Синдром Аспергера у взрослых. Что это такое, симптомы, тесты, лечение

Синдром Аспергера — врожденное поведенческое расстройство, при котором нарушается социальное взаимодействие и адаптация в обществе: больные замыкаются, перестают интересоваться происходящим вокруг, погружаются в свои переживания и мысли. Они искаженно воспринимают события, не хотят общаться и дружить, испытывают дефицит коммуникаций. При этом у них нормально функционирует ЦНС, а процессы мышления, памяти, пространственной ориентации, понимания, вычисления, обучения и речи отличаются высоким уровнем развития. Подобное «мягкое» и «пограничное» нарушение регистрируется в разных странах и культурах, у лиц любой религии и социального статуса.

Проблемы общественных взаимоотношений у больных обычно сочетаются с физическими признаками — неуклюжестью, неловкость, нерасторопностью. У детей синдром проявляется невозможностью устанавливать и поддерживать дружеские контакты. Они не способны сопереживать своим сверстникам, равнодушны к бедам близких и родных, имеют проблемы с поведением в социуме.

Диагностика синдрома Аспергера заключается в проведении психиатрической и неврологической экспертизы. Поскольку причина синдрома остается неизвестной, стандартной схемы лечения не существует. Методики поддержки включают медицинскую коррекцию, работу с педагогами и психологами, обучение основам социального взаимодействия. Цель подобных мероприятий – устранение клинических проявлений и улучшение жизнедеятельности организма. Дети по мере взросления преодолевают подобные проблемы и постепенно адаптируются в социуме.

Заболевание регистрируется чаще у школьников мужского пола. Синдром получил такое наименование благодаря своему первооткрывателю из Австрии – педиатру Хансу Аспергеру. Врач наблюдал за детьми со сходными клиническими признаками, на основании которых он отнес болезнь к «аутистической психопатии».

Синдром Аспергера обычно развивается у лиц, страдающих апраксией, дислексией, дефицитом внимания, депрессией, высоким уровнем тревоги и беспокойства. Известные люди с синдромом Аспергера: бизнесмены-учредители Форда, IKEA, Apple, а также деятели науки Эйнштейн, Ньютон.

Возможно частичное нарушение координации движения, периодическое головокружение. Впервые заболевание было открыто в 1944 г. австрийским врачом-педиатром и психиатром – Гансом Аспергером. Доктор работал с группой детей, которые отличались от своих сверстников.

Они не умели выстраивать невербальные коммуникации, были не общительными, проявляли ограниченную эмпатию по отношению к другим детям аналогичного возраста. Кроме того, все они отличались выраженной неловкостью, были неуклюжи, часто падали, руками и ногами задевали игрушки, окружающие их предметы.

Как проявляется синдром?

Симптомы этого расстройства аутистического спектра можно поделить на несколько крупных групп:

  • социальные нарушения;
  • коммуникативные нарушения;
  • поведенческие нарушения;
  • нарушения моторики;
  • нарушения воображения и эмпатии.

Как видно, когнитивные нарушения в перечень основных проявлений синдрома не входят. У детей с синдромом Аспергера зачастую не выявляется нарушений умственного развития. Речевые нарушения проявляются только эхолалией, других дефектов при синдроме Аспергера не выявляется.

Необходимо подробнее рассмотреть проявления и признаки синдрома Аспергера у детей, чтобы суметь своевременно выявить нарушение и обратиться за помощью к специалисту.

Социальные нарушения

Большой проблемой для детей с этим синдромом становятся насмешки сверстников

Дети с синдромом Аспергера испытывают сильные трудности при общении со сверстниками. В первую очередь, проблема проявляется в вопросах этикета, которому дети не следуют. При общении со сверстниками серьезную проблему составляет невозможность нормально реагировать на дружеское поддразнивание и невозможность отличить такой стиль общения от оскорблений.

Детям с таким расстройством сложно дается резкая смена деятельности, однако они не испытывают трудностей с длительной монотонной работой.

Обратите внимание! При синдроме Аспергера человек хочет общаться с другими людьми, однако не может наладить контакт, что особенно остро проявляется у ребенка в возрасте 4-6 лет, когда наиболее важно социальное взаимодействие и общение со сверстниками.

Серьезной проблемой для малышей с этим синдромом становятся насмешки. Из-за специфики их выражения эмоций, они часто подвергаются травле от сверстников, что может еще больше усугубить ситуацию и ухудшить и без того слабые навыки социального взаимодействия.

Дети с синдромом Аспергера отличаются зацикленностью на чем-то определенном, поэтому круг их интересов довольно узок

Распознать нарушение можно по специфическому поведению, склонности к зацикливанию на определенной теме и узкой сфере интересов у ребенка. Типичные проявления поведенческих нарушений:

  • необходимость самостимуляции;
  • склонность к упорядочиванию и структурированию;
  • ограниченность интересов.

Самостимуляция проявляется в необходимости совершения таких действий, как раскачивание, кивание, хлопанье, махи руками. Эти действия имеют особое значение для ребенка, позволяя ему удерживать внимание, контролировать эмоции либо успокаиваться.

Дети с таким нарушением испытывают потребность в упорядочивании и структурировании всего в свой жизни. Им необходим строгий порядок, что проявляется в особенностях организации своего пространства. Типичным проявлением такой необходимости является раскладывание конструктора по цветам. При этом если что-то нарушает порядок, установленный малышом, ребенок испытывает сильную тревогу и необходимость снова все вернуть на свои места. Необходимость порядка также проявляется в том, что малышу нужно принимать пищу в одно и то же время, гулять и отходить ко сну по расписанию. При этом любые изменения в привычном порядке вызывают тревогу и сильное расстройство.

Дети с синдромом Аспергера отличаются зацикленностью на определенном предмете, поэтому круг их интересов достаточно ограничен. В юном возрасте пациенты проявляют интерес к типично-детским объектам – динозаврам, НЛО, железным дорогам и автомобилям. При этом интерес сохраняется в течение нескольких недель, а затем сменяется другим увлечением. Как правило, новое увлечение полностью поглощает все внимание ребенка еще на несколько недель.

