему приходится работать противоестественно.

Наши современники-левши, чьё детство протекало в СССР, могут рассказать немало страшилок как привязывали левую руку, приучая леворукого ребёнка писать правой. Подобные изуверства стали исчезать в СССР с началом перестройки.

В 85 году 20 века МИНЗДРАВ принял постановление, запрещающее учить левшей писать правой рукой и снижать оценки за почерк и наклон. Сейчас леворукость и левшество в нашей стране такой же вариант нормы, как и правшевство.

Несмотря на это, леворукие сталкиваются с рядом проблем, используя технические средства, которые приспособлены под праворуких.Левшество и леворукость доподлинно можно определить в 4-5 лет. До этого дети могут эксперементировать с руками, беря предметы то правой, то левой.

Родителю важно не настаивать на работе какой-то определённой руки. Доминирующее полушарие само выберет, кем ребёнку быть: правшой, или левшой, или амбидекстром ( человек, у которого могут быть одинаково активны как правое, так и левое полушария). ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

Однако наблюдательные родители замечают отличия своих детей-левш от других детей, ещё до определения доминирующей руки. Дети-левши тонки в эмоциях, чувствительны, добры сердцем, очень эмоциональны, они действуют и мыслят нестандартно и творчески подходят к игре. Всё это заслуга усиленной работы правого полушария.

Но вместе с тем у них невысокий самоконтроль эмоций, им часто (не всегда) трудно адаптироваться в детском саду и в школе, поскольку большой коллектив с фиксированными строгими правилами жизни больше подходит для левополушарников, а не для импульсивных и спонтанных левшей. Современная культура ориентирована на людей, у которых преобладает левое полушарие.

И в таких обстоятельствах левши –« белые вороны». На фоне праворуких  они резко выделяются своим оригинальным видением вещей, мышлением, выходящим за привычные рамки, ранимостью, обострённым чувством справедливости, сердобольностью.

Вместе с тем, им больше чем правшам свойственны эмоции со знаком «-»: несдержанность чувств с элементами гневливости, повышенная тревожность, боязливость, сильное смущение, робость, совестливость, чувствительность к несправедливости.

 Особая проблема для левшей,  с которой они сталкиваются ещё в детстве – ориентирование в пространстве (за эту функцию отвечает левое полушарие, которое у левшей уступает правому). Малыши могут врезаться в двери, косяки, стены, у детей постарше изображения на рисунках часто наползают друг на друга.

Родители таких детей нередко беспокоятся за их тяготение к зеркальному письму и рисованию в школе. Их сокровища могут писать зеркально (от последней до первой буквы в слове) и/или снизу вверх, справа налево.

Справиться с этой трудностью можно, если выделять первую букву слова в прописи красным цветом и стрелочками указать направление, куда двигаться дальше, чтобы написать слово, свет лампы при этом должен падать справа. Кстати о стрелочках. Не удивляйтесь, если Ваше дитя путается с определением времени по стрелкам.

Часы со стрелками – изобретение правшей и для левшей определять по ним время в детстве достаточно затруднительно.У леворуких детей труднее, чем у правшей формируются навыки деятельности. Они позднее большинства начинают самостоятельно есть, одеваться. Если маленький левша устанет, то может становиться неуправляемым  или плаксивым, при сильных переживаниях – конфликтным и беспокойным. Желательно следить за тем, чтобы ребёнок достаточно отдыхал и не страдал от перегрузок. У Надежды Кряжевой в её книге «Радуемся вместе» прекрасные упражнения для дошкольников и младших школьников для развития саморегуляции и снятия эмоционального напряжения.

ПРЕИМУЩЕСТВА ЛЕВШЕЙ

Левши живут в мире правшей, их отличительная черта – гибкость (приобретение от того, что им постоянно приходится приспосабливаться).   Человечество эволюционировало вместе с правой рукой и левым полушарием, культура ориентирована на правшей.

Левши, чтобы выжить в современном обществе, подключают уникальные резервы: опираются не на логику и абстрактное мышление, а на образы и чувства. Продукты их деятельности своеобразны и неповторимы, обладают особой ценностью, несут на себе отпечаток индивидуальности их автора.

