Симптомы аутизма у малышей: как выглядят «другие» дети

Впервые упоминания об аутизме и его признаках появились в 1943 г., когда американский психиатр Лео Каннер описал поведение нескольких детей со странностями. Их особенности не были похожи на ранее изученные психические расстройства, а их явные поведенческие симптомы были схожи между собой.

В этот же год австрийский ученый в результате своих исследований установил ряд идентичных особенностей поведения у группы детей, и спустя год выпустил статью с подробным описанием расстройства.

В середине 1980-х гг. проводились многочисленные исследования по вопросам аутизма и его симптомам, однако генетические истоки этой болезни стали изучать только в 1990-е гг.

Современная наука позволила точно дать определение этому заболеванию и установить несколько видов аутизма, его особенности и способы лечения. Таким образом, аутизм – это заболевание, для которого характерно нетипичное социальное поведение и замкнутость, которая обусловлена изменениями в мозге.

Описание синдрома

Начнем с описания патологии. Согласно медицинским источникам, аутизм – это общее расстройство развития человека, проявляющееся нарушением его речи, психики в целом и социальной адаптации. Заболевание относится к генетическим патологиям, имеет несколько форм, характеризующихся отдельными симптомами. Простыми словами аутизм – это неспособность человека полноценно контактировать с внешним миром. Его действия, слова жесты и т.д., направлены внутрь себя – социальная нагрузка отсутствует.

Каждому потенциальному родителю, хотелось бы знать, что провоцирует рождение ребенка с отклонениями. Зная об этом, можно попытаться снизить риски. Специалисты считают, что имеет смысл говорить не о каком-то одном факторе, а о целом комплексе. К тому же точных причин возникновения аутизма у детей пока не выявлено. Среди возможных называют:

  • мутации на генном уровне;
  • поражения центральной нервной системы органического типа;
  • нарушение обмена веществ;
  • гормональные сбои;
  • инфекции вирусного или бактериального характера;
  • отравление ртутью другими химическими веществами;
  • злоупотребление антибиотиками.

Примерно в 9 из 10 случаев дети-аутисты появляются на свет таковыми в результате генетических сбоев. Причем оба родителя могут быть абсолютно здоровы. То есть, речь идет о совершенно спонтанной мутации, которую, могут спровоцировать негативные внешние факторы, перечисленные выше.

Внимание! Аутизм – генетическое заболевание, но не наследственное! Семейственность ему несвойственна.

Возможные осложнения аутизма при отсутствии терапии

Науке пока не известен способ полного излечения аутизма, но доказано, что своевременная и регулярная терапия способствует ослаблению симптомов заболевания.

Если не предпринимать никаких действий по улучшению качества жизни ребенка с аутизмом, его состояние может ухудшиться довольно быстрым темпом, а признаками регресса будут являться:

  • полное отсутствие речи;
  • беспомощность;
  • погружение в свой внутренний мир;
  • эмоциональная нестабильность;
  • продолжительная депрессия;
  • учащенные судорожные припадки;
  • нарушение сна и покоя;
  • потеря зрения.

Наряду с вышеперечисленными осложнениями будут страдать внутренние органы, неизбежны проблемы с пищеварением и мозговой деятельностью вплоть до полной потери адекватности.

Признаки аутизма зависят от его вида и степени сложности. Если диагноз поставлен в первые годы жизни ребенка, шанс помочь ему более высок, однако полностью и навсегда избавиться от аутизма невозможно.

Оформление статьи: Владимир Великий

Поведенческие проявления аутизма

Что касается классификации заболевания, то основных форм аутизма существует две: тяжелая и легкая. В первом случае большинство типичных симптомов ярко выражены, ребенок нуждается в помощи родителей и педагогов. Ему необходимо находиться под наблюдением доктора.

Легкая форма аутизма может быть даже не совсем заметна окружающим. Качество жизни снижено незначительно. Симптомы слабо выражены. При должном уходе со стороны родителей из такого ребенка может вырасти достаточно социализированный, практически нормальный психически взрослый.

Различают также следующие виды аутизма:

  • с полным отсутствием потребности в контактах с людьми (больной молчит и не умеет себя обслуживать);
  • с резким отвержением окружающей действительности и отсутствием чувства самосохранения (при этом ребенок-аутист повторяет звуки, слова, жесты, действия);
  • с замещением реального мира (человек живет в своих фантазиях и иллюзиях, к близким практически не привязан);
  • с гипертормозимостью (это самая легкая форма, при которой ребенок очень раним, всего боится, быстро утомляется, но в остальном вполне нормален).

В последнее время болезнью аутизм стали считать и смежные с ней состояния. В частности, синдром Ретта, основное отличие которого заключается в том, что примерно до полутора лет ребенок развивается совершенно нормально, а затем начинает утрачивать освоенные навыки. При этом деформируется костно-мышечная система, двигательная активность нарушается, и в итоге наступает умственная отсталость тяжелой степени. Данный синдром встречается лишь у девочек. Виной его становится поврежденный ген в Х-хромосоме.

Особенности поведения

Поведение детей-аутистов отличается своеобразием игр, монотонностью движений. Например, малыш часто кружится вокруг своей оси, повторяет махи руками, подолгу просто сидит и раскачивается, перебирает, рассматривает, трясет пальцами рук.

Кроха-аутист часто равнодушен к ярким специализированным игрушкам для детей, зато станет увлеченно рассматривать лопасти вентилятора.

Может буквально впиться взглядом в работу какого-нибудь механизма. Ему нравится играть с выключателем, бесконечно наблюдая за тем, как зажигается и гаснет свет.

Если ребенок заинтересуется обыкновенной игрушкой, то будет играть с ней необычно. Например, сосредоточится на том, как работает какая-то одна деталь: как закрывается глаз у куклы, вращается колесо у игрушечного автомобиля. Рассматривая вещицы, подносит их очень близко к лицу, внимателен к мелким деталям.

Ребенок протестует, когда взрослые или другие дети пытаются включиться в его игру. Аутист в принципе не заинтересован в занятиях, которые предполагают взаимодействие или телесный контакт с другими людьми. Поэтому не любит процесс переодевания, купания, расчесывания волос. Часто отчаянно противится объятиям, поцелуям, не позволяет брать себя на руки.

