Суицидальное поведение подростков: 4 группы причин, 3 признака готовящегося суицида, 2 метода лечения

Стремление отнять у себя жизнь или суицид – тенденция, присущая человечеству с давних времен. Самоубийство (агрессия, направленная на себя) как проблема психики и нерационального деструктивного поведения человека столь многогранна и разнообразна, что требует отдельного тщательного рассмотрения и определения.

Психология суицидального поведения

Будучи результатом дезадаптации личности в социально-психологической сфере, суицидальное поведение рассматривается как внутреннее и внешнее.

Внутреннее выражение суицидального поведения одновременно указывает на этапы процесса формирования склонности к самоубийству:

  • переживания антивитального порядка – отчетливых представлений о своей смерти у человека пока не сформировано, но присутствует общее отрицание жизни;Суицидальное поведение подростков: 4 группы причин, 3 признака готовящегося суицида, 2 метода лечения
  • суицидальные мысли, выраженные в пассивно – фантазирование и поверхностные идеи о собственной смерти, но при отсутствии плана самоубийства в конкретной форме;
  • замыслы по поводу суицида – повышение суицидальной активности, сопровождающееся значительным эмоциональным напряжением и построение плана суицида (времени его совершения, места и способа);
  • суицидальные интенции (намерения) – человеком принимается решение по поводу самоубийства, к замыслу присоединяется волевая составляющая действия, постепенно поведение переходит во внешнюю сферу и реализацию.

Логическим завершением внутренних суицидальных проявлений являются внешние:

  • совершение акта суицида (осознанное намерение и конкретное действие без доведения до конечного результата);
  • завершенный суицид (действие с летальным исходом).

Суицидальное поведение имеет возрастные особенности в детско-юношеской группе. Если у детей до 5-летнего возраста существует низкая вероятность суицида, самоубийственное поведение почти не прослеживается, в младшем школьном возрасте (до 9 лет) суицидальная активность немного возрастает, то суицидальное поведение подростков имеет значительную интенсивность:

  • 14-15 лет – резкий рост предрасположенности к суицидам и желание их реализовать (попытки самоубийства совершают в среднем 14-25% подростков);
  • 16-19 лет – пик суицидальной активности (попытки самоубийства – от 33 до 52 %).

Суицидальное поведение подростков: 4 группы причин, 3 признака готовящегося суицида, 2 метода лечения

Причины и признаки

Признаки, объединяющие всех суицидентов (людей, совершающих попытку суицида или сам суицид), отображаются в ряде личностных особенностей:

  • через попытку суицида человек стремиться достичь решения своей проблемы;
  • стимулирующим к попытке суицида средством является сильная психическая (душевная) боль и терзания – проявляется стремление любыми путями избежать этой боли;
  • в суицидальном состоянии человеком переживается эмоция беспомощности – жизненная ситуация представляется беспросветной и безнадежной, бессилие, уныние и депрессия преобладают в эмоциональной сфере;
  • противоречивость (амбивалентность) превалирует по отношению к явлению суицида – страх перед ним наряду с пониманием, что это и путь к «освобождению»; возникает стойкое желание умереть, но чтобы каким-то образом тебя спасли;
  • суицид, в понимании совершающего это действие человека, – избегание большего зла;
  • склонность к аутоагрессии – в ходе суицида гнев и разрушающее воздействие направлено на себя самого.

Суицидальное поведение подростков: 4 группы причин, 3 признака готовящегося суицида, 2 метода лечения

Суицидальное поведение подростков: 4 группы причин, 3 признака готовящегося суицида, 2 метода лечения

Причины суицидов являются глубинными и многофакторными. Их природа основана на особом состоянии эмоционально-волевой сферы человека и может быть классифицирована в зависимости от факторов:

  1. Личностно-семейных: причины, связанные с разладами и конфликтами в семье; особенностями воспитания; болезнью и потерей близких; проблемами в любовной сфере, в т.ч., с половой несостоятельностью; унижения и оскорбления от социального окружения.
  2. Специфическое состояние здоровья: в психическом (шизофрения, психопатия) и физическом (уродства, увечья) плане.
  3. Конфликты и противоречия во взаимоотношениях (как результат антисоциального поведения): суицид выступает средством недопущения позора и наказания, уголовной ответственности.
  4. Деструктивные отношения в профессиональной сфере, учебе: конфликты и неполадки в коллективе, негатив в оценке профессионализма, успехов в учебной деятельности.
  5. Трудности материально-бытового характера.