Тренеры в спорте ценят левшей в командных видах спорта. Среди чемпионов по фехтованию, боксу, теннису немало леворуких.Дети-левши намного опережают в развитии эмоциональной сферы правшей и легче адаптируются к тяжёлым климатическим условиям.

Невероятное достоинство, которым левшам важно не пренебрегать – глубина и богатство эмоционального мира. Именно поэтому, за левшами давно закрепилась слава одарённых людей.

На самом деле, им легко достичь успеха в искусстве из-за сильного воображения и образного мышления, особенно в музыке, театре и в тех сферах, где необходим творческий подход.Левши нестандартные, но очень часто при правильном подходе к их развитию и воспитанию талантливые люди, каждый пятый  гений –

КАК РАЗВИВАТЬ  И  ВОСПИТЫВАТЬ  ДЕТЕЙ-ЛЕВШЕЙ

Левши очень чувствительны к оценкам, нужно поддерживать их уверенность в себе (разумеется, не до самоуверенности). Запрещено сравнивать левшей с кем бы то ни было. Если Вы не можете обойтись без сравнений, то сравните ребёнка-левшу с самим собой. Скажите ему, что результаты, достигнутые им сегодня, намного выше вчерашних.

В совершении повседневных действий левши очень интенсивно задействуют мозг, поэтому родителям необходимо уделять им втрое больше внимания, чем остальным детям, следить за их эмоциональным состоянием, тем более что эмоции – главный индикатор психического благополучия ребёнка.

Им очень полезно  заниматься лепкой, оригами, рисованием красками, особенно пальчиками,  пастелью и цветным песком и т.д.Категорически недопустимо переучивать левшу – это насилие над его психической природой и чревато возникновением потока заболеваний и уменьшением продолжительности жизни.

Нельзя также приучать писать с правым наклоном и требовать от него безотрывного письма. Буквы левшам лучше писать прямо, без наклона.В развитии левшей важно сосредоточиться на подкреплении его творческости, не загонять в рамки, когда он творит.

Однако важно соблюдать режим, быть чаще на свежем воздухе, приучать к дисциплине, но пользуясь не назиданиями и приказами, а советуя. Если Вы сторонник жёсткого воспитания, обойдитесь без запугивания. С левшами дело легко может дойти до невроза страха. А вот если пытаться налаживать с ними хорошие отношения и быть им другом, они многое сделают для Вас.

Бэби – йога по утрам (поищите в интернете упражнения по возрасту) прекрасно дисциплинирует и организует. Если Вы предложите ребёнку представить себя каким-нибудь предметом или животным, с которым проделывают все эти манипуляции, ему будет весело и интересно выполнять упражнения. Важно избегать рутинность во время развивающих и обучающих занятий.

Хорошо использовать этот принцип «Долой РУТИНУ с помощью ФАНТАЗИИ!», если возникают школьные затруднения, ведь там, где активно работает воображение и можно максимально проявить оригинальность, левше комфортно и хорошо. При обучении желательно активно использовать наглядные пособия, рисунки, схемы, формируя у ребёнка яркие образы.

Левша значительно меньше устанет и будет лучше и с удовольствием учиться, если ввести дополнительные занятия в виде мастер-классов, опытов, посещая интерактивные музеи, театры. В школьном обучении делается ставка на слуховое и зрительное восприятия (лекции, чтение) учеников.

Эффективность обучения левши значительно возрастёт, если подключить все модальности его органов чувств: осязание, обоняние, слух, вкус, зрение. Почему бы не изучать географию или историю, готовя с родителями национальное блюдо и знакомясь с традициями народов, постепенно выходя на школьную тематику. Чтение/литературу можно постигать в театре, посещая спектакль по произведению, которое сейчас  проходят в школе. ©Автор статьи, которую Вы сейчас читаете, Храмченко Надежда/

