Проявления дизартрии в детском возрасте, диагностические и лечебные мероприятия

Дизартрия у детей – сложный диагноз, который ставится не только педиатром. Для диагностики требуется провести ряд мероприятий: собрать анамнез, провести исследования, пациента должен осмотреть невропатолог, провести консультацию логопед, психиатр. Кропотливая работа над звукопроизношением при дизартрии включает занятия с логопедом, массаж, самомассаж, ЛФК, медикаментозное лечение.

Симптомы

Клиническая картина зависит от вида дизартрии. Однако основные признаки всегда схожи. Тем не менее, самостоятельно определить, что у ребенка именно дизартрия, не удастся. Для этого потребуется проведение большого количества исследований, а также консультация с врачом. Основные симптомы болезни следующие:

  • Ребенок говорит «в нос», при этом насморк или гайморит не наблюдаются;
  • Артикуляционные мышцы очень ослаблены, из-за чего при открытии рта язык неконтролируемо вываливается наружу, а губы чересчур сильно сжаты либо не соединяются между собой совсем, при этом происходит сильное слюноотделение;
  • Звуки в произносимых словах искажаются, пропускаются или заменяются другими, при этом нет определенной закономерности или одной группы «проблемных» букв;
  • Нарушения мелодичности голоса, проявляющиеся его высотой и писклявостью, при этом ребенок не может управлять тоном, а сама речь монотонная, слишком медленная или излишне быстрая;
  • Проблемы с управлением дыханием, из-за чего речь постепенно затухает, а к середине предложения ребенок начинает задыхаться или быстро дышать.

Особо внимательные родители замечают нарушения речи у детей еще в раннем возрасте. В таких случаях лечение становится более простым.

Зачастую дизартрию путают с другими заболеваниями. Наиболее похожи на нее дислалия и алалия.

Как определить, есть у ребёнка дизартрия или нет

Для определения наличия или отсутствия у ребёнка дизартрии используют специальные тесты.

Тестовые задания для проверки подвижности речевых органов

Все задания необходимо делать перед зеркалом. Взрослый показывает движения, а ребёнок повторяет. С первого раза он может не понять, как это делать. Поэтому прежде чем сделать выводы, повторите упражнение несколько раз.

  1. Ребёнок губами поочередно делает улыбку, а затем трубочку. Зубы сомкнуты, подбородок неподвижный. Работают только губы.
  2. Необходимо высунуть язык изо рта, а затем убрать его обратно.
  3. Нужно приоткрыть рот и положить широкий, распластанный язык на нижнюю губу. Можно, сказать ребёнку: «Язычок спит, укрывшись одеялом. Давай дадим ему спокойно поспать». Необходимо 5-6 секунд удерживать его в неподвижном состоянии.
  4. Широко открываем и закрываем рот, «шлёпая» губами.
  5. «Шлёпнув» губами открываем рот, затем его закрываем и делаем трубочку. Повторяем несколько раз в той же последовательности.
  6. Рот открыт, кончик языка касается уголков рта. Упражнение «Часики». Имитируем маятник часов.

Результаты:

  • Если все упражнения ребёнок выполняет без каких-либо затруднений, пусть даже не с первой попытки, то дизартрии у него нет.
  • Вы обнаружили нарушения подвижности речевых органов по таким признакам как:
  • Асимметричная работа мышц. Высунутый язык отклоняется вправо или влево от средней линии. Улыбка также смещается в сторону.
  • Невозможность выполнения отдельных движений. У ребёнка совсем не получается сделать какое-то движение. Не может дотянуться кончиком языка до уголков рта. Или только одного уголка.
  • Чрезмерная амплитуда при выполнении движений. Ребёнок хочет коснуться верхних зубов, но слишком сильно высовывает язык изо рта, доставая при этом до верхней губы.
  • Неоправданные синхронные движения речевых органов. Делая одно движение, ребенок неосознанно делает и другое. Например, при совершении движений языком вправо-влево, нижняя челюсть повторяет движения языка.
  • Нарушения тонуса мышц. Наблюдается излишние напряжение мышц языка и губ. Или противоположный вариант, когда мышцы очень вялы.
  • Назализация голоса. Вы слышите, что ребёнок говорит в нос.
  • Общая моторная неловкость. Наблюдается ограничение активных движений. Они неустойчиво стоят на одной ноге, не могут попрыгать, пройти по «мостику» и т. д. Трудно переключаются с одного движения на другое.
  • Плохо развита мелкая моторика рук. Дети долгое время не могут самостоятельно одеваться. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином.

У детей школьного возраста в 1 ом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо», замена букв, гласных, окончаний слов, плохой почерк, медленный темп письма и др.).

Большинство из перечисленных выше признаков, указывают на дизартрию средней степени тяжести.

Признаки лёгкой формы дизартрии:

  • Ребёнок не может сразу найти нужную позу для органов артикуляции.
  • Удержать без изменений в течение 5-6 секунд.
  • Переключиться с выполнения одного движения на другое крайне сложно.
  • Нарушения почти незаметны. Их легко спутать с плохой координацией и неумением выполнять двигательные упражнения по образцу.

Классификация

Медицинская классификация включает 6 видов дизартрии. Они различаются по проявлению болезни, а также локализации патологического очага. Существуют следующие виды дизартрии:

  1. Бульбарная. Главной характеристикой этого вида является паралич мышц, которые отвечают за формирование речи человека. Нарушение работы мышечных клеток происходит из-за поражения нервных тканей. Зачастую такая форма болезни протекает очень тяжело, т.к. при этом трудно глотать жидкую пищу. Произносимые звуки практически неразличимы, речь невнятная, мимика полностью отсутствует.
  2. Псевдобульбарная. Такой вид дизартрии так же, как бульбарный, сопровождается параличом речевых мышц. Происходит это при повреждении отдельных частей головного мозга. Больные псевдобульбарной дизартрией разговаривают очень монотонно, но более понятно. Часто при такой форме заболевания дети непроизвольно смеются или плачут, а также сохраняют рефлекс орального автоматизма после полугодовалого возраста.
  3. Корковая. Этот вид болезни отличается повреждениями структур головного мозга с одной стороны, из-за чего происходит паралич мышц, отвечающих за функцию речи. При этом структура речи больного остается неизменной, но некоторые слоги произносятся неправильным образом.
  4. Мозжечковая. Дизартрия такого типа наблюдается у детей, получивших повреждения одноименной части мозга. Мозжечковый тип отличается тем, что больные говорят очень растянуто, а их голос постоянно изменяется в тональности и громкости.
  5. Подкорковая. Наблюдается у людей, которые имеют поврежденные подкорковые структуры, что приводит к нарушениям речевого аппарата. Может сочетаться с гиперкинезом. Особыми чертами речи являются невнятность, смазанность.
  6. Смешанная. Представляет собой сочетание сразу нескольких очагов поражения, из-за чего проявляются гораздо более серьезные проблемы с речью. Чаще всего встречается у детей до двух лет, получивших различные травмы.

При качественной диагностике вид болезни выявляется очень быстро.

Клинические проявления болезни

Речь больных дизартрией невнятна, звуки произносятся нечетко. Невнятность вызвана плохим проведением нервных импульсов к органам артикуляции. Из-за этого у больного выявляются как речевые, так и неречевые изменения.

Патология моторной функции органов речи провоцирует сильный спазм, сниженный тонус или дистонию мышц артикуляции. Из-за спазма мускулатуры у больного возникает полное смыкание губ, недостаточность движений артикуляции. Если наблюдается гипотония мускулатуры, то язык располагается на дне ротовой полости, губы разомкнуты, рот немного открыт. У больного можно увидеть сильное слюнотечение. Так как парализована мускулатура мягкого неба, пациент говорит в нос. При наличии мышечной дистонии во время речи слабый тонус мускулатуры сменяется повышенным.

Патология звукопроизношения может иметь различную степень клинических проявлений. Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием проявляется единичными нарушениями воспроизведения звуков. Тяжелые степени болезни сопровождаются неправильным воспроизведением звуковых единиц, их пропусками или заменами; разговор дошкольника или школьника непонятный, медленный. Пациент с более тяжелой формой патологии не хочет много разговаривать, так как испытывает дискомфорт во время речи. А когда у больного имеется тяжелая (4) степень дизартрии, он вообще не может говорить.