Координация движений

Одним из сопутствующих симптомов расстройства выступает некоторая неуклюжесть и нарушение координации движений. Детям с такой патологией сложно дается выполнение действий на развитие мелкой моторики пальцев рук.

В более старшем возрасте неуклюжесть распространяется на занятия спортом. Ребенку сложно освоить езду на велосипеде, справиться с дверным замком или открыть небольшую жестяную коробку. Неуклюжесть проявляется в походке – дети часто раскачиваются или шаркают ногами при ходьбе. У некоторых больных очень неразборчивый почерк, в то время как другие дети могут испытывать трудности с таким простым действием, как завязывание шнурков.

Воображение и эмпатия

Дети с синдромом Аспергера не лишены художественного воображения полностью, однако часто испытывают трудности в моделировании ситуаций. Серьезную проблему составляет полное отсутствие эмпатии, что по сути и является причиной коммуникативных нарушений. Ребенку сложно почувствовать и понять эмоции и чувства другого человека, что вызывает сложности при общении с другими людьми.

Виды синдрома у взрослых

Синдром Аспергера у взрослых, симптомы которого проявляются, как психическое расстройство личности, относится к общим нарушениям аутистического спектра. В связи с этим заболевание классифицируют по видовому разнообразию, но с учётом его схожести с аутизмом.

В таблице ниже перечислены типы синдрома Аспергера, а также описаны их отличительные особенности:

Разновидность заболеванияСпецифика клинической картины
ДезинтегративныйВозникает ещё в детском возрасте, но причины его появления связаны с нарушениями умственного развития ребёнка. Болезнь имеет врождённую этиологию, становится приобретённой в результате того, что родители ребёнка не уделяли ему достаточного количества времени, полностью отсутствовал воспитательный и образовательный процесс. По мере взросления признаки заболевания не отступают, а становятся ещё более выраженными. Взрослые люди, страдающие от синдрома Аспергера дезинтегративного типа отличаются замкнутостью, полной апатией к окружающему миру и происходящим событиям. Речь и мыслительный процесс сохранены, но больной с самого детства и уже будучи взрослым выполняет один и тот же перечень действий, ритуалов.
ПервазивныйКлассическое проявление синдрома Аспергера. Ребёнок растёт и развивается в нормальной среднестатистической семье. Его родители воспитанные, образованные люди, не имеющие патологических зависимостей и врождённых привычек. Несмотря на это ребёнок растёт замкнутым. Полностью отсутствуют навыки построения схем невербального общения. Сверстники у него не вызывают интереса. Уже повзрослев, больной отличается высокими умственными способностями, имеет хорошо поставленную и чёткую речь, но ведёт себя крайне скрытно, замкнут, не желает общаться с окружающими. Проявляется это в ограниченной эмпатии. Заболевание протекает стабильно без выраженных обострений и ремиссий.

Симптомы заболевания

Выделяют основные болезненные проявления:

  1. Трудное социальное взаимодействие. Больные часто бывают буквальными, без эмоций. Они не понимают шуток, анекдотов, значения метафор. Пациенты немногословны, часто погружены «в себя», не могут своевременно начать, закончить разговор, вкусная еда ассоциируется с употреблением помоев.
  2. Сложности эмоционального мировосприятия. Такие люди редко поддерживают дружбу, могут начать неприемлемую тему разговора, отличаются некорректным поведением, бывают замкнутыми.
  3. Отсутствие воображения, восторга, чувственности. Пациенты не предвидят итога ситуации, упускают послания через мимику и намеки, заняты четко последовательной, цикличной деятельностью.

Все это создает сложности при общении с другими людьми, что влечет за собой тревогу, беспокойство, замешательство. Присутствует незначительная схожесть с аутизмом.

Определены основные симптомы у взрослых, страдающих синдромом Аспергера:

  • пациенты соблюдают некие порядки и правила, настаивают на их выполнении, упорно действуют по одному шаблону. Возвращение домой другой дорогой может привести к замешательству, ступору;
  • одержимая увлеченность делом, хобби. «Аспергеры» с головой погружаются на изучение своего предмета обожания, развивают свои способности так, что могут заниматься любимым делом;
  • сенсорная чувствительность заключаются в звуках, увиденном изображении, резком вкусе продуктов или напитков. Тревогу может вызвать громкая музыка, яркий свет. Людям тяжело дается восприятие собственного тела.

Точный механизм, запускающий синдром Аспергера, до сих пор является объектом споров мировых ученых и психологов

Стадии и степени

Синдром Аспергера у взрослых, симптомы которого типичны для психического расстройства формирования личности, разделяют на стадии его развития. Тяжесть заболевания напрямую зависит от стадии болезни, которая характеризуется поведенческими нарушениями, присутствующими у взрослого человека.

Выделяют следующие стадии синдрома Аспергера:

  • 1 стадия – взрослый больной проявляет ограниченную эмпатию к окружающему миру и к близким родственникам, но по отношению к незнакомым людям коммуникационные связи слабые (пациент разговаривает только с теми людьми, которые ему нравятся), круг интересов достаточно широк;
  • 2 стадия – эмпатия присутствует, но только к членам семьи, к окружающему миру и посторонним людям больной безразличен, ежедневно выполняет от 6 до 10 видов однотипных действий ритуалов;
  • 3 стадия – взрослый больной не реагирует на попытки родственников наладить с ним общение, заинтересовать его тем или иным действием, является замкнутым, имеет ограниченный круг интересов, не способен передавать своё настроение мимикой лица, либо же строить длинные монологи;
  • 4 стадия – в сочетании с выраженной замкнутостью и отсутствием способности к невербальной коммуникации, присоединяется физическая неуклюжесть, которая выражается в небрежности походки, краткосрочном и внезапном нарушении координации движений, сокрушении рядом находящихся предметов.

Во время проведения дифференциальной диагностики нет необходимости устанавливать стадию развития синдрома Аспергера. Большинство взрослых людей, страдающих от этого заболевания психики, уже имеют признаки 3-4 стадии расстройства личности.