Важно! Аутист не подражает мимике и жестам других людей или повторяет их неосознанно, невпопад, никак не связывая их с контекстом ситуации. Он чувствителен к запахам, громким звукам, а может быть глубоко погруженным в себя, не обращать внимания на уход или возвращение родителей домой, не отзываться на свое имя.

Особенности восприятия мира аутистом

Родители деток с синдромом очень переживают, считая, что ребенок обречен на несчастную жизнь. Данное мнение безосновательно. Конечно, аутисты отличаются от других людей, но и потребности у них своеобразные. Они не нуждаются в общении, поэтому, не получая его, негативных эмоций испытывать не будут.

Наблюдая аутистическое поведение, может показаться, что человек замкнут, угрюм, недоволен. А он сосредоточен на чем-то важном лично для него. Аутист способен сутками рассматривать трещины на стене, находя все новые, и новые узоры. И испытывать при этом счастье от своих маленьких открытий.

Аутист – это человек, который склонен систематизировать, упорядочивать все вокруг. И это тоже приносит ему истинное удовлетворение. При легкой степени заболевания отличить его от других можно, порой, лишь по отсутствию чуткости и гибкости в общении. Будучи увлеченным каким-то объектом, человек может подробно рассказывать о нем собеседнику часами, не замечая, что тому это неинтересно. Аутисты не умеют анализировать мимику людей, тон голоса и т.д. Кстати, и лицо их напоминает маску. Эмоций на нем не прочтешь.

Родители детей с синдромом аутизма беспокоятся еще и по поводу их отношения к себе. Порой создается впечатление, что оно равнодушное. Дети любят родителей и нуждаются в их заботе. Более того, — они страдают, если что-то меняется в семье. Например, в привычное время мама не подала обед, или папа не почитал книжку. Аутист – это прирожденный консерватор и приверженец традиций.

Немного истории

Первое упоминание детского аутизма, как отдельной диагностической единицы, было зарегистрировано уже в 1940-х годах XX века. Американский психиатр Л. Каннер в 1943 г. опубликовал статью о неприемлемом поведении группы педиатрических пациентов, указав термин «ранний детский аутизм» (EIA – Early Infantile Autism).

Независимо от Каннера Г. Аспергер (1944 г.), венский педиатр, в профессиональной статье описал истории болезни 4-х мальчиков с нетипичными поведенческими чертами, ввел понятие «аутистическая психопатия». Он, в особенности, подчеркнул специфическую психопатологию социального взаимодействия, речи, мысли.

Следующее важное имя в истории определения аутизма – Л. Винг, британский врач, внесшая большой вклад в расширение знаний о психопатологии расстройств аутистического спектра. В 1981 г. она ввела термин «синдром Аспергера», а также описала т.н. «триаду симптомов». Она также написала ряд профессиональных публикаций и справочников для родителей детей с РАС.

Диагностика заболевания

Диагностировать аутизм непросто. Многое зависит от грамотности и внимательности родителей. Если ребенок первый, и сравнить не с чем, они могут не придать значения отклонениям, посчитав их нормой.

Сегодня обязательным является тест на аутизм у детей, который делают в роддоме (скрининг новорожденных – кровь из пятки). Но его результаты не всегда адекватны. Часто бывает, что тест оказался отрицательным, а позже появились симптомы. Скрининг направлен на выявление нескольких генетических отклонений. Если результат плохой, о какой именно патологии идет речь, понять без дополнительных обследований нельзя.

На западе есть специальные программы, позволяющие определить аутизм у ребенка. Это профессионально составленные опросники, и на основании ответов родителей делается заключение. В России пока такие программы особо не распространены. Поэтому приходится надеяться на внимательность родителей и грамотность врачей.

В ходе диагностики аутизма у детей проводят следующие исследования:

Выявить наличие аутизма ребенка в домашних условиях можно при помощи различных тестов. При этом следует знать, что одних лишь результатов тестирования недостаточно для того, чтобы поставить диагноз, однако это будет лишним поводом для обращения к специалисту. Существует множество тестов, предназначенных для детей определенного возраста:

  • тестирование ребенка по общим показателям развития, предназначенное для детей возрастом до шестнадцати месяцев;
  • M-CHAT тест или модифицированный скрининговый тест на аутизм, для детей от шестнадцати до тридцати месяцев;
  • рейтинговая шкала аутизма CARS применяется для тестирования детей от двух до четырех лет;
  • скрининговый тест на аутизм ASSQ, предлагается для прохождения детьми в возрасте от шести до шестнадцати лет.

M-CHAT тест или модифицированный скрининговый тест на аутизм

Вопросы:

  1. Получает ли ребенок удовольствие от укачивания на коленях или руках?
  2. Проявляет ли ребенок интерес к другим детям?
  3. Нравится ли ребенку использовать предметы в качестве ступенек и взбираться по ним вверх?
  4. Нравится ли ребенку играть в прятки?
  5. Имитирует ли ребенок действия в процессе игры (делает вид, что разговаривает по телефону или укачивает куклу)?
  6. Использует ли ребенок указательный палец при необходимости в чем-либо?
  7. Пользуется ли он указательным пальцем, подчеркивая свой интерес к какому-нибудь действию, предмету или человеку?
  8. Используются ли игрушки ребенком по предназначению (катание машинки, одевание куклы, строительство крепостей из кубиков)?
  9. Акцентировал ли когда-либо ребенок внимание на интересующих его предметах, принося их и показывая родителям?
  10. Способен ли ребенок удерживать зрительный контакт со взрослыми более одной-двух секунд?
  11. Проявлял ли малыш когда-либо признаки повышенной чувствительности к акустическим раздражителям (просил выключить пылесос, закрывал уши при громкой музыке)?
  12. Возникает ли у ребенка ответная реакция на улыбку?
  13. Повторяет ли ребенок движения, интонацию и мимику за взрослыми?
  14. Откликается ли ребенок, когда его зовут по имени?
  15. При указании на какой-либо предмет или игрушку в комнате, посмотрит ли на нее ребенок?
  16. Умеет ли ребенок ходить?
  17. Если посмотрите на какой-либо предмет, повторит ли ребенок ваши действия?
  18. Замечали ли вы, чтобы ребенок совершал необычные действия пальцами около лица?
  19. Старается ли младенец привлечь внимание к себе и к своим действиям?
  20. Дает ли ребенок думать, что у него имеются проблемы со слухом?
  21. Понимает ли ребенок о чем говорят окружающие его люди?
  22. Замечали ли вы, чтобы малыш бесцельно бродил или делал что-либо автоматически, производя впечатление полного отсутствия?
  23. Встречая незнакомых людей, или сталкиваясь с непонятными явлениями, заглядывает ли ребенок в лицо родителей, чтобы наблюдать за их реакцией?
Читайте также:  Особенности и схема применения Фуросемида при цистите