Характерными симптомами дизартрических нарушений считаются стойкость изменений, трудность их коррекции. Для купирования проявлений неправильной речи нужно длительное лечение и занятия с логопедом. У больного изменены практически все звуковые единицы, даже гласные звуки, отмечается межзубное и боковое воспроизведение шипящих и свистящих. Пациенты часто произносят звуки более звонко или слишком мягко (твердые согласные).

Проявления клинических форм патологии

При бульбарной разновидности болезни отмечается нарушение сосания, жевания, отсутствие мимики, рефлексов, нарушение глотательной функции, повышение отделения слюны, низкий тонус органов артикуляции. Движения во время речи сильно упрощены, речь невнятная. Звуки при разговоре не различимы друг от друга, имеется назальный оттенок при воспроизведении звуков.

Псевдобульбарная разновидность патологии характеризуется парезом и избыточной сократительной активностью мускулатуры. Выявить заболевание можно по изменению двигательной активности языка. Больной не может поднять кончик языка вверх, направить в стороны, зафиксировать в одном положении. Пациенты часто не способны переключиться с одного звука на другой. Отмечается нарушение содружественных и произвольных движений мышц артикуляции. В тяжелых случаях наблюдается повышенное образование слюны, патология глотания. Речь непонятная, в разговоре слышен носовой оттенок. Больной не может нормально воспроизвести сонорные, свистящие и шипящие звуковые единицы.

Подкорковая форма патологии отличается наличием непроизвольных сокращений мускулатуры органов артикуляции. Гиперкинезы появляются вне речевой активности, усиливаются во время разговора, что приводит к спазму мышц. У больных изменен и ослаблен голос, возможны гортанные выкрики, быстрый или медленный темп речи, наблюдается заикание. Подкорковая форма может диагностироваться одновременно с другими разновидностями дизартрических нарушений.

Мозжечковая разновидность характеризуется патологией работы артикуляционного аппарата, тремором языка, выкриками, толчкообразной речью. Больной скандирует речь – «рубит» слова и предложения. Разговаривает медленно и непонятно. Звуки, которые образуются за счет передней части языка и губ, произносятся неправильно. Сопутствуют речевым нарушениям шаткая походка, плохое равновесие, неловкость во время двигательной активности.

Корковая форма болезни проявляется изменением произвольных артикуляционных движений. У пациента нарушено дыхание во время разговора, изменен голос. Он не может нормально писать, читать, понимать речь на слух.

Степени тяжести

Дизартрия у ребенка может быть различной степени тяжести. Выраженность нарушений разделена врачами на 4 класса. Чем он выше, тем серьезнее и тяжелее болезнь.

Первая степень

Это самая распространенная степень дизартрии. Она называется стертой. Большинство врачей склонны выделять ее в отдельную форму заболевания, т.к. она сложно обнаруживается и встречается очень часто. Как правило, ее находят в возрасте около 5 лет. Сложность состоит в том, что сам ребенок почти не отличается от одногодок, а заболевание легко маскируется под другие нарушения ЦНС.

Взрослые могут заметить у ребенка искажения, смешения или замену звуков. Зачастую дети не могут произносить свистящие или шипящие звуки, из-за чего большинство из них не справляются с длинными словами, опуская отдельные их части.

Стертая дизартрия у некоторых детей сопровождается иными симптомами. Зачастую проявляется резкое снижение окраса речи, теряется интонация, голос становится болезненным, как при насморке. Многие дети не способны имитировать звуки, из-за чего у них не получается изобразить мяуканье кошки и т.п. Речь у них всегда монотонна.

Болезнь первой степени часто путают с дислалией или алалией, т.к. их симптоматика довольно схожа. Однако в случае с этими двумя заболеваниями нарушений речевого аппарата не наблюдается.

Вторая степень

Следующая степень болезни отличается чуть более выраженными симптомами. Больные обладают вполне понятной речью, но она выделяется четко выраженными дефектами произношения. Близкие люди легко понимают слова и зачастую вообще не придают значения неправильному произношению тех или иных звуков. Люди, которые слышат речь впервые, без проблем разбирают фразы, но вынуждены вслушиваться, чтобы точно понять, что сказал ребенок.

Диагноз дизартрия у детей: что это такое

Дизартрия – это заболевание, которое характеризуется расстройством речи: нарушены артикуляция, фонация, речевое дыхание, темп, ритм, интонация речи. Она становится невнятной и неразборчивой. Процент детей, у которых могут выявить эту болезнь, раньше равнялся 3-6, теперь это значение увеличивается.

Логопедами дизартрия выделена в числе первых трех самых распространенных типов расстройства устной формы речи. Происхождение заболевания находится в поражении органов ЦНС и ПНС, поэтому его изучают узкие специалисты – неврологи и психиатры. Код дизартрии по мкб 10 R47.1. Основное описание дизартрии: что это такое, ее формы и классификация – представлены ниже.

Бульбарная

Данный вид расстройства речи выражается в атрофии или параличе мышц языка и глотки, также снижен мышечный тонус, слабая мимика. Звуки произносятся замедленно, невнятно, неразборчиво. Бульбарная дизартрия – это нарушения, выраженные при разных заболеваниях продолговатого тела мозга (опухоли, воспалительные процессы), следствием которых разрушаются ядра нервов.

Псевдобульбарная

Псевдобульбарная дизартрия у детей диагностируется чаще всего. Различают спастическую (спазматическая скованность мышц), паретическую (полная неподвижность мышц), и смешанную форму – спастико паретическую дизартрию. Причины этого заболевания могут быть разными:

  • родовая травма;
  • энцефалит;
  • интоксикация и многое другое.

Псевдобульбарная форма заболевания различается по степени: бывает легкой, средней и тяжелой. Характеристика псевдобульбарной дизартрии определяет расстройство речи как последствие нейродегенеративного нарушения, обычно еще в перинатальном периоде жизни малыша либо в раннем детстве.

Лечение псевдобульбарной дизартрии у детей требует огромного терпения от близких. В первую очередь нужно устранить причину пареза (спастических явлений лицевых мышц и языка). При раннем начале терапии возможно восстановление речевых функций, но оно редко бывает полным.

Подкорковая

Эта форма развивается вследствие поражения подкорковых узлов головного мозга. Симптоматика: медленная неразборчивая речь, непроизвольность мимики или неконтролируемое движение артикуляционных мышц, поэтому появляются спазмы мышц лица и вырываются выкрики из гортани. Также может быть изменен темп и тембр речи, нарушена интонация.

Мозжечковая

Данный вид встречается нечасто. Для речи при мозжечковой дизартрии характерны колебания громкости, выкрикивание слов и отдельных звуков, неуверенная, неловкая походка, нарушение равновесия.

Корковая

Логопедия классифицирует дизартрию еще по показателю ясности речи и выделяет следующие формы заболевания:

  1. Нарушения в речи не могут быть замеченными окружающими, их может выявить только специалист. Данную форму заболевания по-другому еще называют стертой или дизартрическим компонентом.
  2. Окружающие уже замечают отклонения в речи, но она понятна.
  3. Четко заметна дефектность речи, только близкие понимают ее.
  4. Речь неясна или вовсе ее нет.

Для корковой дизартрии характерно нарушение артикуляции. Если слоги правильно произносятся, воспроизведение их затруднено. Расстройства в умении читать и писать нет.

Причины

На риск заболеть оказывают влияние как внешние факторы, так и имеющиеся заболевания. Избежать дизартрии невозможно, т.к. никаких предрасполагающих причин, которые можно было бы исключить из жизни, нет. Основные условия возникновения дизартрии:

  1. Поражения мозга. Это может произойти при внутриутробных инфекциях, преждевременных родах, несовместимости резус-факторов матери и младенца, травмах при родах, инсульте, проблемах в развитии плаценты, асфиксии, тяжелым токсикозом матери. Как правило, дизартрия развивается именно по причине поражения головного мозга.
  2. Органические поражения ЦНС с ограничением движения лицевых мышц. Возникают при церебральном параличе (ДЦП).
  3. Иные заболевания. Особенно рискуют те, кто переболел энцефалитом или менингитом.
Читайте также:  Метилурациловая мазь – все способы эффективного применения препарата

Любая из перечисленных проблем может пройти без последствий, не вызвав дизартрию. Однако определенный риск есть всегда.