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕВШЕСТВА

Леворукость у ребёнка определяют не раньше 4-5 лет.  До  этого возраста ребёнок может пробовать оперировать то правой, то левой рукой. Однако уже с рождения предопределено кем он будет правшой, левшой или амбидекстром. Нужно пройти серию проб: «Поза Наполеона». Попросите ребёнка скрестить руки на груди. Посмотрите, какая рука сверху: правая или левая. Если левая, то она ведущая. «Замок». Попросите ребёнка сцепить пальцы рук, переплетая их между собой. Посмотрите, большой палец, какой руки у него сверху: правой или левой. Если левый, то ведущая рука левая.Попросите ребёнка сцепить руки сзади и посмотрите, какой рукой, какую руку он держит. Если левая взяла правую, то ведущая левая, и наоборот. «Аплодисменты». Попросите ребёнка поаплодировать артисту. Посмотрите, какая рука у него сверху или совершает основное движение. Если левая, то доминирует леворукость. «Прыжок». Попросите ребёнка подпрыгнуть вверх. Какой ногой он отталкнулся, та и ведущая. «Мяч». Попросите ребёнка ударить ногой по мячу, какой ногой он нанёс удар, если правой, то значит он правоногий, если левой, то преобладает левая нога. «Мишень». Попросите ребёнка прицелиться, глядя на мишень, через кончик карандаша. Пусть зажмурит левый глаз, потом правый, а левый откроет. Если мишень сильно смещается при зажмуренном левом глазе, значит, преобладает левый глаз и наоборот. «Моргание». Попросите ребёнка моргнуть одним глазом. Открытым остаётся ведущий глаз. «Слух». Скажите ребёнку что-нибудь шёпотом, если он подставит левое ухо, то оно у него ведущее и наоборот. Важно, чтобы острота слуха была одинакова. «Часы». Дайте ребёнку механические часы и попросите послушать их тиканье. К какому уху он их поднесёт, левому или правому, то и преобладает.Теперь подведите итоги: насколько у Вашего ребёнка выражено левшество. Это только леворукость, или доминирует левый глаз, а может левое ухо, или левая нога? А может он правша с элементами левшества, если 50/50, значит он амбидекстр.Уникальность, неповторимость, своеобразие – важнейшие качества личности, гордость человека. Левши, как не кто другие, предрасположены к обладанию всем этим богатством. Для этого очень важно развивать задатки, заложенные природой, и не стремиться её сломать или переделать. Вам на помощь здесь придёт психолог. Я специализируюсь на работе с трудностями, которые могут возникать у детей с левшеством и леворукостью. Вы можете записаться ко мне на приём. Первичная консультация — это всегда диагностика со сбором психологического анамнеза у родителей, диагностической беседой с применением различных методик с ребёнком и рекомендации родителям. Стоимость 1500 руб., включая выезд на дом. Длительность 2 часа. Далее — коррекционные занятия. Они очень доступны по цене и организации (на дому у ребёнка или в приёмной специалиста), 600-800 руб., включая выезд психолога на дом. Записаться на консультацию можно здесь=>=>=>Если вы не в Петербурге, а в другом уголке мира, такая помощь доступна и по скайпу. Подробности на страничке «Услуги детского психолога».

Читайте также:  Варикозное расширение вен на ногах: причины, симптомы

Храмченко Надежда

23.11.2013

Если ребенок — левша

     Когда можно узнать, что ваш ребенок левша или правша?

    Предпочтения детей пользоваться правой или левой рукой могут появиться уже в 6-9 месяцев. Но, тем не менее, нельзя точно сказать, ребенок левша или правша и в 2-3 года, хотя уже в этом возрасте предпочтение отдается какой-то одной руке. 

     Обратите внимание, какой рукой ребенок держит ложку во время еды, какой ногой пинает мяч, какой рукой держит карандаш, на какой ноге малышу легче стоять (левша более уверенно стоит на левой ноге). 

    Некоторые дети могут использовать обе руки в равной степени до 5-6 лет, потом они обычно делают выбор в пользу одной руки. 

   Существует еще один тип – амбидекстры. Это люди, у которых не выражено предпочтение какой-либо руки. Они могут одинаково хорошо пользоваться и левой, и правой.

   Правой половиной тела управляет левое полушарие мозга. Левой, наоборот, правое. Каждое полушарие имеет свои особенности и несет определенные функции.

  В работу мозга одновременно включены зоны правого и левого полушария. Постоянно происходит обмен информации между ними. Это называется межполушарные взаимодействия.

     Левое полушарие больше отвечает за чтение, письмо, логику, счет, речь, движение. 