Расшифровка теста

На каждый вопрос теста следует дать ответ «Да» или «Нет», а после сравнить полученные результаты с приведенными в расшифровке:

  1. Нет.
  2. Нет (критический пункт).
  3. Нет.
  4. Нет.
  5. Нет.
  6. Нет.
  7. Нет (критический пункт).
  8. Нет.
  9. Нет (критический пункт).
  10. Нет.
  11. Да.
  12. Нет.
  13. Нет (критический пункт).
  14. Нет (критический пункт).
  15. Нет (критический пункт).
  16. Нет.
  17. Нет.
  18. Да.
  19. Нет.
  20. Да
  21. Нет.
  22. Да.
  23. Нет.

Лучшие материалы месяца

  • Почему нельзя самостоятельно садиться на диету
  • 21 совет, как не купить несвежий продукт
  • Как сохранить свежесть овощей и фруктов: простые уловки
  • Чем перебить тягу к сладкому: 7 неожиданных продуктов
  • Ученые заявили, что молодость можно продлить

Если совпали ответы на три обычных пункта или два критических, то такого ребенка необходимо проконсультировать у специалиста.

Коррекция аутизма

Вести речь о лечении аутизма у детей бессмысленно. Выздоровление невозможно, целесообразно говорить о комплексной коррекции, проводящейся силами родителей, педагогов, психологов и психиатров. Болезнь не уйдет, но ребенок при успешной коррекции будет полноценным членом общества.

Есть различные методики, которые понадобится изучить родителям. Рекомендации:

  1. Аутизм у ребенка требует четкого выполнения режима дня.
  2. Резко менять обстановку, окружающую малыша, запрещено.
  3. С ребенком следует проводить много времени, общаясь, играя.
  4. Кроху следует почаще обнимать, целовать, говорить нежности.
  5. Обязательны физические упражнения, без допущения переутомления.
  6. Детский аутизм проявляется механическим наследованием действий окружающих. Следует воспользоваться этим, привив ребенку полезные навыки.
  7. Проявленную ребенком инициативу подавлять нельзя.

Для детей-аутистов важна похвала. Поэтому, прививая им навыки, следует придумать различные методы поощрения: ласковые слова, сладостей, подарки в виде игрушек. Постепенно в поведении ребенка негатив исчезнет.

Сейчас множество способов коррекции аутизма: дельфинотерапия, лечение лошадьми, собаками, гидротерапия. Полезно посещать с ребенком театры, концерты, смотреть кино. Зто поможет ему развить коммуникативные способности.

Лечить аутизм желательно, заручившись поддержкой психолога. Детям с синдромом полезны групповые занятия и индивидуальные. В тяжелых случаях придется воспользоваться услугами психиатра.

Состояния, которые имитируют аутизм

ЗПРР с аутичными чертами

Симптомы этого заболевания связаны с задержкой психоречевого развития. Они во многом сходны с признаками аутизма. Начиная с самого раннего возраста, малыш не развивается в плане речи так, как это предполагают существующие нормы. В первые месяцы жизни он не лепечет, далее не учится говорить простые слова. В 2-3 года его словарный запас очень скуден. Такие дети часто слабо развиты физически, иногда гиперактивны. Окончательно диагноз устанавливает врач. Важно посещать с ребенком психиатра, логопеда.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Это состояние также часто принимают за аутизм. При дефиците внимания дети неусидчивы, им сложно дается обучение в школе. Возникают проблемы с концентрацией внимания, такие дети очень подвижны. Даже во взрослом возрасте отголоски этого состояния остаются, ведь таким людям сложно запоминать информацию, принимать решения. Нужно стараться диагностировать это состояние как можно раньше, практиковать лечение психостимуляторами и успокаивающими лекарствами, а также посещать психолога.

Тугоухость

Это разнообразные нарушения слуха врожденные и приобретенные. У слабослышащих детей отмечается и задержка речи. Поэтому такие дети плохо откликаются на имя, выполняют просьбы и могут показаться непослушными. При этом родители могут заподозрить у детей аутизм. Но профессиональный психиатр обязательно направит малыша на обследование слуховой функции. Слуховой аппарат поможет решить проблемы.

Шизофрения

Ранее аутизм считали одним из проявлений шизофрении у детей. Однако сейчас понятно, что это – две совершенно разные болезни. Шизофрения у детей начинается позже – в 5-7 лет. Симптомы этой болезни проявляются постепенно. Такие дети имеют навязчивые страхи, разговаривают сами с собой, позже проявляются бред и галлюцинации. Лечат это состояние медикаментозно.

Важно понимать, что аутизм не является приговором. Ведь при условии правильного ухода, самой ранней коррекции аутизма и поддержке со стороны специалистов и родителей такой малыш может полноценно жить, учиться и обрести счастье, став взрослым.

Поведенческая терапия и образование

Роль в коррекции аутизма играют образование, поведенческая терапия. Проводят их в специализированных центрах. Корректируется поведение и нарушение коммуникаций ребенка при помощи:

  • гидротерапии;
  • занятий с логопедом;
  • музыки;
  • театрального и киноискусства;
  • дельфинотерапии, ипотерапии (прогулки с лошадьми), канистерапии (лечение собаками).

Родителям малышей-аутистов доктора советуют пройти подготовку. Они узнают, как развить способности ребенка и реагировать на его поведение. Дом – это место, где малыш приобретает навыки самостоятельности, спокойствия, общительности.