Причины возникновения речевого расстройства

В подавляющем большинстве случаев дизартрия является болезнью, сопутствующей детскому церебральному параличу и основана на органическом поражении центральной нервной системы. Нарушение происходит еще во внутриутробном периоде жизни плода или является следствием родовой травмы.

Приобретенная патология в раннем детском возрасте обусловлена перенесенными острыми инфекционными заболеваниями, такими как: энцефалит, острый гнойный отит, менингит, тяжелая травма головы.

У взрослого человека стойкое нарушение речи возникает после инсульта или черепно-мозговой травмы, а также может быть вызвано наличием опухолей в головном мозге, развивающимися болезнью Паркинсона или рассеянным склерозом.

Диагностика

Диагностика детской дизартрии происходит довольно быстро, но включает в себя несколько методов. При этом требуется участие невролога и логопеда. После осмотра они выпишут все необходимые направления на обследования.

Невролог

Врач определяет необходимость проведения всех исследований по результатам беседы с самим ребенком и родителями. Как правило, назначают следующие диагностические процедуры:

  • МРТ мозга;
  • Электроэнцефалография;
  • Электромиография;
  • Электронейрография;
  • Трансканальная магнитная стимуляция.

С результатами обследований нужно вновь прийти к врачу для постановки окончательно диагноза и определения последующих действий, направленных на лечение.

Врач-невролог может назначать дополнительные процедуры, которые помогут точнее диагностировать дизартрию, выявят иные нарушения в организме, а также позволят исключить риски при лечении.

Логопед

Процедура обследования у логопеда проходит намного быстрее и проще. Врач самостоятельно оценивает состояние ребенка, после чего может дать ответ о нарушениях речевого аппарата. Диагностика включает:

  • Проверку речевых нарушений (история развития речевых функций, изучение звукопроизношения, включая ритм, темп и четкость слов, фонематическое восприятие, словарный запас);
  • Оценку иных нарушений, влияющих на речь (строение речевого аппарата, речевые движения, сила речевых и мимических мышц, особенности дыхания);
  • Изучение качества устной и письменной речи.

Врач делает заключение по проведенным исследованиям и назначает первоначальное лечение.

В задачи входит: нормализация тонуса мышц, ликвидация асимметрии лица; сокращение периода постановки, автоматизации и дифференциации звуков.

Логопедический массаж, в полном объёме, должен делать логопед, прошедший специальные курсы. Некоторые элементы которого, а также самомассаж, родители, вместе с ребёнком, могут делать дома самостоятельно.

Массаж очень эффективный метод при многих артикуляционных расстройствах. Таких как: дизартрия, некоторые формы дислалии, ринолалии. Он оказывает благоприятное воздействие на мышечный тонус, координацию тонких артикуляционных движений.

Перед проведением массажа, важно определить тонус мышц речевого аппарата. Он может быть повышенным (гипертонус) или пониженным (гипотонус).

Как определить, какой тонус мышц артикуляционного аппарата у вашего ребёнка

Для точного определения лучше, конечно, обратиться к специалисту: логопеду или неврологу.

Если возможности проконсультироваться со специалистами нет, тогда можно попробовать самостоятельно это сделать. Вот некоторые рекомендации к проведению обследования:

  • Ребёнок должен находиться в положении лёжа, так мышцы наиболее расслаблены. Под шею положить небольшую подушечку, валик.
  • Здоровые мышцы мягкие, упругие, эластичные. Когда вы дотрагиваетесь до них, ребёнок не чувствует дискомфорт.
  • Мышцы напряжённые, плотные, пассивные движения даются с трудом. Все эти признаки говорят о повышенном мышечном тонусе (гипертонусе).
  • Мышцы вялые, дряблые, иногда наблюдается повышенное слюнотечение. Эти признаки указывают на пониженный тонус (гипотонус).
  • Поражение мышц может наблюдаться, только с одной стороны. Язык, челюсть, губы отклоняются в одну сторону. Массаж, в данном случае, начинать нужно с той стороны, где мышцы в нормальном тонусе.

Если вы определили, что у вашего ребёнка мышечный тонус повышен. Тогда вам необходим тонизирующий (стимулирующий) массаж.

Если тонус пониженный, тогда нужен расслабляющий (тормозящий) массаж.

Противопоказания к логопедическому массажу

  • Массаж нельзя проводить после еды;
  • Кожные заболевания – грибковые, гнойничковые, герпес, трещины, гематомы;
  • Инфекционные: ангина, острые лихорадочные состояния, детские инфекции;
  • Стоматологические: стоматиты, любые операционные вмешательства, удаление или выпадения зубов.

Лучше, если вы запишете ребёнка к логопеду, который прошёл курсы логопедического массажа. Специалист определит мышечный тонус, проведёт курс массажа, работу по развитию речевого дыхания, мелкой моторики, фонематического слуха. Поработает над звуковой стороной речи. Такая работа всегда бывает многозадачной и логопед точно знает, как её организовать правильно.

Если возможности обратиться к специалисту у вас нет, тогда вы можете попытаться организовать логопедические занятия, включающие элементы логопедического массажа, дома.

В комплексной системе коррекционных мероприятий массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику.

Скачать полный комплекс логопедического массажа вы можете во вкладке «Материалы для скачивания».

Лечение

Общий курс лечения дизартрии требует комплексного подхода. Только так удастся добиться выздоровления ребенка. Понадобится сочетать медикаментозную терапию, коррекцию логопеда, а также домашнюю реабилитацию. Стертая форма дизартрии у детей вызывает меньше всего сложностей и излечивается очень быстро. В более тяжелых случаях сроки лечения могут затянуться, а гарантированных положительных изменений нет.

Методы терапии

От родителей требуется проявление максимальной ответственности. Очень важно сделать все, чтобы медикаментозное лечение соответствовало назначениям врача. Как правило, назначают прием таблеток от основного заболевания, связанного с неврологией, а также ноотропных лекарств (Энцефабол, Семакс, Фенибут, Глицин, Церебролизин и другие). Это также поможет стимулировать интеллектуальную активность, улучшить память, повысить желание узнавать что-то новое.

Дополнительно применяют иные способы лечения:

  • Массаж;
  • Лечебные ванны;
  • Физкультура с лечебным уклоном;
  • Иглоукалывание;
  • Физиотерапия;
  • Механотерапия;
  • Изотерапия;
  • Гирудотерапия;
  • Пескотерапия;
  • Дельфинотерапия.

Все это оказывает серьезное влияние на ребенка. При правильном подходе положительные изменения не заставят себя ждать.

Логопедическое лечение

Работа логопеда будет заключаться в проведении специальных занятий с ребенком. Часто они проходят в группе из нескольких детей, что положительно сказывается на их эффективности. Врач создает личную речевую карту ребенка, где отображаются результаты исследований, и происходит четкое планирование будущих занятий.

Основные упражнения:

  • Развитие мелкой моторики с помощью игр и гимнастики;
  • Улучшение артикуляционной моторики с помощью гимнастики и специального массажа;
  • Нормализация речевого дыхания с помощью гимнастики;
  • Коррекция произношения различных звуков, закрепление знаний;
  • Повышение выразительности произношения фраз и предложений;
  • Обучение навыку общения с окружающими.

При качественных занятиях после нескольких недель будет заметен положительный результат. Однако он потребует закрепления.

Существуют специальные детсады и школы для детей с нарушениями речевых функций, где логопедические занятия проводятся на регулярной основе.