Болезнь хроническая и начинается с раннего детского возраста, поэтому до момента полового созревания уже присутствует весь спектр поведенческих нарушений и физическая неуклюжесть.

Как определить болезнь Аспергера?

Установить диагноз синдром Аспергера намного сложнее, чем классическую форму аутизма. Чем тяжелее протекает недуг, тем более выраженными являются его признаки. Данный синдром считается наиболее легкой формой расстройств аутистического спектра, поскольку какие-либо нарушения речи или психического развития он не вызывает, ранние симптомы практически всегда отсутствуют.

Читайте также:  Сравнение Кардиомагнила и Аспирина Кардио

Распознать черты патологии могут родители, учителя в детском саду или школе, врач, наблюдающий за ребенком. Однако выдвигать подобный диагноз может только детский и подростковый психиатр.

Чтобы наиболее точно описать имеющиеся расстройства, диагностику должны проводить специалисты в области РАС, поведенческого анализа и психологических характеристик. По определенным критериям, разработанным ВОЗ, оцениваются умственные способности, социальные и практические навыки, речь. Для более полного анамнеза изучается история болезни ребенка, подростка или взрослого, проводится анкетирование и опрос родителей. Чтобы исключить органические патологии головного мозга, может быть показано проведение электроэнцефалограммы, КТ или МРТ головы.Стоит помнить, что успех социализации и адаптации человека с расстройствами аутистического спектра напрямую зависит от того, когда обнаружен недуг и когда его начали лечить. Чем раньше это произойдет, тем больше шансов у ребенка вырасти самостоятельным и полноценным человеком.

Симптомы у взрослых

Синдром Аспергера у взрослых, симптомы которого можно обнаружить во время попытки построения коммуникации с больным человеком, является психическим заболеванием. Проявление внешних признаков болезни выглядит следующим образом:

Необычная речь

Взрослые люди, страдающие от синдрома Аспергера, у которых сохранены навыки к коммуникации с окружающими людьми, строят длинные предложения без пауз и выраженной интонации. Они говорят монотонным голосом без проявления, каких-либо эмоций.

Могут повторять одни и те же самые фразы или рассказывать о своих увлечениях, не реагируя на вопросы собеседника. У людей, которые сталкиваются с больными синдромом Аспергера, складывается впечатление, что они разговаривают с компьютером.

Отсутствие мимики

Взрослые люди, у которых диагностировано это психическое расстройство, не проявляют никаких эмоций. Во время диалога у них отсутствует жестикуляция руками. Они не способны передавать чувство удивления, радости, заинтересованности, сострадания с помощью мимики лица, либо же эмоциональная составляющая является слабовыраженной.

Дефицит зрительного контакта

Больные синдромом Аспергера практически никогда не смотрят в глаза своих собеседников. Они не ощущают психологической необходимости в зрительном контакте. Их взгляд постоянно отведён в сторону или обращён в пол.

Если человек со здоровой психикой, обратит на это внимание и попросит собеседника смотреть ему в глаза, то больной может положительно отреагировать на эту просьбу. Он может начать слишком пристально смотреть в глаза не отводя взгляд.

Отсутствие этикета

Для людей с таким диагнозом чужды правила хорошего тона, так как у них нет интуиции и навыков социальных контактов.

Взрослые больные с диагнозом синдром Аспергера могут игнорировать своего собеседника и окружающих, пригласить друга вечером на ужин и не прийти, либо же внезапно отвернуться и начать заниматься своими делами прямо во время разговора. Такие люди просто не знают, как вести себя в обществе.

Необычная навязчивость

Кроме того, что больные этим психическим расстройством отличаются замкнутостью, они могут становиться излишне навязчивыми. Объектом их повышенного внимания становится конкретный человек, которому они симпатизируют. В отношении своего объекта обожания больные предпринимают всяческие действия и попытки зависти разговор.

Синдром Аспергера — первые симптомы, которые нельзя игнорировать.

Люди с такими патологиями психики не готовы к экспромтам и компромиссам. Внезапная отмена похода в ресторан или поездки на природу может закончиться нервным срывом и отказом от общения с близкими.

Наличие индивидуального плана

Взрослые мужчины и женщины, имеющие данный диагноз, живут по своему индивидуальном графику, в котором отведено место для своих ежедневных интересов, выполнения действия ритуалов, хобби, общения с объектом обожания. Если кто-то вмешивается в их размеренный порядок дня, пытается навязать своё мнение, интересы, то у больного возникает приступ неконтролируемой паники.

Повышенная чувствительность

Речь идёт не об эмоциональной составляющей, а о непереносимости тактильных контактов. Люди с синдромом Аспергера не переносят объятий, сторонятся людей в общественном транспорте, могут отказываться от рукопожатия, всегда отшатнуться от человека, который похлопал их по спине. Они могут проявлять повышенную чувствительность даже к внутренним биркам одежды.

Синдром Аспергера у взрослых, симптомы проявления которого выражаются в поведенческих нарушениях личности – это психическое заболевание.

Диагностика патологии является сложным процессом, требующем проведения дифференциального анализа, а также наличия специальных знаний в области психологии и психиатрии. Связано это с тем, что симптоматика болезни очень похожа на шизоидное расстройство личности.

Лечебные мероприятия

Целью общетерапевтических мероприятий при данной патологии является устранение клинических проявлений и улучшение качества жизни больных в обществе. Специалисты должны научить пациентов основам коммуникации и социального взаимодействия.

Общая терапия:

  • Тренировка основных способностей человека, помогающих стать полноценным членом общественной жизни,
  • Психотерапевтическое воздействие,
  • Физическая культура,
  • Массаж,
  • Физиотерапевтические методы,
  • Занятия с логопедом, психологом, психотерапевтом.

Логопед должен научить больного говорить эмоционально, а не монотонно и однообразно. После логопедических занятий разговор детей «оживает», становится ярче и насыщеннее благодаря интонации, акцентам. Коррекция невербального общения также очень важна. Больные учатся использовать в общении жесты и мимику. Психологическая поддержка отвечает за исход лечения. После работы с психологом больные начинают «чувствовать» собеседника, воспринимать его настроение, понимать намеки и шутки. Дефектологи учат больных ориентироваться в окружающем мире.