     Правое – за восприятие и узнавание лиц, цвета, форм, образное мышление, музыкальность.

    От того, какое полушарие мозга доминирует, зависит то, какая рука будет ведущей. Причем связь эта осуществляется «наоборот». 

    При более активном левом полушарии мозга человек становится правшой. Если же первенство у правого полушария – левшой.

    Леворукость – это не дурная привычка или причуда, а следствие устройства головного мозга, индивидуальная особенность ребенка. И переучивать ребенка пользоваться правой рукой бессмыслено.

Как самому определить ведущее полушарие?

     Для этого можно попросить ребенка сделать простые движения. Проводя эти тесты, необходимо придерживаться правила — как можно меньше показывать самому.

  • Попросить ребенка переплести пальцы рук «замком». Та рука является ведущей, большой палец которой находится сверху.
  • Попросить ребенка скрестить руки на груди. Рука, лежащая сверху потенциально является ведущей.
  • Попросить похлопать в ладоши. Ведущей является та рука, которая выполняет при этом активную роль.
  • Дать ребенку два карандаша (в каждую руку), завязать глаза и попросить нарисовать два круга. Ведущая рука нарисует более аккуратный круг.
  • Дать посмотреть в видоискатель фотоаппарата. Ведущим глазом является тот, которым ребенок будет смотреть в дырочку.
  • Попросить открутить крышку с бутылочки с водой. Скорее всего, он сделает это ведущей рукой.
  • Попросить вырезать фигурку из листа бумаги ножницами. Он сделает это ведущей рукой, однако, левша или правша ребенок, большинством ножниц удобнее пользоваться правой рукой, поэтому многие левши вырезают правой.
  • Попросить сесть и закинуть одну ногу на другую. Ведущая нога в большинстве случае окажется сверху.
  • Ребенка просят послушать, как тикают часики. Маленькие часики должны лежать или висеть перед ним строго по центру. Каким ухом малыш будет слушать, то ухо ведущее.
  •      В каждом тесте одна рука, глаз, ухо играют пассивную роль, другая рука, глаз, ухо – активную. 
  • Почему так происходит?
  •    Если один из родителей ребенка является левшой, то шансы, что их ребенок будет левшой, составляют по разным исследованиям 15-25% (всего левшами являются около 10-20% всего населения планеты и в последнее время их численность увеличивается).

   Если правшами являются оба родителя, то шансы, что их ребенок будет левшой, составляют 9%. Если левши оба родителя – 25-35%.

  1.     Исследования показывают, что если у ребенка во время рождения были какие-либо травмы левого полушария мозга, стресс из-за преждевременных или сложных родов, кесарева сечения, недостатка кислорода или если мать старше 39 лет, то велики шансы, что ребенок станет левшой. 
  2.    Считается, что левши склонны к гуманитарным наукам, а правши — к точным; левши более мечтательны и часто острее воспринимают проблемы; мыслят образами, вникают в проблему быстрее, поиск решения ведут интуитивно, а не изучают ее последовательно, по частям, как правши, леворукие часто отличаются яркой индивидуальностью, артистическими способностями, очень хорошо проявляют себя в искусстве.
  3.     Отличия левши от правши не заканчиваются только лишь на том, что один ребенок активнее пользуется левой рукой, а другой – правой. 
  4. Главное отличие состоит в том, что у левшей другой способ переработки информации, поступающей из окружающего мира, другие эмоциональные реакции на эту самую информацию.
  5. Обучение левши чтению и письму
  6.     Обучение леворуких детей чтению и письму имеет свои особенности. 
  7.    Начиная читать предложение, ребенок не обращает ни малейшего внимания на то, откуда следует начинать чтение: с начала, середины или конца строки. 

   При письме ребенок не дописывает предложения, теряет строчку. Выведенные им слова часто зеркальны – они написаны наоборот, от последней буквы к первой.

   Помните, что леворукие люди не могут писать на вертикально расположенной бумаге, то есть она должна быть наклонена вправо.

     В принципе, обучение письму происходит также как и у правши. Самое главное — научить правильно держать ручку, с этим у левшей большие трудности! 

    Вы можете использовать прописи для левшей, можете помогать ему писать держа в своей руке — его руку.