Домашняя реабилитация

После консультации со своим лечащим врачом можно начать выполнение домашних упражнений. Это поможет усилить эффективность основной терапии. Нужно выполнять поочередно следующие упражнения:

  1. Гимнастика для щек и губ. Надуть губы и щеки. Затем выполнить то же самое только со щеками, поочередно. Втянуть их. Изобразить всасывающие движения. Повибрировать губами.
  2. Гимнастика челюсти. Открыть и закрыть рот, щелкнув зубами. Прикусить и держать марлю, которую должен осторожно постараться вытащить взрослый, постепенно наращивая силу тяги.
  3. Гимнастика языка. Облизнуть губы. Положить кусок сахара за щеку, рассосать его.

Дополнительно можно тренироваться на произношении скороговорок.

Работа над звукопроизношением при дизартрии

При нарушениях звукопроизношения нескольких звуков важна последовательность в работе. В первую очередь нужно начинать со звуков, артикуляция которых наиболее легко даётся вашему ребёнку. Или это могут быть звуки, которые он в пассивной речи произносит неправильно, а повторяя за вами (отражённо) – правильно.

Перед вызыванием и постановкой звуков важно добиться их различения на слух. Необходима тренировка слухового восприятия. Ребёнок должен научиться слушать самого себя, улавливать разницу между своим произношением и нормализованным звуком.

Существует несколько приёмов постановки звуков при дизартрии. Наиболее распространённым является метод, когда языку и губам ребёнка придаётся необходимая позиция для того или иного звука. Используются зонды, плоские пластинки для языка и целый ряд других приспособлений. Внимание ребёнка привлекается к ощущению положений. Затем он выполняет движения самостоятельно при некоторой помощи взрослого или без неё.

Для автоматизации звуков используется приём одновременного проговаривания и моторного действия. Например, письмо и говорение или говорение и хлопки в ладоши, постукивание ногой.

Затем новый звук закрепляется в слогах, словах и предложениях. Переходя от простых упражнений к более трудным, убыстряя темп упражнений.

Прогноз

При своевременном и качественном лечении у квалифицированных врачей прогноз будет положительным. Даже при тяжелой степени заболевания есть большой шанс на частичное выздоровление, если начать процедуры вовремя.

Очень большое значение имеет психофизический настрой. Ребенок должен хотеть вылечиться и прикладывать все необходимые усилия. Для этого нужна постоянная поддержка со стороны родителей и их желание добиться результата.

Большинство детей, страдающих от стертой формы болезни, вылечиваются полностью. Они могут посещать обычную школу со сверстниками. При этом учащийся будет хорошо себя чувствовать и справляться со всеми задачами. Но те, кто болен тяжелой формой дизартрии, могут рассчитывать лишь на частичное восстановление речи. По этой причине обучение в классической школе для них может быть затруднительным, также у них чаще всего развиваются комплексы.

Дети, которые не могут быть полностью вылечены, гораздо лучше себя чувствуют в коррекционных школах.

Психолого-педагогическая характеристика

Распознать дизартрию можно по мимике, дыханию, рефлекторным движениям языка, его формы и положения, умению удержать артикуляционную позу, звукопроизношению, есть ли произвольное движение губ и языка. Если нарушена двигательная функция мышц лица, то нет правильной артикуляции.

Дети, которые не могут правильно произносить звуки, часто их смешивают, заменяют и пропускают их. Звуки «д», «т», «л», «н», «с» произносятся не по правилам – между зубов, согласные звуки – смягчаются, «р», свистящие и шипящие – боковой частью языка. Это получается из-за того, что средняя часть языка напряжена.

Методы коррекции и лечения расстройства речи

Для успешной коррекции речевых расстройств необходимо придерживаться следующих принципов

:

  • Системный принцип сочетания различных методов.
  • Регулярность проведения занятий.
  • Начало восстановления речевых функций незамедлительно после их диагностики.
  • Восстановление всех составляющих речи одновременно (связанность, артикуляция, правильная грамматика).
  • Коррекция психического состояния человека в целом.
  • Формирование стимулов к проведению лечения, индивидуальность занятий.

Своевременность коррекции особенно важна в случаях развития дизартрии после инсультов и черепно-мозговых травм и врожденных аномалиях речи при ДЦП. Очень важна целенаправленность и последовательность прилагаемых усилий, ведь лечение может продлиться в течение нескольких лет.

Главными методами устранения речевой дизартрии являются

:

  • устранение голосовых нарушений;
  • постановка правильного речевого дыхания;
  • формирования фонематического приятия;
  • развитие мимической моторики и артикуляции;
  • правильная постановка звуков;
  • развитие моторики рук.

На подготовительном этапе коррекции происходит устранение вторичных проявлений болезни, препятствующих произношению звуков: повышенного слюноотделения и атрофии мышц.

Следующим шагом становится верная постановка отдельных звуков, слогов и слов. На заключительной стадии основной задачей является вовлечение больного в продуктивное общение.

Мышцы оральной области тренируются простыми навыками жевания, которые у больных вследствие инсульта (а также при других нарушениях нервной системы) могут быть утрачены. Человека попросту учат жевать заново, то одной, то другой стороной рта.

В случае присутствия у ребенка, старшей возрастной группы, сосательных движений, врач может механически им препятствовать, например, зафиксировав язык рукой в перчатке или шпателем. В целях устранения слюнотечения ребенка учат сглатывать слюну.

Научить человека разговаривать заново или просто говорить правильно, очень тяжелая задача, по-сути, у больного должен быть выработан новый условный рефлекс. В коррекции заболевания недостаточно использовать методы подражания звукам, произносимым врачом.

Логопеды чаще прибегают к механическому воздействию на речевой аппарат, используя руки или специальные приспособления (шпателя, ложки) для придания органам нужной постановки (позы).

Помимо механического воздействия происходит изменение произносительной составляющей речи больного (ударение, темп, интонация, ритм), которая заключается в следующем

:

  • соотношение самой речи с другими составляющими психики личности пациента;
  • развитие произносительной части речи включает в себя много различных компонентов: моторику, произношение, артикуляцию;
  • коррекции подлежат не только сами дефекты, воздействие оказывается на причины, их вызвавшие.

В лечении дизартрии используются все виды логопедических массажей, которые можно выполнять и в домашних условиях.

Исправление интонации при дизартрии осуществляется по нескольким направлениям

:

  1. отличия в повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациях;
  2. развитие понятия выразительности речи посредством интонаций.

Фонетическая составляющая речи корректируется посредством назначения лекарственных средств, стабилизирующих работу нейронов мозга. Одновременно назначаются лечебный массаж, иглоукалывание и физиолечение.

Использование медикаментозного лечения (ноотропы) применяется для активации мозговой деятельности, а именно

:

  • повышения способности к обучению;
  • развитию когнитивных (познавательных) навыков;
  • улучшению способности к запоминанию;
  • активизации умственной деятельности.

Широко применяются такие препараты как ноотропил, фенибут и кортексин. Для нормализации мозгового кровообращения и устранению кислородного голодания прописывается цинназирин. Хорошо проявили себя в лечении заболевания пирацетам и финлепсин. В качестве вспомогательной терапии пациентам выписывается Магний В6.

Профилактика

Лучшее средство защиты от болезней – профилактика. Следует проявить заботу о ребенке уже на этапе вынашивания. Для этого достаточно защитить его от любых негативных воздействий из внешнего мира.

После рождения нужно проявлять максимум внимания к своему малышу. Особенно в тех случаях, когда при беременности и родах он получил какие-либо повреждения нервной системы. Необходимо:

  1. Следить за состоянием малыша. При любых признаках неполноценности речевого развития следует обращаться к врачу.
  2. Посещать логопеда и невролога для проверки речевых функций ребенка.
  3. Принимать меры защиты ребенка от любых инфекций и соматических болезней.
  4. Разговаривать с ребенком, стимулировать его попытки произнести слова.
  5. Помогать ему развивать моторику, а также поощрять стремление к изучению мира.
  6. Исключать самолечение и водить ребенка к врачу, а также применять все лекарственные препараты, которые будут выписаны в больнице.

Профилактические меры помогут свести риск развития дизартрии к нулю.

Прогноз и профилактические мероприятия

Прогноз зависит от степени тяжести заболевания − чем тяжелее патология, тем сложнее она поддается лечению. Очень большое значение в коррекции дефекта играет лекарственная терапия, которую назначает невролог. Правильно проведенное медикаментозное лечение значительно облегчает работу логопеда. Также прогноз заболевания зависит от стараний пациента и поддержки его близких.