Все остальные методы помогут справиться с неуклюжестью и неловкостью. Они способствуют релаксации и восстановлению всего организма.

Лекарственное лечение:

  • Нейролептические средства – «Аминазин», «Тизерцин», «Сонапакс»,
  • Психостимулирующие препараты – «Амфетамин», «Эфедрин», «Аминорекс»,
  • Антидепрессивные лекарства – «Амитриптилин», «Флуоксетин», «Доксепин».

Детям с синдромом Аспергера необходимо организовать помощь педагогов-психологов и поддержку родных и близких. Больные дети учатся в обычной школе по индивидуализированной программе, направленной на создание мотивации и способствующей успехам в обучении. Болезнь не прогрессирует: с возрастом симптомы патологии уменьшаются.

Проблемы в социальных и любовных отношениях нередко становятся причиной душевной травмы и могут привести к самоубийству в состоянии аффекта или появлению зависимости — алкогольной или наркотической.

Причины появления

Синдром Аспергера – это сложное психическое расстройство, предпосылки к возникновению которого закладываются на ранних этапах развития центральной нервной системы, когда человек находится ещё в младенческом возрасте.

Врачи-психиатры выделяют следующие причины, которые способны вызвать данное заболевание:

  • наследственная предрасположенность к психическим расстройствам личности (болезни данного типа передаются от близких родственников вместе с генетической информацией);
  • ребёнок растёт в неудовлетворительных условиях, родители не занимаются его воспитанием и образованием;
  • с детских лет больной подвергался физическому и психологическому насилию со стороны родственников или посторонних людей;
  • была перенесена тяжёлая черепно-мозговая травма, которая нарушила процесс развития центральной нервной системы;
  • стрессовая ситуация, пережитая в раннем детском возрасте, которая отразилась на психическом здоровье человека.

Синдром Аспергера является до конца не изученным психическим заболеванием. Научные исследования показали, что большинство взрослых больных проживает в местности, где сосредоточены предприятия по производству высоких информационных технологий. Поэтому учёные не исключают фактор техногенного воздействия на психику человека.

Причины

Этиология и патогенез синдрома Аспергера в настоящее время остаются неизвестными. Существуют различные теории и предположения об основных этиопатогенетических факторах патологии, но все они пока остаются недоказанными.

Наиболее распространенные гипотезы о происхождении синдрома:

  • Наследственная теория считается основной. Она повествует о том, что существует генетическая склонность к патологии. Аспергер наблюдал схожие клинические признаки у членов одной семьи. Некоторые современные ученые считают, что генотип ответственен за развитие синдрома. Родственники больных лиц испытывают подобные проблемы, но в несколько иной форме.
  • Аутоиммунная теория – в результате появления в организме матери антител к собственным клеткам образуются иммунные комплексы, которые повреждают ЦНС плода.
  • Эндокринная теория — причиной недуга является гормональный сбой в организме ребенка, обусловленный резким повышением или понижением количества кортизола или тестостерона в крови.
  • Теория массовой иммунизации — вакцинопрофилактика в соответствии с Национальным календарем перегружает иммунитет ребенка, что приводит к негативныv последствиям.

Факторы, провоцирующие появление патологии:

  1. Недоношенность,
  2. Тератогенное воздействие токсинов на плод в первом триместре беременности,
  3. Вирусы краснухи, герпеса, токсоплазмы, цитомегаловирус,
  4. Травмы, полученные в родах,
  5. ЧМТ,
  6. Психоэмоциональные расстройства — неврозы, психозы, депрессии.

Патогенетические звенья синдрома:

  • Воздействие тератогенных факторов,
  • Нарушение внутриутробного развития головного мозга,
  • Атипичное перемещение эмбриональных клеток во время эмбриогенеза,
  • Дисфункция срединных структур мозга,
  • Нарушение нервно-гуморальной регуляции в организме и функций ЦНС.

Диагностика синдрома Аспергера у взрослых

Процесс обследования пациента с признаками синдрома Аспергера, а также постановка данного диагноза, проводится комиссией психиатров. Выполняется дифференциальная диагностика путём исключения симптомов других психических заболеваний (например, шизофрении, которая имеет очень похожие признаки проявления).

После этого врачи анализируют поведенческие нарушения пациента. Диагноз подтверждается при наличии следующих отклонений, исключающих полноценную социальную адаптацию, налаживание коммуникаций с близкими и окружающими людьми.

Они такие:

  • отсутствует фактор эмоциональной и социальной взаимности;
  • пациент не способен проявлять такие спонтанные реакции, как радость, сопереживание за успех других людей, волнение за близких;
  • способность развития социальных связей и взаимоотношений со сверстниками – отсутствует;
  • не развиты навыки невербального общения путём воспроизведения мимики лица, жестикуляции руками;
  • через определённый интервал времени повторяются одни и те же действия или ритуалы, пресечение которых у больного вызывает панику;
  • больной подолгу сосредоточен на одном и том же предмете;
  • во время проведения опроса пациент не смотрит врачам в глаза, предпринимает всяческие попытки, чтобы отвести взгляд в сторону;
  • речь и умственное развитие сохранены и находятся на высоком уровне;
  • признаки шизофрении или других психических заболеваний со схожей симптоматикой – отсутствуют.

Некоторые врачи-психиатры придерживаются мнения, что синдром Аспергера не является самостоятельным заболеванием, а это всего лишь одна из разновидностей аутизма. Несмотря на это патология выделена в отдельный вид психического расстройства личности, которая в международном классификаторе болезней находится под номером F84.5.

Прогнозирование

Взрослые лица способны к самостоятельной жизни, созданию семьи, производственной деятельности. Люди, занятые в интересующих сферах, становятся очень успешными и высококомпетентными специалистами, выдающимися деятелями. Продолжительность жизни у лиц с синдромом Аспергера ничем не отличает от таковой у здоровых людей. Но у больных гораздо чаще возникают депрессивные состояния и неврозы, что может существенно осложнить прогноз.