Врачи советуют начинать коррекцию с обучения ребенка базовым навыкам:

  • самостоятельному одеванию;
  • правильному поведению;
  • технике приема пищи;
  • фиксированию зрительного и слухового контакта.

Малыш должен привыкнуть, что за хорошее поведение хвалят. Можно поощрять его объятиями, поцелуями, сладким десертом, игрушками. Грамотно подобранная тактика откорректирует поведение ребенка.

Почему так случается?

Конечно, это не норма, а отклонение, правда, не сильно распространённое. Хотя говорят, что у девочек и женщин аутизм может протекать без внешних проявлений, так как представительницы слабого пола прячут в себе агрессию и эмоции. При помощи усиленного внимания и специальных занятий можно добиться в развитии человека некоторых сдвигов, но полностью его не исправить.

Стоит отметить, что аутист – это не человек с умственными отклонениями. Напротив, такие дети могут иметь зачатки гениальности, так как развиваются внутренне быстрее, нежели внешне. Они могут чураться социума в той или иной форме, отказываться говорить, плохо видеть, но при этом в уме решать сложнейшие задачи, виртуозно ориентироваться в пространстве и иметь фотографическую память. При лёгкой степени аутизма человек кажется практически нормальным, разве что немного своеобразным. Он может без причины становиться угрюмым, говорить сам с собой в особо волнительные моменты, часами просиживать в одном месте, смотря в одну точку. Но такие моменты могут происходить в жизни сплошь и рядом.

Вот тяжёлую степень аутизма труднее причислить к норме, ведь это полное разрушение функции мозга. Раньше считали, что ребёнок-аутист – это шизофреник или даже психопат. Со временем учёные разобрались в сути этого отклонения и разграничили их по симптомам. На сегодняшний день поставить диагноз не трудно, так что путаницы на этом этапе можно избежать. Нет ответа на вопрос о конкретных нарушениях в мозговой деятельности человека-аутиста, ведь единого механизма не существует. Даже нельзя с точностью сказать, что именно провоцирует аутизм – группа расстройств с определёнными мутациями либо расстройство конкретной области мозга. Многие учёные сходятся во мнении, что отказ от работы одной доли головного мозга влечёт за собой активную работу противоположной, из-за чего такие дети и проявляют недюжинные математические или творческие способности.

Медикаментозное лечение

Аутизм имеет физиологические симптомы, и лечение часто показано медикаментозное. Оно зависит от отклонений, наблюдающихся у ребенка. Если малыша мучает дисбактериоз, прописывают пробиотики. Если диагностирован авитаминоз, назначают соответствующие препараты. Жирные кислоты омега-три хорошо влияют на психику, уравновешивая и успокаивая ее. Для устранения расстройства желудка и кишечника не помешает давать пациенту пищеварительные ферменты.

Чтобы получить адекватное медикаментозное лечение, родителям ребенка с диагнозом «аутизм» нужно рассказать педиатру, как он проявляется в физиологическом плане. Возможно, придется пройти ряд дополнительных обследований. Выяснив все нюансы, можно лечить ребенка медицинскими препаратами.

Совет! Желательно получить и консультацию диетолога, поскольку аутизм у детей требует специального питания.

Почему не стоит говорить «дети-аутисты»?

Этот термин некорректен. Существует правило «people-first language», при котором человек всегда идет впереди своих особенностей и называть его тоже нужно первым.

Правильно говорить «человек с аутизмом», а не «аутист», потому что во втором случае особенность становится его единственной и главной чертой. Не следует называть маленького ребенка «аутенок» — не все родители готовы принять такое обозначение.

Поскольку аутизм не является болезнью, то говорить «больной аутизмом» тоже неправильно.

Народная медицина и диета

Рецепты народной медицины при коррекции аутизма можно использовать для снижения уровня тревожности. Решить проблему помогут травы. Можно давать ребенку чай из мяты и мелисы (столовая ложка растительного сбора на стакан кипятка).

Благотворное воздействие на нервную систему и мозг оказывает шлемник байкальский. Высушенный корень растения измельчается и дается ребенку по утрам в течение трех месяцев. Двухлетнему малышу достаточно объема, равного спичечной головки. С каждым годом доза увеличивается на пару грамм.

Определенной диеты при аутизме придерживаться не стоит. Но родителям важно помнить, что заболевание часто провоцирует дефицит витаминов группы В. Их следует восполнять, включив в рацион ребенка говяжью печень, куриные яйца, петрушку, укроп, авокадо, орехи, черный хлеб. У некоторых деток с аутизмом бывает непереносимость глютена или молочного белка. Продукты с их содержанием из меню придется исключить.

Генетика?

Большой процент людей с таким отклонением характеризуется наличием определённого гена. Учёные считают, что в таких случаях весомую роль играет ген неурексин-1. Также подозрительным остаётся наличия гена в 11-й хромосоме. Конфликт родительских генов также может в результате дать отклонение. После зачатия гены блокируются в яйцеклетке и могут негативно повлиять на здоровье женщины. В мужской клетке – сперматозоиде – потенциально опасные гены для ребёнка отключаются, что в итоге может спровоцировать генные изменения при смещении в мужскую сторону. Учёные зафиксировали связь аутизма и синдрома икс-хромосомы. Исследования проводились обширные, но в целом область знаний остаётся непаханной целиной. Родители детей-аутистов переживают за будущее своих чад, заговаривают о роли наследственности в появлении данного расстройства. В поддержку такой гипотезы приводятся различные слухи и истории. Говорят, что вероятность развития аутизма увеличивается при наличии в семье одного такого ребёнка. Есть и специалисты с резко противоположным мнением, утверждающие, что не бывает семей с несколькими аутистами.

Успокаивающие травы

Успокаивающие народные рецепты на основе применения трав пригодятся для понижения агрессии, раздражительности, тревожного состояния ребенка-аутиста. Еще они нормализуют сон. Терапия продолжается ежегодно курсами по 2 месяца. Пить успокаивающие отвары детям разрешено с двухлетнего возраста.