Когда больной старается, выполняет все рекомендации докторов и логопеда, то и вероятность нормализации речевой функции намного выше. Если речь исправлена полностью, пациент может учиться в общеобразовательной (обычной) школе.

Тяжелые формы дизартрии поддаются только частичной коррекции. Ребенок с такой формой болезни может посещать специальные учреждения с логопедическим уклоном: детские сады, школы. В таких детских коррекционных заведениях с пациентами совместно работают неврологи, психологи, психотерапевты, специалисты по лечебной физкультуре, массажу, логопеды.

Читайте также:  Как принимать препарат Нитроксолин – состав, показания, дозировка, побочные эффекты, аналоги и цена

Профилактика болезни направлена на улучшение здоровья беременных женщин. Пациентки, планирующие беременность, должны вовремя лечить хронические заболевания, инфекции половых органов. Во время вынашивания плода следует избегать стрессовых ситуаций, посещения мест с большим скоплением людей (кинотеатры, рестораны, кафе, театры).

При появлении угрозы прерывания беременности, эклампсии или других проблем следует обращаться к гинекологу. В такой ситуации лучше лечь в стационар для сохранения беременности. Во время вынашивания плода нужно отказаться от спиртного, курения, так как вредные привычки сильно повышают вероятность развития гипоксии.

После рождения малыша женщине нужно оградить его от инфекционных заболеваний (грипп, нейроинфекции), травматизма, интоксикаций. Токсины и инфекционные агенты в младшем возрасте могут сильно повредить мозг. Если у ребенка появились признаки дизартрических нарушений, следует немедленно обратиться к неврологу для своевременного начала лечения.

Виды

Эта патология нервной системы разделяется на несколько видов:

  1. Холодовая. Человек не может совладать со своим языком после пребывания на холоде.
  2. Корковая. Поражается кора головного мозга в той зоне, которая отвечает за артикуляцию. В этом случае ребенок будет соблюдать структуру слова, но слоги произносить неправильно.
  3. Подкорковая. Поражаются подкорковые структуры. Такое поражение сопровождается тем, что ребенок говорит «в нос», речь трудно понять, она смазанная.
  4. Бульбарная. Поражаются ядра нескольких нервов в продолговатом мозге. Отличается от остальных видов тем, что ребенок постоянно испытывает трудности с глотанием.
  5. Псевдобульбарная. Поражение путей от коры головного мозга до ядер нервов. При нечетком произношении можно заметить монотонность речи человека – это основной симптом этого вида.
  6. Мозжечковая. Поражается мозжечок, для этого вида характерна протяжная речь, у человека постоянно изменяется громкость речи.

Классификация дизартрии

Дизартрия, поскольку подразумевает под собой целый ряд нарушений, получила определенную классификацию. Она была создана по принципам локализации заболевания и синдромологического подхода.

Принцип локализации разделяет дизартрию на следующие формы:

  1. бульбарная дизартрия (вызвана поражениями ядер черепно-мозговых нервов, например, тройничного, лицевого или языкоглоточного);
  2. псевдобульбарная дизартрия (вызвана поражениями корково-ядерных проводящих путей);
  3. подкорковая дизартрия;
  4. мозжечковая дизартрия, вызванная поражением мозжечка;
  5. корковая дизартрия, вызванная очаговыми поражениями коры головного мозга.

Принцип синдромологического подхода предлагает следующие виды дизартрии:

  1. спастико-ригидная;
  2. спастико-паретическая;
  3. спастико-гиперкинетическая;
  4. спастико-атактическая;
  5. ататико-гиперкинетическая.

Помимо упомянутых выше классификаций, дизартрию можно рассмотреть и со стороны логопедии. Основой для выделения служит то, насколько ясно и членораздельно сможет изъясняться человек, страдающий этим расстройством. В настоящее время по этому принципу выделяют четыре степени тяжести заболевания:

  1. стертая дизартрия (1 степень тяжести) характеризуется тем, что сопровождающие дизартрию дефекты могут быть распознаны специалистом только в ходе специального логопедического обследования;
  2. 2 степень тяжести, как правило, охарактеризована наличием у пациента дефектов речи, однако речь его остается относительно членораздельной и понятной;
  3. 3 степень тяжести ставится пациенту, когда речь его затруднена настолько, что понятна только его близкому окружению и в редких случаях незнакомым людям;
  4. 4 степень тяжести является анартрией, то есть речь пациента полностью нечленораздельная либо же пациент вообще не может говорить.

Стоит отметить, что определенная степень тяжести ставится врачом после комплекса диагностических мероприятий, зачастую включающих консультации не только логопеда, но и прочих специалистов.

Способы терапии

Коррекция включает в себя комплексное лечение с помощью медикаментов, занятий у логопеда, физиопроцедур. Монотерапия лекарственными препаратами не исправит ситуацию, в лучшем случае только купирует симптомы. Положительным терапевтическим эффектом обладают массаж, иглоукалывание, принятие лечебных ванн. Среди нестандартных методов: дельфинотерапия, рисование, лепка, игры с песком.

Лечение на первых этапах должно проводиться под контролем специалиста (логопед, невролог), в дальнейшем после закрепления положительного эффекта можно продолжать заниматься в домашних условиях. Можно самостоятельно проводить пощипывание и поглаживание щек, языка. Работая перед зеркалом, вы научите больного контролировать свою мимику.

Артикуляционная гимнастика, как одно из средств логопедии, включает движения на открывание и закрытие рта, фиксацию челюсти, сворачивание губ трубочкой. Совсем маленькому пациенту понравится игра с конфеткой на палочке. Он должен удерживать ее одними губами, а родители будут стараться вытянуть ее изо рта. Для развития мелкой моторики можно использовать как специальные игрушки, так и подручные средства. Основной принцип терапии – системность и комплексный подход.

Медикаментозно лечат только по рекомендации врача. Назначают лекарственные препараты для улучшения мозгового кровообращения и процессов метаболизма. У взрослых при возникновении дизартрии вследствие инсульта или инфекционного заболевания первоначально устраняют причину. Восстановление речи после инфаркта мозга является прерогативой афазиолога. Терапия может длиться длительное время, так как потребуется создание новых связей между нервными клетками вместо погибших вследствие кровоизлияния или ишемии.

Помните, что нет универсального лекарства, восстанавливающего речь и нормализующего состояние человека. Оно должно назначаться исключительно специалистом. Поэтому больному и его родственникам необходим положительный настрой и терпение.

Диагностика дизартрии

Дизартрию следует не только диагностировать, но и дифференцировать от других болезней, таких как дислалия и афазия. Врач основывает свои выводы на тех навыках, которые уже должны наблюдаться у ребенка, которого проверяют. Если малыш еще не говорит, то обращают внимание на его крик. У страдающих от дизартрии крик является тихим и носовым. Может наблюдаться отвисание нижней губы, асимметричность лицевых мышц. Ребенок может не брать в рот груди, захлебываться молоком, синеть.

Со временем проявляется неспособность ребенка проговаривать звуки. У него также наблюдаются проблемы с глотанием, жеванием. Чем старше становится ребенок, тем больше отмечаются различные отклонения:

  1. Замедленная речь.
  2. Слабовыраженная артикуляция.
  3. Наличие синкинезии.
  4. Просодическое расстройство.
  5. Трудности в удержании и переключении артикуляции.
  6. Нарушение в произношении звуков и их автоматичности.

Особенности развития заболевания в разном возрасте. Прогнозы

Специалисты выделяют 4 формы заболевания:

    У вашего ребенка были проблемы с речью?

    БылиНе было

  1. Начальная или стертая. Становится явно заметной к 2-3 годам. Когда малыш начинает говорить, большая половина слов непонятна. Даже многие специалисты на этой стадии могут спутать дизартрию с дислалией (возрастными особенностями речевого аппарата).
    В большинстве случаев дети вообще не произносят шипящих звуков.