Если диагноз патологии был поставлен в раннем возрасте, прогноз значительно улучшается. Раннее вмешательство имеет большую пользу и ценность, чем лечение взрослых больных.

Конкретные профилактические мероприятия, позволяющие избежать развития синдрома, не известны современной медицине. Общая профилактика заключается в поддержании своего здоровья на оптимальном уровне, борьбе с вредными привычками, создании благоприятной экологической обстановки, постоянном наблюдении и контроле со стороны специалистов психиатрического профиля.

Читайте также:  Диагностика и лечение острой и хронической формы пиелонефрита

В настоящее время многие ученые не признают синдром Аспергера тяжелым недугом, а считают его особым стилем мышления. Большинство взрослых лиц с данным синдромом живут полноценной жизнью, довольны ею и не хотят ничего менять. Не смотря на это, им периодически требуется социальная поддержка, спасающая от одиночества.

Когда необходимо обратиться к врачу

Посещение врача-психиатра должно состояться ещё в раннем детском возрасте, когда только начинается процесс формирования центральной нервной системы. Синдром Аспергера – это заболевание, которое не возникает в зрелом возрасте, а его первые признаки появления могут просматриваться у ребёнка с 2 лет.

Чтобы признаки болезни не были настолько выраженными, а взрослый человек с психическим расстройством, оставался максимально адаптированным в социуме, родители должны показать его квалифицированному специалисту, как можно раньше. В таком случае сохраняется шанс определения причин, вызывающих поведенческие отклонения, а также подобрать лекарственные препараты, улучшающие работы ЦНС.

От данного заболевания не удастся избавиться полностью, но его можно контролировать. Больной, который регулярно принимает медикаменты, улучшающие социальную адаптацию, получает возможность общаться со своими сверстниками, улучшается его качество жизни, не происходит ухудшение психического здоровья.

Особенности патологии

Синдром впервые обрисовал педиатр из Австрии – Ганс Аспергер (Hans Asperger) в 1944 году, он употребил определение «аутистическая психопатия». Сегодняшнее звучание недуга, прописано психиатром Лорной Уинг (Lorna Wing) в ее работе 1981 года.

Множество разнообразных моментов остается «за кадром», конкретная причина возникновения синдрома неведома. Не существует полного излечения болезни Аспергера, специалистами определены лишь методы поддержки.

Синдром Аспергера считается обособленной формой аутизма

Профилактика

Профилактика синдрома Аспергера включает в себя выполнение следующих действий, которые позволят сохранить функциональность ЦНС и предотвратят развитие болезни.

Перечень:

  • избегать стрессовых ситуаций;
  • не допускать психоэмоционального перенапряжения;
  • всегда обращаться к врачу-невропатологу после получения черепно-мозговых травм (даже, если они незначительны);
  • родители, которые хотят родить ребёнка, должны предварительно сдавать ДНК тесты, чтобы исключить вероятность рождения ребёнка, склонного к аутизму.

Чтобы взрослый человек не страдал от синдрома Аспергера, вёл полноценную жизнь, был социально адаптированным, родители должны заниматься его воспитанием и образованием с ранних лет жизни.

Диагностика

Выявить синдром Аспергера у взрослых может только опытный психотерапевт или психиатр. Начинается процесс с наблюдения за поведением пациента и изучением истории его жизни. Для этого специалисты беседуют с родственниками и близкими людьми больного. Но только этих мер не всегда бывает достаточно. Симптомы болезни имеют много общего с чертами характера интроверта. Поставить точный диагноз помогают особые тесты, предназначенные для выявления неврологических нарушений и степени их выраженности.

Все существующие тесты принято делить на несколько групп исходя из их предназначения, например, для оценки интеллекта, определения степени сенсорной чувствительности, выявления творческого воображения и так далее. Данные группы тестов походят для диагностики синдрома как у взрослых, так и у детей. Различаются они лишь сложностью вопросов, а для работы с маленькими пациентами применяются опросники с изображениями любимых персонажей и т.д.

Для диагностирования синдрома Аспергера у взрослых чаще всего применяют такие опросники:

  1. Тест RAADS-R. С его помощью можно выявить социофобию, депрессию, навязчивые состояния и другие психические расстройства. Пациенту предлагаются различные жизненные ситуации и варианты возможного поведения, больной должен указать то, что характерно для него.
  2. Тест Aspie Quiz включает в себя 100 пунктов. Каждый из этих вопросов выявить наличие характерных для синдрома Аспергера черт, а также определить возможные причины их развития.
  3. Торонтская шкала предназначена для выявления нестандартных телесных ощущений. Также этот опросник позволит выявить неспособность к интерпретации метафор и символов.
  4. Тест TAS-20 используется для определения эмоционального дефицита. Его используют при работе с пациентами разных возрастных категорий. Пациент должен озвучивать свои ощущения, возникающие в момент просмотра специально подобранных картинок.

Существует несколько типов диагностических критериев синдрома Аспергера. Но для постановки диагноза требуется подтвердить наличие основных симптомов патологии на протяжении длительного периода времени, а также исключить другие расстройства личности и шизофрению.

Методы лечения синдрома Аспергера у взрослых

Процесс терапии психического расстройства предусматривает регулярный приём препаратов антидепрессантов, которые нормализуют работу центров головного мозга.

Лекарственные препараты

Лечение синдрома Аспергера включает в себя использование следующих медикаментов, которые улучшают психическое здоровье больного, способствуют его социальной адаптации в обществе.

Перечень:

  • Флуоксетин – назначается к приёму по 20 мг 1 раз в сутки в одного и то же время (желательно по утрам), продолжительность терапии 5 недель и больше в зависимости от состояния пациента (цена препарата – 75 руб.);
  • Сертралин – сильнодействующий антидепрессант, который назначается к приёму по 50 мг 1 раз в сутки, противопоказан пациентам, склонным к маниакальным психозам (стоимость медикамента – 80 руб.);
  • Флувоксамин – назначается к приёму в одно и то же время по 1 таблетке 1 раз сутки, продолжительность терапии подбирается в индивидуальном порядке лечащим врачом (цена лекарственного средства 120 руб.).