Рецепты:

Гормоны могут оказаться причиной появления отклонений в развитии. В частности, можно возложить ответственность на небезызвестный тестостерон. Возможно, именно из-за него, согласно статистике, мальчики чаще рождаются аутистами. Так что повышенный уровень тестостерона можно считать фактором риска, так как вместе с прочими факторами он может обернуться дисфункцией мозга и угнетением левого полушария. Этим можно объяснить и тот факт, что среди аутистов попадаются люди одарённые в той или другой области знаний, ведь полушария мозга начинают работать в компенсаторном режиме, то есть одно полушарие компенсирует замедленность работы другого. Есть факторы риска во время неблагоприятных родов или тяжёлой беременности. Например, женщина, болевшая инфекционными заболеваниями или перенесшая стресс во время беременности, должна беспокоиться за судьбу своего малыша. Некоторые врачи в таких случаях рекомендуют прервать беременность из опасений за потенциальную неполноценность плода. Стремительные роды или родовые травмы могут также негативно отразиться на состоянии ребёнка. Еще из возможных причин нужно отметить отравление тяжёлыми металлами, радиоактивное излучение, вирусы и вакцины. Но вот официальная медицина категорически возражает против опасности прививок, хотя против них неумолимо свидетельствует статистика.

Читайте также:  Сколиоз (искривление позвоночника): признаки, причины, последствия

Советы родителям

Информация пригодится для коррекции детского аутизма.

  1. Популярные в определенной среде люди страдали расстройствами аутического спектра: Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон.
  2. Родителям следует поддерживать контакты с лечащим врачом малыша.
  3. У ребят-аутистов с младенчества часто проявляется трудный характер.
  4. Раннее диагностирование задержки развития малыша вместе с оперативным вмешательством улучшат прогноз дальнейшего протекания патологии.
  5. Следует приобщить чадо к культурным мероприятиям.
  6. Аутизм вылечить невозможно.

Следить за малышом, корректировать его поведение помогут советы-предупреждения:

  • у некоторых малышей развивается умственная отсталость и эпилепсия;
  • иногда проявляются расстройства психического, неврологического характера;
  • дети-аутисты часто испытывают сенсорные проблемы, дефицит внимания со стороны родителей;
  • запрещено говорить малышу, что он страдает неизлечимой болезнью!

Как диагностируется детский аутизм?

Сам по себе аутизм считается неизлечимым состоянием, однако чем раньше будет поставлен диагноз и начата профессиональная работа с малышом – тем выше шансы научить его полноценному общению с другими людьми и полноправной жизни в социуме, значительно снизив проявление характерных симптомов.

Корректная диагностика – достаточно сложная задача, поскольку в данном процессе необходимо отличить аутизм от множества других возможных отклонений развития, включая генетические болезни, олигофрению, шизофрению и т. д.

В идеале ранний детский аутизм должен диагностироваться медицинской комиссией, в состав которой, помимо педиатра, входят и другие специалисты – психолог, психиатр, невролог, логопед. Также право войти в комиссию имеют родители и учителя ребенка, располагающие максимумом информации о нем.

В рамках диагностирования задействуются максимально эффективные методы, включающие в себя разнообразные тесты уровней развития и интеллекта, опросники, специальные игры. Может быть использован известный скрининговый тест М-СНАТ, успешно применяющийся более чем в 25 странах для выявления РАД и РАС у детей различных возрастов.

У детей 4 лет и более взрослых хорошо зарекомендовали себя и прочие скрининговые тесты, в группу которых входят:

  • тест на AQ (коэффициент аутизма, по аналогии с IQ, коэффициентом интеллекта) – шкала индекса аутистического спектра. Этот тест разработан клиническим психологом С. Бароном-Коганом и состоит из 50 вопросов, ответы на которые могут даваться в одном из четырех предложенных вариантов. Если по результатам теста уровень AQ превышает 32 единицы – можно предположить высокую вероятность наличия аутизма;
  • тесты на когнитивные особенности, оценивающие специфические свойства мышления. При их помощи выявляется уровень возможности реагировать на чужие эмоции и мысли, а также способность к контролю собственного поведения;
  • тесты для выявления сопутствующих расстройств – например, алекситимии – состояния, связанного с трудностями при понимании собственных эмоций и настроения (алекситимия наблюдается у большинства аутистов – до 85%).

В качестве обследований, помогающих уточнить диагноз, врачебной комиссией могут быть рекомендованы:

  • при наличии неврогенетических расстройств – генотипирование и консультация врача-генетика;
  • при расстройствах пищеварения – консультация гастроэнтеролога;
  • ЭЭГ, МРТ или КТ мозга.

Согласно новейшим исследованиям специалистов из Вашингтонского университета, предрасположенность к аутизму с высокой степенью вероятности может быть выявлена в самом раннем возрасте на основании трех параметров: объем головного мозга, толщина его наружного слоя (коры) и площадь коры. У детей с врожденной предрасположенностью к РАС наблюдается слишком быстрый рост мозга. Поэтому, если перечисленные параметры меняются с повышенной скоростью, то в будущем у ребенка, вероятно, появится и аутистическая симптоматика. Кроме того, что такое атипичный аутизм у детей и как он проявляется, может сказать только специалист.

Об официальном диагнозе «ранний детский аутизм» можно говорить при наличии трех обязательных факторов:

  1. явный дефицит социального взаимодействия;
  2. повторяющееся либо ограниченное поведение, ритуалы;
  3. нарушенная коммуникация с окружающими людьми.

Выраженность симптомов может очень широко варьироваться в каждом отдельном случае, а также изменяться с возрастом. Достаточно часто участковые педиатры игнорируют опасения родителей необычных малышей, успокаивая их тем, что ребенок «перерастет» все эти «милые странности». В результате диагноз РАС выставляется гораздо позже, чем стоило бы. Поэтому, если вы замечаете какие-либо настораживающие нюансы в поведении своего маленького сына или дочери – постарайтесь как можно быстрее обратиться к детскому психологу, не теряя драгоценного времени. Стоит помнить, что методики лечения аутизма дают больший эффект именно в раннем возрасте.