    Если обнаружить проблему в этом возрасте, шансы на благополучный исход 90%. Но только в том случае, если не поражен головной мозг;

  2. Ребенок говорит, но понять его речь трудно. Он «жует» слова, плохо произносит звуки. Как правило, это стадия заметна ближе к 4 годам. Шансы на успех при грамотном лечении по-прежнему большие;
  3. Речь ухудшается, ребенка понимают только родители и близкие люди. Наверняка, в этом возрасте малыш уже посещает детский сад. Даже если проблему не замечают родители, ее обнаружит логопед дошкольного учреждения. 5 лет – серьезный возраст для начала лечения дизартрии. Шансы на успех составляют 50%;
  4. Если не начать лечение, к 6 годам речь станет полностью непонятной или будет вовсе отсутствовать. Увы, но специалисты в этом случае не дают никаких гарантий, время уже упущено.

Всем мамам мы советуем узнать, что делать, если малыш не слушается. Как научить его правильно ставить ударения и выговаривать букву “р”. И подскажем, из-за чего ребенок может быть нервным и агрессивным.

Совет! Чтобы вовремя обнаружить проблему, старайтесь ежегодно проходить обследование у узкопрофильных врачей.

Чему нужно учить ребенка?

Дети, у которых диагностирована стертая форма дизартрии, практически не отличаются от своих сверстников и очень редко привлекают к себе внимание. Но все же у них есть некоторые характерные особенности. В первую очередь они нечетко говорят и страдают нарушением аппетита. Им трудно пережевывать твердую пищу, поэтому такие дети часто отказываются от мяса, моркови, твердого яблока. Можно заметить, что они часто держат непережеванную пищу за щекой. Ошибкой родителей в таком случае бывает то, что из рациона эти продукты они убирают, тем самым еще больше усугубляя состояние ребенка. Лучше приучать малыша к твердой пище, правда, делать это желательно постепенно.

А вот с гигиеническими навыками все гораздо сложнее, поскольку они требуют четкого действия мышц. Ребенок с дизартрией не сможет полоскать рот, так как мышцы, которые задействованы в этом процессе, плохо развиты. Задача родителей – научить надувать щеки и удерживать таким образом воздух, перекачивать из одной стороны в другую, втягивать щеки и при этом держать губы сомкнутыми. Выполняя регулярно эти упражнения, ребенок сможет самостоятельно полоскать рот.

Шнуровать ботинки и застегивать пуговицы такие дети тоже постоянно отказываются. Для обучения эти навыкам нужно постепенно заниматься развитием мелкой моторики рук, используя для этих целей специальные упражнения. Например, сначала тренироваться выполнять данные действия на куклах или на снятой верхней одежде. Взрослый принимает в этом активное участие, а не просто пассивно наблюдает. После неоднократного повторения этих действий ребенок сможет сам себе застегивать пуговицы на одежде.

Также ребенка необходимо обучать зашнуровывать обувь. Для выработки этого навыка родителям помогут специальные фигуры из картона, на краях которых есть отверстия на расстоянии в 1 см друг от друга. Задача ребенка – продеть во все эти дырочки шнурок, который имеет металлический наконечник. Действия должны быть направлены на обматывание краев. Для поддержания интереса к подобным упражнениям фигуру можно украсить на ваше усмотрение. Можно даже позволить ребенку сделать из этой фигуры с помощью собственноручной шнуровки игрушку-подарок для лучшего друга. После многочисленных таких действий ребенок легко сможет шнуровать сначала ботинки, которые сняты с ног, а потом и непосредственно обутую обувь.

Трудности возникают и во время изобразительной деятельности. Малышам трудно держать правильно ручку и карандаш, пользоваться ножницами, а также регулировать нажим на карандаш или кисточку во время процесса. Для обучения работы с ножницами рекомендуется родителям проводить так называемые совместные действия, то есть вложить свои и пальцы ребенка в кольца ножниц и таким образом отрабатывать подобные действия. При постепенном развитии мелкой моторики можно выработать точность движений, необходимую для творческой деятельности.

Физические упражнения и любая другая подобная деятельность вызывают некоторые трудности. Стертая дизартрия у детей не позволяет выполнять движения в соответствии со слышимой музыкой.

Лечебные мероприятия, которые можно проводить дома

По согласованию с врачом – логопедом и детским неврологом многие лечебные мероприятия можно проводить дома. Дома можно выполнять простую гимнастику для мимических мышц. Вот примерный список упражнений:

  • надувать и втягивать щеки;
  • надувать то одну, то другую щеку;
  • имитировать сосание;
  • открывать и закрывать рот, щелкая зубами;
  • зажать зубами кусок марли или бинта и удерживать их, когда взрослый осторожно старается вытянуть ткань;
  • облизывать губы;
  • сосать леденец или кусочек сахара.

Хорошо помогают тренировать речь скороговорки. Особенно полезны те, которые содержат плохо выговариваемые ребенком звуки.

Дыхательная гимнастика

Речевое

дыхание — сложный процесс, заключающийся в строгом соотношении дыхательного акта с артикуляцией. У маленьких дизартриков такая координация нарушена. Перед произнесением фразы дети делают недостаточный вдох. Они способны произносить речь на вдохе или в самом конце выдоха. Неречевое дыхание отличается поверхностностью, нестабильностью ритма.

Правильное речевое дыхание обеспечивает речи плавность, мягкость. При дизартрии очень важно наладить данную сторону процесса. Для этого была разработана дыхательная гимнастика.

Наиболее эффективной является дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой. Это совокупность оригинальных упражнений, аналогов которых нет в мире. Упражнения делают упор на вдох. Он должен быть резким, коротким, производиться через нос. На выдох – внимание минимальное. Осуществляется произвольно.

Существуют главные правила исполнения упражнений, при соблюдении которых эффект будет заметен очень быстро:

  1. Ребенок делает резкий, эмоциональный, активный вдох носом. Аналогия проводится с ощущением гари. При этом можно повторять: «Тревога, пахнет гарью», и вдыхать воздух, как бы принюхиваясь. Внимание концентрируется на вдохе.
  2. Выдох производится через рот. Объясняем малышу, что не нужно задерживать выход воздуха. Пусть выходит самопроизвольно, без контроля.
  3. Вдох следует делать так, как будто накачиваете автомобильную шину. Частота – 60-70 вдохов/минуту. Пауза – до 3 сек. За один урок необходимо произвести 1000-2000 повторов.
  4. Делать упражнение нужно легко, без напряжения, не доводя до состояния нехватки воздуха. Всё – в доступных пределах.

Занятие начинается с разминки, и лишь затем можно переходить к главной части.

Примеры упражнений:

  • полуприсед. Одну ногу выводим вперед, другая – сзади. Неглубоко приседаем, опираясь на переднюю ногу. Приседая, делаем короткий, ритмичный вдох;
  • затаивание дыхания. Делаем короткий вдох, одновременно наклоняясь вперед. Задерживаем дыхание, считая до восьми. Постепенно увеличиваем количество.

Лечение дизартрии

Главное направление в лечении дизартрии – это восстановление функций правильной артикуляции, чтобы ребенок мог в дальнейшем спокойно общаться и обучаться. Все происходит тремя способами: прием лекарств, ЛФК и логопедическая работа. Здесь устраняются нарушение голоса, расстройство речевого дыхания и артикуляции.

Среди медикаментов назначают ноотропы: Энцефабол, Глицин и пр. Лечебная гимнастика включает упражнения, которые разрабатывают мышцы лица. В качестве основного метода лечения выступает массаж, где прорабатываются все мышцы артикуляционного аппарата. Активно используется дыхательная гимнастика А. Стрельниковой.

Ребенок должен тренироваться проговаривать звуки, слова и предложения. Это можно делать как самостоятельно, так и с логопедом. Помимо этого упор делается на развитии моторики и устранении прочих дисфункций.

Причины развития дизартрии

Недуг не является самостоятельным заболеванием – это только симптом других нарушений. Причина кроется в патологиях ЦНС. В период внутриутробного развития плод очень чувствителен к любым инфекциям. Поэтому болезни матери влекут за собой поражения мозга у ребенка.