Самовольное употребление антидепрессантов способно привести к ухудшению самочувствия больного, развитию побочных эффектов и возникновению зависимости от лекарственных препаратов. Поэтому их назначение должно осуществляться врачом-психиатром.

Народные методы

Синдром Аспергера, диагностированный у взрослого человека, не поддаётся терапии народными средствами. Отвары и настойки целебных трав в данном случае – бессильны.

Прочие методы

В комплексе с приёмом лекарственных препаратов антидепрессивного спектра действия, больной должен получать качественную психологическую помощь. Посещение специалиста данного профиля является обязательным условием устранения признаков поведенческого расстройства.

Психолог помогает больному легче адаптироваться в социуме, анализирует ситуации, которые произошли с человеком за определённый промежуток времени, даёт полезные советы, как действовать в общении с людьми, контролировать свои эмоции, построить невербальное общение. Рекомендуется на реже 1 раза в 7 дней посещать специалиста данного профиля.

Осложнения и последствия

Склонность к депрессии – одно из осложнений у ребенка при синдроме Аспергера

Синдром Аспергера должен быть своевременно выявлен. Важно направить максимум усилий, чтобы сгладить симптоматику нарушения и повысить коммуникативные навыки человека.

Как правило, с возрастом симптоматика сглаживается. Повторное обследование взрослого человека часто не подтверждает диагноз, однако коммуникативные отношения и проблемы социального взаимодействия остаются и могут сильно осложнять жизнь.

Некоторые пациенты с таким синдром достаточно успешно адаптируются в социуме с возрастом, покидают родительский дом и заводят детей.

Среди потенциальных последствий синдрома:

  • тревожные расстройства;
  • фобии;
  • неврозы;
  • склонность к депрессии;
  • суицид.

Минимизировать такие осложнения позволяет ранняя диагностика и лечение синдрома Аспергера у детей.

Возможные осложнения

Отсутствие медикаментозного лечения, а также оказания больному психологической помощи, может привести к следующим осложнениям:

  • развитие сопутствующих заболеваний психики;
  • появление у больного беспричинных приступов ярости, гнева;
  • регулярное сезонное обострение болезни, которое предусматривает полную апатию к окружающему миру;
  • тотальная замкнутость больного, полный отказ от общения даже с близкими людьми, голодание, стремительная потеря веса;
  • приступы необъяснимого страха и паники;
  • склонность к продолжительным депрессиям
  • совершение акта суицида.

Симптомы синдрома Аспергера, проявляющиеся у взрослых людей, являются последствием психического расстройства личности, которое развилось ещё в детском возрасте. Это неизлечимая патология ЦНС, которая требует регулярного приёма лекарственных препаратов и консультаций у врача-психолога. В таком случае прогноз благоприятный и больной может существенно повысить качество своей жизни.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Как лечить?

В настоящее время для устранения синдрома Аспергера нет специфического лечения. Подавить депрессию, нервные тики помогают седативные препараты, антидепрессанты. Понимание расстройства изучается углубленно. Поведенческая терапия, многообразие сервисов и методов для всестороннего развития таких людей совершенствуются.

Состояние деток улучшается с возрастом, некоторые проблемы остаются или сводятся к минимуму. Чем раньше проблема диагностирована, тем больше шансы для ее решения. Должная поддержка поможет пациенту чувствовать себя комфортно.

Триада нарушений

Основополагающие проявления варьируются, но специалисты выделяют три ключевые группы.

Симптомы в сфере социальной коммуникации:

  • непонимание тона голоса, выражения лица или жестикуляции собеседника;
  • использование сложных фраз и слов наряду с отсутствием их понимания в полной мере;
  • сложности в определении времени завершения и начала разговора, а также в определении темы для беседы;
  • не восприятие сарказма, метафор, анекдотов.

Собеседник должен быть максимально лаконичным и четким в плане изложения мыслей в разговоре с человеком с таким синдромом.

Симптомы сферы социального взаимодействия:

  • поведение, считающееся со стороны некорректным;
  • кажущиеся замкнутость, безразличность и равнодушие;
  • другие люди приводят в замешательство и кажутся непредсказуемыми;
  • не писанные социальные нормы не воспринимаются;
  • дружеские отношения возникают и поддерживаются с трудом.

Проблемы в сфере социального воображения

Воображение людей с рассматриваемым типом восприятия мира богатое в стандартном понимании этого понятия. Некоторые с возрастом становятся музыкантами, художниками или писателями, но в плане социального воображения могут возникать проблемы:

  • творческая деятельность может быть ограниченной, а также повторяющейся или строго последовательной;
  • мысли интерпретируются проблематично, как и действия или чувства окружающих;
  • упускаются едва заметные мимические послания собеседника;
  • представлять предсказывания и альтернативное развитие ситуации достаточно сложно;
  • представлять и понимать точку зрения других людей тоже сложно.

Часто дети отдают предпочтения занятиям, связанным с системностью и логикой.

Моторика и сенсорные особенности

Для детей с синдромом Аспергера характерна педантичность – они предпочитают упорядоченную жизнь и рутины, а любые спонтанные вмешательства в привычный режим лишь провоцируют тревогу. Это может выражаться в том, что ребенок отказывается пробовать новые блюда, болезненно реагирует на различные неожиданные раздражители – яркий свет, шум машин, тактильные контакты с другими людьми.

Если обычные дети боятся темноты, незнакомцев или не желают оставаться одни, то при синдроме Аспергера совсем другие фобии, такие как боязнь ветра, дождя, резких звуков и т.д. И, тем не менее, инстинкт самосохранения и необходимая осторожность в потенциально опасных ситуациях таким детям не свойственны.

Что касается моторики, то при синдроме Аспергера дети с трудом развивают координацию движений. Это проявляется при таких простых операциях, как застегивание пуговиц, завязывание шнурков, по этой же причине у них страдает почерк. В целом такие детки неуклюжие, у них может быть нарушение походки и осанки, наблюдаются стереотипные навязчивые движения.