Прогноз

Невозможность излечения аутизма в детстве становится причиной сохранения заболевания в подростковом и взрослом возрасте. При своевременной адекватной лечебно-коррекционной работе с больными аутизмом детьми удается достичь приемлемой социальной адаптации примерно в 30% случаев. При отсутствии необходимого лечения пациенты с аутизмом остаются инвалидами, которые являются неспособными к социальному взаимодействию и самообслуживанию.

Коэффициент интеллекта (IQ) у пациентов с аутизмом больше 50 и развитие речевых навыков до шести лет являются благоприятными прогностическими признаками. Шансы на излечение повышает ранняя диагностика и раннее начало терапии.

АВА-терапия

АВА-терапия – это методика, относящаяся к одному из видов поведенческой терапии. Основной целью ее является формирование необходимого социального набора знаний и умений ребенка, страдающего аутизмом посредством научных принципов поведения. Большую роль в АВА-терапии играет поощрение и система мотивации пациентов. Таким образом, награждая ребенка за правильное поведение, можно заставить его действовать также и в дальнейшем. АВА по праву считается одним из наиболее эффективных поведенческих методов коррекции аутистических расстройств, показывающий хорошие результаты при лечении аутизма и у детей, и у взрослых.

С помощью такой методики можно обучить пациента практически всему: речевым навыкам, социальному взаимодействию, школьным предметам, бытовым умениям, профессиональной деятельности и даже катанию на велосипеде.

Зацикленность, вокализация и повторяющиеся действия значительно снижаются после проведения такой терапии.

Симптомы

Родители маленьких детей стараются в начальной стадии зафиксировать малейшие признаки отклонения от нормы у своих детей. И учёные в помощь им выделяют некоторые признаки и симптомы аутизма для ребят в сознательном возрасте. В первую очередь это нарушение социального взаимодействия. Ребёнок плохо контактирует со сверстниками? Прячется от других малышей или отказывается с ними говорить? Тревожный сигнал и повод для раздумий. Но это отнюдь не точный симптом, так как ребёнок может быть усталым, расстроенным или злым. Кроме того, замкнутость ребёнка может говорить о некоторых других умственных расстройствах, например, шизофрении.

Из области химии

Наконец, многие учёные считают, что аутизм может развиваться на фоне дефицита особого белка – Cdk5. Он ответственен за производство синапсов в организме, то есть структур, влияющих на умственные способности. К тому же на развитие аутизма может повлиять концентрация в крови серотонина. Какой вывод можно из этого сделать? Да тот, что аутизм предполагает ряд нарушений в функционировании человеческого мозга. Часть таких нарушений получилось выявить экспериментальным путём. В частности, удалось определить тот факт, что в миндалевидном теле, отвечающем за эмоции в мозгу, наблюдаются перемены. Таким образом, меняется поведение человека. Также путём экспериментов удалось установить тот факт, что в детстве аутисты переживают усиленный рост мозга без каких-либо видимых причин.

Рекомендации членам семьи аутиста

Качество жизни при подобной патологии вполне возможно повысить, если близкие будут активно участвовать в процессах адаптации аутиста к обществу. Основная роль в данных процессах отводится родителям, которые должны хорошо изучить особенности заболевания. Можно посещать центры по аутизму, для детей существуют спецшколы.

Поможет и соответствующая литература, из которой семья больного узнает все тонкости построения отношений и совместного проживания с таким человеком.

Вот еще несколько полезных рекомендаций:

  • Если аутист склонен к побегам из дома, а самостоятельно найти обратную дорогу не может, желательно прикрепить к его одежде бирку с телефоном и адресом;
  • Если предстоит какая-то длительная поездка, то рекомендуется взять что-то из любимых вещей больного, что помогает ему успокоиться;
  • Избегайте длинных очередей, ведь в них у аутистов часто начинается паника;
  • Не стоит нарушать личное пространство больного, у него должна быть своя комната, где вещи и предметы он расставит и разложит по своему усмотрению, при этом домочадцам трогать, передвигать, переставлять, перекладывать ничего нельзя.

Семье стоит принять, что их близкий человек особенный, поэтому надо учиться жить с учетом данного обстоятельства.

Можно ли получить инвалидность

Инвалидность взрослому с аутизмом, согласно действующему законодательству, положена. Для этого:

  1. Надо обратиться по месту прописки в поликлинику, чтобы подтвердить диагноз. Обращаться можно к психиатру или неврологу.
  2. Доктор после обследования выдаст направление на медэкспертизу, даст рекомендации относительно дополнительных обследований и специалистов, которых нужно будет пройти.
  3. Когда обследование завершится, все результаты передаются доктору (психологу, психиатру), выдавшему соответствующее направление. Именно он будет заниматься подготовкой документации для комиссии.
  4. Осталось только прийти на МСЭ с окончательно оформленными документами.

Статья в тему: Как оформлять инвалидность по аутизму

Как учить ребенка общаться?

  1. Если ребенок не способен к общению словами,надо искать другие варианты: невербальное общение с помощью картинок, жестов, звуков или мимики.
  2. Не нужно что-либо делать вместо ребенка, если он не просит о помощи. Можно спросить, нужна ли ему помощь, и только при утвердительном ответе помочь.
  3. Нужно постоянно стараться вовлекать его в какие-либо игры с другими детками, даже если первые попытки вызовут злость. Раздражение и злость – тоже эмоции. Постепенно придет понимание, что общаться интересно.
  4. Не нужно торопить малыша – ведь ему необходимо время для осмысления действий.
  5. В играх с ребенком не стремитесь лидировать – постепенно формируйте проявление инициативы.
  6. Обязательно хвалите его за самостоятельное начало общения.
  7. Старайтесь создавать повод, необходимость в общении, ведь если все необходимое есть, то и нет стимула к общению со взрослыми, обращению с просьбой о чем-либо.
  8. Малыш должен сам определять, когда занятие нужно закончить (когда он устал или надоело). Если он не может об этом сказать словами, то подскажет его мимика. Можно помочь ему подобрать слово для окончания игры («Хватит» или «Все»).

По каким симптомам можно выявить нарушения

Выделяются разные признаки недуга – это зависит от степени нарушения, специфики заболевания, выраженности, возрастного периода.