Читайте также:  Вазапростан — инструкция по применению, цена, отзывы и аналоги

Опасны токсикоз, резус-конфликт, прием лекарственных средств. В процессе родовой деятельности может возникнуть гипоксия (кислородное голодание), это тоже повлияет на работу нервной системы. Преждевременные роды чреваты тем, что организм младенца не закончил формирование, и это вызывает ряд последствий.

Стремительные или затяжные роды, различные травмы – все это сказывается на дальнейшем развитии новорожденного. Он чувствителен к любым болезням.

В последние годы приводятся гипотезы о влиянии экологии на развитие детей. Выбросы вредных веществ в атмосферу, смог и другие явления негативно отражаются на состоянии людей.

Причины дизартрии

Лечение нарушения

Обследование детей с дизартрией и лечение дизартрии производится логопедом и невропатологом

. Без регулярного контроля на базе медицинских учреждений ситуация будет только усугубляться.

Они могут назначить медикаменты из списка:

  • Энцефабол
  • Пантокальцин
  • Циннаризин
  • Инстенон
  • Глиатилин
  • Персен
  • Ново-Пассит
  • Актовегин
  • Церебролизат

Прежде чем начать медикаментозное лечение, проконсультируйтесь с врачом. Не занимайтесь самолечением таблетками.

Псевдобульбарная дизартрия

Перенесенные в раннем возрасте инфекционные болезни или травмы головы приводят к появлению псевдобульбарной дизартрии, которая характеризуется нарушением речевой моторики, сосательного рефлекса, глотания. Мышцы лица вялые, изо рта наблюдается слюноотделение.

По степени тяжести выделяют такие формы псевдобульбарной дизартрии:

  • Легкая форма проявляется в неточной, замедленной, невыраженной речи. Также отмечаются нарушения в глотании и жевании. Звуки трудно произносятся и лишены голоса.
  • Средняя форма характеризуется амимичностью и вялостью мышц лица. Детям трудно вытянуть губы вперед или надуть щеки. Также почти неподвижным становится язык. Мягкое небо также практически не участвует в звукообразовании.
  • Тяжелая форма (анартрия) проявляется полным параличом мышц. Лицо маскообразное, челюсть свисает, рот открыт. Речь практически отсутствует, является нечленообразной.

Бульбарная дизартрия

Бульбарная дизартрия

– (от лат. bulbus – луковица, которую по форме напоминает продолговатый мозг) результат заболевания или воспаления продолговатого мозга, вследствие которого происходит одностороннее или двустороннее поражения лицевого нерва. Причиной может стать вирусное заболевание или отит. При одностороннем поражении развиваются вялые параличи мышц губ, одной щеки, которые приводят к нечеткой артикуляции губных звуков. При двустороннем повреждении произношение всех губных звуков идет по типу приближения их к единому глухому щелевому губно-губному или двугубному звуку (вместо В-Ф). Все смычные согласные сводятся к щелевому переднеязычному глухому звуку (вместо Б-П). Звуки не дифференцируются, характерна дисфония (расстройство голоса) или афония (отсутствие звучности в голосе). Нарушение произношения при бульбарной дизартрии часто сопровождается назализацией, гнусавостью (банка-манка), отсутствием мимики, гиперсаливацией, расстройством сосания и глотания твердой пищи.

Вверх

Степени нарушения произношения

  • 1-я – это стертая форма патологии, выявить ее могут только при специальном обследовании.
  • 2-я – речь окружающие понимают, но есть дефекты, которые заметны всем, стертая речь усугубляется.
  • 3-я – произношение затруднено, речь ребенка могут понять только близкие люди.
  • 4-я – сложная форма патологии, речь либо отсутствует, либо она есть, но ребенка никто не может понять.

Коррекция

Успешным считается лечение дизартрии, в результате которого пациент восстанавливает свои способности изъясняться понятно для окружающих. Для того чтобы достичь этой цели, необходим комплексный подход к тому, как лечить заболевание, в основе которого заложена верная диагностика дизартрии, грамотное медикаментозное лечение, логопедическая коррекция дизартрии и физиотерапевтические меры.

Медикаментозное лечение назначается специалистом после полного обследования пациента. Однако решить проблему только медикаментозно не получится, поэтому в курс лечения больного включаются физиотерапевтические меры.

Пациенту назначаются лечебные ванны, специальные физические упражнения, иглоукалывание, разного рода массажи, а также такие нетрадиционные, но, тем не менее, действенные методы коррекции, как плавание и общение с дельфинами, лечение творчеством, созидательные и развивающие игры с песком и многое другое.

Логопедические меры по коррекции дизартрии направлены на восстановление артикуляционного аппарата. В ходе занятий логопед работает с пациентом над произношением звуков, постановкой правильного дыхания и голоса, выполняет специальную гимнастику для разработки артикуляционного аппарата, а также проводит массаж языка.

Лечение дизартрии у ребенка должно опираться на логопедические занятия, а также лечение в домашних условиях.

Формы дизартрии и их признаки

Формы дизартрии

Для каждой формы требуются особое лечение и определенный коррекционный подход. Без этого не получится достичь значительных результатов в исправлении дефектов.

Бульбарная

Появляется при поражении продолговатого мозга. В этом месте располагаются центры двигательных нервов.

Характерные признаки бульбарной формы — это дисфагия (нарушение процесса глотания), паралич или парезы. Неразвитые голосовые связки делают голос слабым, назализированным. Отсутствуют звонкие звуки. У детей с данным нарушением речь медленная и нечеткая, лицо лишено мимики.

Псевдобульбарная

Самая распространённая форма в детском возрасте. Симптомы близки к бульбарной форме, но не настолько хорошо выражены. При правильном лечении и коррекции удается добиться абсолютной компенсации. В бытовом плане такую разновидность называют стертой дизартрией.

Малыш с легкой степенью заболевания затрудненно сосет и глотает, часто захлебывается. Со временем появляются проблемы с общей и мелкой моторикой. При легкой степени стертой дизартрии у детей отсутствуют грубые нарушения моторики. Им тяжело даются точные движения губ и языка. Речь медленная, немного смазанная. Звонкие звучат недостаточно четко, страдает произношение мягких.

Различие звуков на слух получается освоить с большим трудом, при письме отмечаются характерные ошибки, например, «т» заменяется на «д». Проблем с грамматикой и лексикой нет.

При псевдобульбарной дизартрии отмечаются проблемы с артикуляционной моторикой: ребёнок не может вытянуть губы трубочкой, поднять кончик языка вверх или вниз. Есть проблемы с глотанием и жеванием пищи, отмечается гиперсаливация.

Речь серьезно нарушена, искажено звучание всех звуков. Речевое дыхание слабое. Из-за проблем с речевой деятельностью ребенок предпочитает молчать и не участвовать в массовых играх.

При тяжелой степени мышцы неподвижны, и речь отсутствует, есть только нечленораздельные звуки.

Подкорковая

Появляется из-за поражения подкорковых узлов. Основные признаки:

  1. Гиперкинезы (непроизвольные движения мышц).
  2. Тонус мышц меняется с ослабленного до напряженного.
  3. Неустойчивость произношения – от почти чистой речи до полного отказа разговаривать.

Речь может быть слишком быстрой либо с большими паузами. Тембр и сила голоса тоже меняются. Больше всего при такой форме страдает просодическая сторона речи. Иногда дефект сочетается с нарушениями слуха.

Мозжечковая

Появляется при патологиях мозжечка. Речь такого ребенка состоит из коротких фраз, она прерывистая, «рубленая». Могут появляться несвязные крики. Мозжечковая дизартрия редко появляется как самостоятельная форма.

Корковая

Корковая дизартрия у детей тяжело выявляется. Проблемы с артикуляцией, произношением слов, стечением согласных.

При быстром темпе речи возникают запинки, как при заикании. Отличие моторной дизартрии в том, что не наблюдается проблем с лексикой и грамматикой. Отличается она и от дислалии: ребенку трудно сделать артикуляционную позу и переключить ее на другую. Постановка звука в изолированном виде не вызывает сложностей, но вот его введение в речь занимает гораздо больше времени.

Понять проблему

В наше время дизартрию диагностируют примерно у 6% детей. Это довольно высокий показатель для того, чтобы отнести расстройство в разряд распространенных.