Статистика

Оценка распространённости данной патологии значительно варьирует. Анализ исследований детей за 2003 год выявил, что частоту встречаемости синдрома Аспергера можно оценить как 0,26 на 1000 детей. Однако, согласно данным Британского национального аутистического общества, его распространённость у пациентов с IQ равным 70 и более составляет 3,6 на одну тысячу.

Синдром Аспергера наиболее часто встречается у мальчиков, чем у девочек. Отношение заболеваемости мальчиков к девочкам составляют в пределах от 1,6:1 до 4:1.

Большинство исследований подтверждают тот факт, что больные, у которых в детстве наблюдались наиболее высокие способности к выполнению сложных заданий, в дальнейшем гораздо легче адаптировались в социальной сфере и лучше понимали окружающих. Похожая ситуация у детей, с которыми с самого раннего возраста активно занимались родители или психологи.

Читайте также:  Как принимать семена льна для очистки организма и похудения: эффективные методы

Исследования подтверждают, что у наибольшего числа детей с синдромом Аспергера выявляется значительное улучшение в школьном и подростковом возрасте, после окончания школы сменяющееся у многих регрессом. Общим выводом почти всех исследований является то, что у взрослых заболевание менее выражено, чем в детском и подростковом возрасте.

Патогенез

По поводу механизма развития детского аутизма существует несколько объяснений, однако, ни одно из них не является полным. Вполне вероятно, что происхождение синдрома Аспергера зависит от факторов, оказывающих влияние не местно, а на все или многие системы головного мозга. Хоть специфические основы данной патологии или факторов, которые отличают его от других аутистических нарушений, неизвестны, и всё ещё не найдено общей патологии для всех лиц с этим заболеванием, всё же возможно, что механизм его возникновения отличается от других форм аутизма.

Нейроанатомические исследования указывают на веские основания предполагать, что изменения в ходе развития головного мозга происходят вскоре после зачатия. Патологическая миграция клеток в период эмбрионального развития может оказать прямое влияние на структуру и функционирование мозга, что в дальнейшем приводит к изменениям нервных путей, которые управляют поведением и мышлением.

Существует так называемая теория недостаточной связности, которая предполагает неполноценное функционирование высокоуровневых нейронных связей наряду с избыточной низкоуровневой обработкой. Она сопоставляется с теориями общей обработки, говорящими о том, что ограниченная возможность видеть картину целиком является первоочередной причиной нарушений аутистического характера.

Также имеет место теория системы зеркальных нейронов. Она предполагает, что изменения в развитии этой системы мешают подражанию и приводят к основной проблеме заболевания: нарушению социального взаимодействия. Эта теория отлично сочетается с так называемыми теориями социального мышления, по которым аутистическое поведение происходит от нарушений понимания собственного или чужого психического состояния.

Существуют также и другие возможные механизмы, которые включают в себя дисфункцию серотонина и мозжечка.

Школьный возраст

Взрослея, ребенок-аспи постепенно улавливает смысл общения детей друг с другом и стремится также вступить в это игру. Однако его социальная незрелость становится препятствием на этом пути. Поэтому ребенок устанавливает коммуникативные связи через имитацию поведения других детей. И у некоторых это получается довольно искусно. А если имитируемое лицо – просто предмет для подражания, то все складывается вполне удачно.

Проблема возникает, когда у подростка-аспи появляется тенденция копировать поведение «плохого парня».

Со временем дети с Аспергером способны не только улучшать свои социальные навыки, но и приобретать негативные свойства. Одно из них – психологическая защита в виде злости или высокомерия, которая впоследствии способна перерасти в физическую агрессию. Такая реакция возникает в ответ на гонения и издевательства, которым подвергаются некоторые дети с синдромом в силу своего нетипичного поведения.

В целом, в более старшем возрасте таким детям удается наладить искренние, дружеские отношения со сверстниками. Но, учитывая их категоричность в отношении дружбы, выбор товарищей подвергается тщательному отбору.

Дифференциальная диагностика

Некоторые симптомы болезни Аспергера характерны и для других заболеваний, поэтому очень важно отсеять всё лишнее. Как правило, тестирование помогает исключить синдром дефицита внимания с гиперактивностью, обсессивно-компульсивное расстройство, неврастению, различные формы депрессивных состояний. Также необходимо помнить, что все эти патологии могут иногда сочетаться с синдромом Аспергера. К тому же его зачастую путают с классическим аутизмом (так называемым синдромом Каннера). Однако между этими заболеваниями есть различия:

  • классический аутизм проявляется уже в первые годы жизни, а синдром Аспергера невозможно диагностировать до трёх-четырёх лет;
  • при аутизме зачастую нарушена речевая функция, в то время как при синдроме Аспергера словарный запас соответствует уровню здоровых детей аналогичного возраста или даже превосходит его; более того, такие дети начинают говорить значительно раньше, чем ходить;
  • у аутистов интеллект значительно снижен, а у половины даже отмечается умственная отсталость, при Аспергере же интеллектуальные способности не отстают от нормальных или даже превосходят их;
  • лица с классическим аутизмом живут как бы в своём собственном мире и зачастую прогнозы относительно их социальной адаптации довольно неутешительны, вдобавок многие из них больны шизоидной психопатией. В то же время, несмотря на некоторые особенности своего поведения, люди с синдромом Аспергера способны вести вполне нормальную жизнь, особенно если с таким ребёнком работают специалисты, облегчая процессы налаживания его контакта с окружающим миром.

В каком возрасте проявляется болезнь?

Точно диагностировать синдром Аспергера можно после 5 лет, но первые симптомы поведенческих расстройств появляются раньше. Уже в 2-3 года можно заметить, что на детской площадке ребенок держится обособленно от остальных детей, не принимает участия в совместных играх. Дома его сложно чем-то заинтересовать, игры, в которых нужно проявлять фантазию, такому ребенку, как правило, неинтересны.