В общем, выделяются четыре направления, характеризующие нарушения в развитии:

  1. скудное, искаженное либо отсутствующее социальное взаимодействие;
  2. стереотипии в речи, поведении;
  3. коммуникация стереотипическая, жестовая, зачастую не требующая диалога.

Признаки детского аутизма от 3-х месяцев до 2 лет

  • отсутствие «позы готовности» к телесному контакту: малыш не тянет к родителям руки, не стремиться оказаться на груди или на коленях;
  • нет привязанности к маме или замещающему ее взрослому, а также комплекса оживления в виде гуления, улыбки, физической активности;
  • редкий или отсутствующий зрительный контакт;
  • отсутствие интереса к общим играм с другими детьми, взрослыми, а также агрессия при попытке общей деятельности. Предпочитает игры в одиночку;
  • высокая чувствительность к звуковым, телесным и световым раздражителям. Выражается в виде истерики, испуга;
  • отсутствие гуления, задержка экспрессивной речи, слоговая речь. В возрасте 1,5-2 лет может происходить нормальное развитие речи, но впоследствии происходит регрессия речевых навыков;
  • эхолалия – неосмысленное повторение фраз и слов за взрослыми, героями мультиков и так далее;
  • тревожный сон, плохой или избирательный аппетит;
  • игнорирование обращенной к нему речи, просьб;
  • неразвитость сюжетно-ролевых игр;
  • привязанность к определенному режиму, маршрутам, распорядку, положению предметов и так далее.
Читайте также:  Современные методы и способы лечения простатита: как быстро избавиться от воспаления простаты?

Признаки детского аутизма от 2-х до 11 лет

  • Неадекватное восприятие опасности: у ребенка нет страха высоты, транспорта, животных. При этом может реагировать боязливо или агрессивно на обычные предметы: ложка, стул, чашка и так далее.
  • Стереотипия и выраженные ритуалы, навязчивая жестикуляция.
  • Своеобразное развитие речи или выраженные нарушения. Пример: отсутствие местоимения «я» и его смысловой нагрузки, отсутствие в инициации диалога.
  • Признаки страха, агрессии, смеха, истерики без видимых причин.
  • Во многих случаях очевидно нарушение когнитивного развития, часто выраженное хаотично: повышенное внимание к мелодиям, цифрам при невозможности писать, читать и тому подобное.

В подростковом периоде симптомы могут усугубиться из-за гормональных изменений и на фоне нарушения коммуникации и социального взаимодействия.

Отзывы

Немало взрослых аутистов делятся отзывами о своем состоянии, пытаясь донести до окружающих свои трудности. Например,

Александра из Санкт-Петербурга пишет: «К аутистам необходимо особенное отношение. Эти люди не высокомерны, просто они многого не могут сделать без соответствующей инструкции. Нас не надо жалеть, нам надо помогать».

Или вот еще одно откровение молодого парня из Москвы: «Не смог поступить ни в один ВУЗ, хотя очень хотел получить образование программиста, а еще музыкальное. Хорошо, что сейчас есть всемирная сеть, где я спокойно общаюсь и никто не нарушает мое пространство. Кстати, именно здесь я нашел людей с аналогичным диагнозом. Мы друг друга поддерживаем».

Из этих отзывов становится ясно, что жизнь взрослых с подобными расстройствами сложна, им нелегко найти себя в социуме, ведь общество игнорирует все проблемы таких пациентов. Обидно, что в том же Израиле данной проблемой занимаются на более высоком уровне.

Как учить повседневным навыкам?

  1. Обучение малыша чистить зубы может занять длительный период, но это возможно. Единого для всех детишек правила обучения нет. Это может быть игровая форма с обучением при помощи картинок, или личный пример, или любой другой вариант.
  1. Обучение посещению туалета может быть особенно трудным и занять несколько месяцев. Лучше начинать обучение тогда, когда малыш будет осознавать необходимость посещения туалета (что можно понять по его поведению или мимике).

Для малыша-аутиста прекращение использования памперсов уже вызовет недовольство. Поэтому, чтобы не пришлось потом отучать его от пользования горшком, лучше сразу после подгузников формировать привычку пользования туалетом.

Вначале памперсы менять нужно в туалете, чтобы ребенок мог связать посещение туалета с физиологическими отправлениями. В процессе наблюдения за малышом рекомендуется заметить примерное время опорожнения кишечника и мочеиспусканий у ребенка. Во время этих естественных отправлений нужно показать малышу туалет сначала на фотографии и произнести слово «туалет».

В примерное время отправлений у ребенка следует отвести его в туалет, раздеть и посадить на унитаз. Не отчаивайтесь, если мочеиспускание или дефекация не произошли. Даже в этом случае надо использовать туалетную бумагу, одеть малыша и вымыть руки. В тех случаях, когда нужда справлена вне туалета, нужно как можно быстрее отвести ребенка в туалет. Каждый случай пользования туалетом должен сопровождаться похвалой или наградой (дать игрушку, печенье и др.).

  1. Мыть руки нужно учить обязательно после туалета, после возвращения с прогулки, перед едой. Обучая, важно выполнять все действия в строгой последовательности и не нарушать ее. Например: подтянуть рукава; открыть кран; увлажнить руки водой; взять мыло; намылить руки; положить мыло; смыть с рук мыло; закрыть кран; вытереть руки; поправить рукава. В начале обучения следует подсказывать очередное действие словами или картинками.

Что делать?

Человек с подобным заболеванием не может самостоятельно выстроить взаимоотношения с другими людьми. В особо серьёзных случаях ребёнок не доверяет даже своим родителям, чурается их и подозревает в недобром умысле. Если аутизмом страдает взрослый человек, давший жизнь ребёнку, то он может не чувствовать никаких родительских инстинктов и отказываться от малыша. Но чаще всего аутисты очень нежно и трепетно относятся к тем людям, которые о них заботятся. Правда, выражают свою любовь они несколько иным способом, чем другие дети. В обществе они остаются одинокими, добровольно уходя от внимания, избегают общения. У аутиста нет заинтересованности в играх и развлечениях. В некоторых случаях они страдают избирательным расстройством памяти и потому не узнают людей.