Несмотря на то, что заболевание встречается довольно часто, многие родители теряются, слыша диагноз «дизартрия» у своего ребенка. В связи с незнанием, лечение патологии у малыша может быть начато в запоздавшие сроки или пойти по неверной схеме. В отношении детей важно все делать в срок, в том числе корректировать произношение, иначе неправильная его модель может надежно зафиксироваться и остаться навсегда.

При дизартрии происходит органическое поражение лицевой мускулатуры, принимающей участие в формировании речи: мышц щек, языка, области вокруг рта. Страдают также нервные волокна, иннервирующие мышцы, кожу. В результате мимика обедняется. Дизартрик лишается возможности в полной мере работать лицевой мускулатурой, чтобы произнести нужный звук. Речь малыша становится неразборчивой, тихой, монотонной.

Среди причин расстройства выделяют:

  • тяжелый токсикоз беременных;
  • резус-конфликт;
  • внутриутробная инфекция;
  • недоношенность;
  • преждевременные роды;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • асфиксия новорожденных;
  • родовые травмы;
  • наследственные заболевания;
  • черепно-мозговая травма;
  • гидроцефалия;
  • инфекционное поражение мозга;
  • интоксикации различного генеза;
  • гнойные отиты.

Часто дизартрия сопровождает ДЦП и задержку психического развития.

Распознать у своего ребенка болезнь в начале пути внимательные родители могут по следующим признакам:

  • слабость лицевой мускулатуры, сопровождаемая выпадением языка, полуоткрытым ртом;
  • спазм лицевых мышц – ребенок плотно смыкает губы;
  • позднее появление речи;
  • проблемы с употреблением пищи – постоянные поперхивания, трудности с глотанием, долго удерживает пищу за щекой;
  • повышенное слюноотделение, регистрируемое после 6 месяцев;
  • малыш без причины разговаривает «в нос»;
  • речь без эмоциональной окраски, слишком быстрая или медленная. В случае повышенного тонуса голосовых связок голос писклявый;
  • искажение, пропуск отдельных звуков;
  • нарушение мелкой моторики – с трудом застегивает пуговицы, завязывает шнурки. Не может лепить из пластилина, рисовать не получается из-за слабости удержания карандаша;
  • плохой музыкальный слух;
  • нарушается речевое дыхание. Дети, проговаривая фразу, задыхаются, делают паузы в произношении;
  • возможна полная немота из-за паралича лицевых мышц.

В 5 лет артикуляция всех звуков должна быть сформирована. Если этого не произошло, то имеющееся косноязычие нельзя списывать на возраст. Необходимо вмешательство специалиста. Чем раньше дети отправляются к логопеду, тем лучше для них и родителей.

Часто проблему ставят ребром в возрасте около 7 лет, перед поступлением в школу. Этот возраст для начала коррекции считается поздним, работа будет происходить сложнее, усилий потребуется больше.

Коррекция дизартрии

Дети, у которых диагностирована дизартрия речи, нуждаются в постоянном специальном обучении, которое направлено на исправление дефектов звуковой части речи ребенка, развитие его лексического запаса, грамматического строя, навыков письма и чтения. Коррекция проводится в специализированных учебных учреждениях — школах и садах.

Логопед, который проводит коррекционные занятия, должен четко знать и понимать структуру речевого дефекта каждого вида дизартрии, механизмы моторики ребенка, как общей, так и речевой. И к каждому ребенку специалист находит индивидуальный подход, учитывая личностные особенности пациента. Независимо от того, какая у ребенка дизартрия, лечение должно быть доверено исключительно профессионалам.

Если наблюдается легкая степень этого заболевания, достаточно пройти специальный курс коррекции, а после него жить в привычных условиях и выполнять упражнения с родителями, которые прошли подробный инструктаж перед этим. А вот тяжелые формы дизартрии требуют постоянного нахождения ребенка в специализированных коррекционных заведениях (как правило, это специнтернаты), которые специализируются на обучении и воспитании детей с дефектами речи. После окончания подобного учреждения ребенок получит аттестат о неполном среднем образовании.

Вся коррекционная работа включает в себя определенные этапы:

  • логопедические занятия, которые направлены на формирование лексико-грамматического и фонетического компонентов речи;
  • специализированные занятия, основная цель которых заключается в исправлении коммуникативной функции речи;
  • коррекция письма;
  • развитие пространственного мышления.

Коррекция произношения

После налаживания работы артикуляционного аппарата, восстановления мышечной активности, логопед переходит к корректировке неправильного произношения.

Обычно у детей выявляют такие неточности произношения:

  • пропуск отдельных звуков, чаще «р»;
  • замена одних звуков другими – «вак» вместо «рак»;
  • межзубное произношение, так называемая шепелявость;
  • изолированно звук произносится правильно. Проблемы появляются при введении в слово.

Если подобные изменения были замечены родителями, то логопедическую работу стоит начинать сразу, не дожидаясь 5 лет.

Коррекция произношения требует индивидуального подхода. Специалист определяет, какие звуки сохранены, произносятся правильно. Работа начинается со звуками, искаженными в наименьшей степени. Перед их постановкой требуется научить детей различать их на слух.

Задача специалиста сводится к следующему:

  • моделирование основных артикуляционных укладов – постановка шипящих, свистящих, сонорных, небных звуков;
  • постановка изолированного звука;
  • закрепление звука, автоматическое включение в речь. Сначала для фиксации используют слова, в которых звук присутствует в утрированной форме. Затем любые слова с нужным звуковым символом;
  • произношение звука с оппозиционным по звучанию: са-ша, сфа-тфа.

Логопед, помимо произносительной стороны речи, обучает ребенка лексико-грамматическим основам, развивает фразовую речь, дает основы навыков письма, чтения.

Прогноз и профилактика

По статистическим данным, полученным при обследовании детей в дошкольных учреждениях, у 40-60% из них имеются те или иные отклонения в речевом развитии. Чаще встречаются дислалия, ринофония, неправильное произношение и ошибки фонетического характера, стертая форма дизартрии. В то же время на долю стертой дизартрии выпадает до 35% нарушений. В большинстве случаев отклонения являются излечимыми и корректируются в младшем школьном возрасте.

Для тренировки мышц, предупреждения их атрофии нужно обучать детей езде на велосипеде, полезной будет любая двигательная активность (игра в прятки, скакалка, теннис и бадминтон, катание на коньках или роликах). Мелкую моторику развивают на уроках рисования, лепки, при собирании конструктора. В школьном возрасте необходимо тренировать письменную речь, рисовать по очереди левой и правой рукой, читать книги и пересказывать их. Чтобы разрабатывать речевой аппарат, не бойтесь давать ребенку пищу, которую нужно пережевывать.

Исход течения заболевания зависит от своевременной диагностики и начатого лечения. Полное восстановление функций речи возможно при легкой или стертой форме дизартрии. В тяжелых случаях − только частичное улучшение состояния. Важное значение имеет социальная адаптация человека, он не должен чувствовать себя обделенным, особенно в кругу своих близких.

Стертая дизартрия

Достаточно часто встречается стертая дизартрия, при которой основными характерными признаками являются:

  • Плохая дикция.
  • Невнятность и невыразительность речи.
  • Замена и искаженность звуков.

Впервые данную форму дизартрии описала О. Токарева, которая указывала на то, что отдельное произношение звуков у детей не вызывает труда, однако произношение их в сложных словах и фразах уже приводят к искажению. Речь становится размытой, нечеткой, смазанной.

Поражение головного мозга приводит к развитию стертой дизартрии. Обычно ее выявляют в 5-летнем возрасте. Если имеются подозрения на наличие дизартрии, ребенка следует отвести к невропатологу, который диагностирует болезнь, а затем назначит лечение. Коррекционная терапия слабо развита, однако она включает комплекс медикаментов, психолого-педагогической работы и логопедической помощи.

Помимо замены или полного отсутствия звуков, у ребенка наблюдается неспособность обучиться навыкам самообслуживания, нарушения в крупной моторике, а также невозможность держать рот закрытым из-за вялости мышц челюсти.

Оцените статью
Все о здоровье
Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]