Первые симптомы синдрома Аспергера

Обратите внимание! Если в 3 года у ребенка появляются признаки и симптомы болезни Аспергера, необходимо обратиться к детскому психологу. Не стоит дожидаться пятилетнего возраста и ждать, что все пройдет самостоятельно. Оптимальным возрастом для лечения болезни является период с 3 до 5 лет. Именно в этот промежуток дети легче всего поддаются коррекционным методикам.

Отличительные признаки

Симптомы также представлены следующими признаками.

  1. Стремление поддерживать определенный порядок всегда и во всем обусловлено желанием сделать мир менее запутанным и беспорядочным. Пациент может настаивать на собственных распорядках и правилах.
  2. Особая увлеченность выражена сильным, в некоторых случаях одержимым интересом к коллекционированию или другим хобби. Иногда интерес не угасает на протяжении всей жизни, а в некоторых случаях пациент переключает внимание на что-либо иное. Под воздействием стимула навыки и интересы совершенствуются настолько, что человек с рассматриваемой патологией невероятно успешно работает и учится в кругу собственных интересов.
  3. Сенсорные проблемы могут проявляться во вкусе, осязании, обонянии, слухе или зрении, также возможны варианты сложностей во всех видах ощущений одновременно. В зависимости от пациента определяется и степень этих затруднений. Чаще рассматривается два варианта – малочувствительность или сверхчувствительность.

Диагностическое тестирование

Синдром Аспергера требуется выделять из группы неврологических и психиатрических нарушений. Это имеет большое значение как при лечении, так и при прогнозировании. Данный недуг зачастую сопровождает такие заболевания, как шизофрения, поэтому пациенту важно пройти тщательную диагностику для исключения иных проблем со здоровьем.

Существует специфический тест на аутизм у взрослых и детей, на основе которого создан и опросник для выявления болезни Аспергера. Расшифровкой результатов занимается врач, поскольку правильно трактовать полученные сведения можно только в сочетании с клиническими проявлениями патологии. Существует около пяти различных способов тестирования, при помощи которых психиатры выявляют аутистические отклонения у детей и взрослых. Тяжесть вопросов при тестировании хотя и зависит от возраста пациентов, но все они направлены на определение уровня интеллекта испытуемого, характеристику его сенсорной чувствительности, а также на оценку воображения и творческого потенциала. Для этих целей врачи в тестах на синдром Аспергера используют как общение, так и различные картинки и фото, а также задания с расшифровкой метафор.

Уже при первичном осмотре врачи обращают внимание на специфическое поведение пациентов. Подобные особенности намного сильнее выражены у взрослых, поскольку дети и при отсутствии психиатрических нарушений склонны к неприятию незнакомцев. Люди на приеме ведут себя странно, зачастую они даже неспособны сразу обнаружить врача в кабинете. Пациенты блуждают по комнате, их движения неуклюжи. Синдром Аспергера накладывает отпечаток также на мимику человека и его речь, которая приобретает монотонность. При этом зачастую больные – высокообразованные и интеллектуальные личности, которые склонны детализировать свое повествование, иногда даже излишне. При проведении тестирования большое внимание уделяется и эмоциональному ответу на приветствие, улыбку или шутки. Пациенты с синдромом Аспергера не обладают чувством юмора и не отвечают взаимностью на признаки симпатии.

В современном мире люди с аутистическими расстройствами имеют больше социальных контактов, чем 20 лет назад, что связано с развитием Интернета. Многие пациенты практически не имеют реальных друзей и знакомых, однако общаются с людьми в Сети. Это значительно облегчает дальнейшую адаптацию и восстановление коммуникативных способностей. Трудности возникают именно при установлении личных контактов, что и выявляется во время тестирования.

Типичные признаки

Считается, что «любимый» возраст проявления синдрома – 6 лет и 2 месяца. В этот период у детей уже активно формируется речь, интересы и социальные взаимодействия, привязанности.
Для аспи характерна так называемая социальная неуклюжесть. Их эмоциональная бедность, неспособность сопереживать, сочувствовать другим людям, неумение слушать собеседника вызывает трудности в построении взаимоотношений.

Сложностей добавляет неумение устанавливать невербальный контакт, то есть с помощью мимики, языка тела и жестов. Поэтому такие дети сложно налаживают контакт со сверстниками. Здесь возможно два варианта: либо ребенок вообще не взаимодействует с другими детьми, либо формируется однобокое общение, когда ребенок-аспи высказывает собеседнику свои мысли, рассказывает о своих интересах, но совсем не слушает товарища, не дает ему вставить слово. Со стороны такое поведение выглядит как проявление эгоизма и бесчувственности.

Иногда такие дети вполне способны заводить приемлемые беседы, но только с отдельными лицами, которые оказались у них в любимчиках.

Речь у ребенка с синдромом Инопланетянина формируется в срок и развивается вполне нормально, в отдельных случаях превосходя ее уровень у обычных детей. Такие малыши обладают богатым словарным запасом с литературным оттенком, из-за чего их речь называют академической. К тому же многие из них достаточно словоохотливы.

Однако речь не лишена и некоторых недочетов. Часто страдает интонационная её сторона, она может быть слишком громкой и резкой, быстрой, вскрикивающей. Темы разговора сменяются внезапно, без смысловых переходов.

Наблюдается монологичное, однобокое словотечение. То есть, ребенок изрекает длительный монолог, не следя за тем и не понимая, интересно ли это собеседнику. Порой это приводит к тому, что до слушателя смысла сказанного не доносится.

Несмотря на богатую речь, дети-аспи лишены возможности понимания и восприятия абстрактности высказывания. Они не воспринимают юмор и иронию. Даже если логически они понимают, что это смешно, они не испытывают привычного удовлетворения и наслаждения смехом и шутками. Любой текст они воспринимают буквально, не способны «читать между строк» и увидеть скрытый смысл.

Девушка рассказывала, что в детстве она прочла множество брошюр с анекдотами и юмористическими история, которые затем рассказывала своим родственникам. Таким образом она пыталась понять, что является для людей смешным.

Оцените статью
Все о здоровье
Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]