Интересные занятия

С аутистами обычный ребёнок играть не сможет, так как разнообразия они не терпят: выбрав одну игру, не отвлекаются, хранят верность одной игрушке. Игры могут быть своеобразными, например, все игрушки выстраиваются к одной стене, а потом перестраиваются к противоположной. Мешать такому ребенку не надо, в противном случае можно добиться нестандартной и непредсказуемой реакции, в том числе и агрессии. Аутисты могут увлечься предметами с ручками. Часами они крутят ставни, открывают двери. В специализированных детских садах занятия с аутистами предполагают использование конструкторов. Иногда дети проникаются любовью к маленьким предметам и возводят их в ранг своих друзей. В таких случаях простая скрепка или плюшевый мишка заменяют родного человека, и если с ними что-нибудь случится, то ребёнок впадёт в депрессию или даже в ярость. В современных развивающих группах программа для аутистов позволяет пользоваться планшетами, познавать сенсорные игры. Единственное отличие игрушек для аутистов – это их лёгкость и эргономичность, чтобы они не могли причинить вред ребёнку.

Аутизм у ребёнка проявляться начинает до трёх лет, и к семилетию отставание в развитии становится очевидным. Это может быть маленький рост либо равный уровень развития обеих конечностей. У таких детей обе руки развиты максимально. Ещё дети с аутизмом вяло интересуются голосом людей, не просятся на руки, прячутся от прямого взгляда, не расположены к естественному флирту по отношению к родителям. Но зато они не боятся темноты и не стесняются чужих людей. Можно сказать, что ребёнок холоден по отношению к окружающим, но просто он слишком глубоко прячет свои эмоции и о своих желаниях заявляет плачем или криками. Аутисты боятся всего нового, поэтому в специальных учреждениях для их развития редко появляются новые сотрудники. Воспитатели не повышают голос, не носят высоких каблуков, чтобы не цокать ими. Любой стресс может развиться в настоящую фобию. Настоящим достижением можно считать памятное фото. Аутист, который не испугается фотокамеры, скорее всего, имеет лёгкую форму заболевания. Почти всех пугает вспышка, звук камеры или процесс проявления плёнки, если используется полароид.

Публичные появления

Не зря говорят о том, что многие аутисты являются гениальными в некоторых областях. Ходят слухи, что аутизмом страдал философ Иммануил Кант. А ещё таким был художник Нико Пиросманишвили. Может быть, именно этим объясняется и странная нелюдимость и детская образность мыслей Ганса Христиана Андерсена. Но, это так или иначе, приятные исключения, а вот солидная часть таких деток не имеет простейших социальных и бытовых навыков. Насколько известно, аутизм по наследству не передаётся, так как близкие отношения у людей с таким диагнозом не предполагаются в принципе.

Есть очень познавательные документальные и художественные фильмы про аутистов. В частности, хочется вспомнить картину «Человек дождя». Потрясающий фильм с Дастином Хоффманом и Томом Крузом в главных ролях покорил многие поколения зрителей. В центре сюжета два брата, которые потеряли отца. Один из братьев (Круз) – молод, обаятелен и чёрств душой. У него прекрасная девушка и большие долги. Второй (Хоффман) страдает аутизмом. Его дом – центр для аутистов, а все его жизненные радости заключаются в систематизации книг, решении задач и поедании одинаковых завтраков. Огромное наследство, поделенное не совсем справедливо, вынуждает одного брата похитить другого и увезти с собой, требуя выкуп. Им приходится общаться друг с другом, что, на удивление, идёт на пользу аутисту. Он ведь тоже человек, чего сначала не мог понять герой Тома Круза.

Фильмы про аутистов философские и поучительные. В них всегда есть мораль и двойная правда. При повышенном внимании и любовном отношении аутиста можно перевоспитать и приучить к социуму. Для этого разработано множество методик, основная цель которых – выработка независимости у малыша. Если у ребёнка тяжёлая форма болезни, то существует школа для аутистов, где его научат невербальному общению и первичным навыкам адаптации. Воспитатели действуют лаской и добротой.

Постоянно ведётся работа с психологом, обучающим некоторым приёмам поведения. В процессе обучения и социализации ребёнка учатся и сами родители. Они узнают, что аутизм – это целый комплекс нейробиологического нарушения развития. На групповых фото аутист отличается стереотипностью поведения: он стоит отдельно, стараясь оградиться от других людей.

Общение

Работа с аутистами ведётся с ориентацией на их взгляды и позиции. С точки зрения таких людей, они не уходят от общества, а просто не вписываются в него. Поэтому окружающие не могут вникнуть в смысл игр, считают скучными темы, интересные аутистам. Речь аутистов часто излишне монотонна и лишена эмоций. Фразы часто получаются «куцыми», так как аутисты выдают конкретную информацию без лишних дополнений. Например, своё желание выпить воды аутист выразит одним словом «пить». Если рядом разговаривают другие люди, то ребёнок с отклонением будет повторять их предложения и слова. Например, взрослый говорит: «Гляди, какой самолёт!», а мальчик-аутист бессознательно повторит: «Самолёт», даже не сознавая того момента, что говорит вслух. Такую особенность называют эхолалилей. Кстати, часто повторение чужих слов считают признаком ума, но аутисты не понимают содержания своих высказываний. По своему поведению они являются людьми чувствительными, причём тактильно и сенсорно. Это говорит о том, что они категорически не переносят громкие звуки, яркий свет, шумные толпы или визуальные симуляции. На дискотеке или вечеринке аутисты могут пережить сильнейший шок. Болезненным для человека будет игра с моделированием предметов, блеск свечей на торте, прогулка босиком. Важно помнить, что нельзя предсказать поведение аутиста и его дальнейший шаг. Самые обычные вещи для него представляют целый ритуал. К примеру, для приёма ванны нужна определённая температура воды, объём, полотенце и мыло одной марки.

Если какая-либо характеристика нарушена, то аутист не будет придерживаться ритуала. В активном состоянии он может вести себя нервно, хлопать в ладоши, причмокивать или дёргать себя за волосы, причём поведение это нецеленаправленное и неосознанное.

Оцените статью
Все о здоровье
Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]