    В магазинах повсеместно продаются специальные канцтовары и письменные принадлежности для левшей (ручки, точилки, ножницы, линейки). Если сами не найдете — спросите у продавцов. 

     Ребенок-правша быстро учится определять, где лево, а где право. А вот для леворукого малыша это непростая задача, ведь трудности с пространственной ориентацией – это одна из основных характеристик левшей.

   Чтобы помочь освоить правильное чтение и письмо (слева направо), можно отметить левую руку – надеть на нее браслет или часы, мягкую цветную резинку для волос. С какой стороны отмеченная рука – там и начало ряда. 

   С еще большими проблемами ребенок левша сталкивается при переписывании текста. Ведь он должен не только сосредотачивать внимание на том, что ему нужно переписать, а и перенести текст в тетрадку, выстроив буквы в правильном порядке. 

   Для левши такая задача оказывается чрезвычайно сложной и отнимает много времени и сил.

 Все левши при правописании используют наклон букв, отличающийся от привычного для нас написания. И в этом нет ничего удивительного и неестественного. Просто так им удобно. Заставлять ребенка писать с привычным нам наклоном, значит насиловать его природную естественность со всеми вытекающими отсюда последствиями. 

  • Чего делать НЕЛЬЗЯ?
  •        Ни в коем случае не занимайтесь переучиванием, поскольку этот процесс является настоящим насилием для мозга малыша. 
  •      Знайте, что, переучивая ребенка-левшу держать ложку и ручку в правой руке, вы тем самым и перекладываете врожденные функции ведущего у левшей правого полушария на левое, в котором у них нет так называемой проекционной базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. 
  • Результат переучивания
  •  у ребенка с задержкой формируется речь, возникают разнообразные логопедические проблемы (дело в том, что развивающаяся на базе слухового восприятия речь просто «не понимает», в каком полушарии ей «осесть», ведь упрямые взрослые ее все время «направляют» в то полушарие головного мозга, которое для этого попросту не предназначено);
  • настойчивое переучивание приводит к невротизации ребенка, самыми распространенными симптомами которой являются нарушения сна и аппетита, головные боли и боли в животе, энурез, заикание и т.п.;
  • неумение человека ориентироваться на местности (тот самый пресловутый «топографический кретинизм»), неспособность танцевать, невозможность воспринимать мелодии и пр.
  • не следует заострять внимание на леворукости ребенка. Ни он, ни окружающие не должны видеть в этом что-то необычное. В противном случае у ребенка может формироваться заниженная самооценка, застенчивость и жизненный сценарий неудачника.
  • на ребенка-левшу не следует кричать, иначе он замкнется в себе и со временем потеряет контакт с родителями. Причина в природной ранимости и повышенной впечатлительности.  

Что НУЖНО делать?

     Чтобы ребенок не связывал свои неудачи с тем, что он левша, расскажите ему истории об известных левшах, которые несмотря на свою особенность (а может, благодаря ей!) достигли в жизни больших высот.

Среди них художники Леонардо да Винчи и Пабло Пикассо, композиторы Иоганн Себастьян Бах и Людвиг ван Бетховен, ученые Иван Павлов и Альберт Эйнштейн, полководцы Александр Македонский, Юлий Цезарь и многие другие.

  Если вы убедились в том, что ваше дитя – левша, не расстраивайтесь и не преувеличивайте трудности, предстоящие в обучении (например, в усвоении чтения и письма) и повседневной жизни ребенка. 

   Относитесь к этой особенности позитивно, всегда будьте готовы помочь. Не слушайте советы и рекомендации, как переучивать левшу. Не стремитесь изменить его. Любите своего малыша таким, каков он есть.

Литература о психологии и развитии левшей

И. Макарьев «Если ваш ребенок — левша»

Статья «Так как же все-таки быть с левшами?» в книге С. Мартынова «Здоровье ребенка — в ваших руках».

Т. Марютина, О. Ермолаева «Введение в психофизиологию»

А.

Семенович «Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей»

Есть также специальный сайт-сообщество левшей http://www.levshei.net/, как написано в заглавии «сайт про левшей и для левшей».

Оцените статью
Все о здоровье
Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]