Наиболее частые причины совершения суицидальных поступков в подростковый период сводятся к известным личностным проблемам:

  1. Потеря человека, к которому испытываются чувства любви или сильной влюбленности.
  2. Переутомление значительной степени и величины.
  3. Нарушение чувства собственного достоинства со стороны сверстников или взрослых.
  4. Потеря личностных защитных механизмов (вследствие приема психоактивных средств – алкоголя, наркотиков, психотропных препаратов).
  5. Уподобление себя со сверстником или взрослым, совершившим суицид (из-за «сходства судьбы», жизненных обстоятельств и т.п.).
  6. Особая форма проявления печали, страха, гнева как реакция на жизненно важные события.

Суицидальное поведение подростков: 4 группы причин, 3 признака готовящегося суицида, 2 метода лечения

Коррекция

Коррекция поведения человека, склонного к суициду (или уже совершавшего попытку) должно учитывать влияние на суицидента со стороны социальной среды. Здесь психологическая помощь должна рассматриваться как минимум в 3 направлениях:

  1. Профессиональная работа: помощь со стороны психологов и психиатров. Эта работа особенно важна в период острого кризиса – накануне или после совершения попытки суицида. Как воздействие препаратами, так и психотерапевтическая работа призвана преодолеть эмоциональное состояние у суицидента на пике его напряжения.

Тут применима процедура установления эмоционального контакта и поэтапное, точное выявление мельчайших деталей – как причин самого поступка, так и особенностей личности суицидента. В ходе коррекции модель поведения, отличная от сценария суицида, постепенно интегрируется в личностные представления индивида.

Суицидальное поведение подростков: 4 группы причин, 3 признака готовящегося суицида, 2 метода лечения

  1. Помощь со стороны ближайшего социального окружения – близких родственников и друзей. Суицидент требует адекватного внимания: не навязчивого с желанием гиперопеки, но терпеливого с эмоциональной поддержкой. Откровенные беседы, демонстрация безусловной любви или дружбы, умение выслушать и т.п.Суицидальное поведение подростков: 4 группы причин, 3 признака готовящегося суицида, 2 метода лечения
  2. Общее воздействие социальной среды – коллектива (сотрудников, товарищей по учебе). Важно сформировать адекватное отношение к ситуации суицида. Заострять внимание на случившемся не стоит – не нужно лишний раз «приносить соболезнования» или обращаться по форме «да со всеми случается!». Конструктивным будет толерантное отношение с сохранением позитивной обратной связи на запросы человека со склонностью к суициду.

Профилактика

Профилактические меры, предотвращающие тенденции в сфере аутоагрессии, должны начинаться с возрастных групп, где суицидальная активность наивысшая.

Профилактика суицидального поведения подростков в школе призвана подготовить педагогов, родителей, социальных работников и школьных психологов к общему пониманию проблемы, а также сформировать комплексное представление у подрастающего поколения про особенности суицидального поведения и его разрушительном влиянии на личность.

Суицидальное поведение подростков: 4 группы причин, 3 признака готовящегося суицида, 2 метода лечения

Мероприятия по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних составляются с учетом всего спектра проблемы суицида:

  • общемедицинские – работа во время проведения медосмотров: выявление физиологических особенностей, формирующих суицидальное поведение (в т.ч., склонность к приему психоактивных средств);
  • психиатрические (суицидологические) – своевременное выявление патологий психики в ходе работы со школьниками во время профосмотров и помимо них;
  • психологические – коррекционная работа с неконструктивными личностными установками, аутоагрессией;
  • социальные – создание надлежащего социального статуса, коррекция (по возможности) социально-экономических условий жизни подростков, потенциально склонных к самоубийству;
  • информационные – меры, направленные на создание специализированных программ для распространения среди несовершеннолетних и всех заинтересованных (врачей, психологов, учителей, студентов) знаний про опасность суицидальных тенденций в современном обществе, показывающих конкретные примеры пагубного влияния суицидов; программ, создающих условия для здорового образа жизни.

Видео:

Родительское собрание «Признаки суицидального поведения детей и подростков

Родительское собрание «Признаки суицидального поведения детей и подростков»

Цели:

  • Информировать родителей о существовании проблемы подросткового суицида.
  • Сформировать понятие о подростковом суициде, его видах, причинах, признаках готовящегося самоубийства.
  • Рассмотреть меры профилактики и предупреждения  детского суицида, связанные с социально — психологической поддержкой  детей в семье.
  • Оборудование: компьютер, проектор для демонстрации презентации.
  • Ход собрания
  • Слайд 1
  • Слайд 2
  • Мы выбираем жизнь, они – смерть.
  • Мы пишем письма, они – предсмертные записки.
  • Мы строим планы на будущее, у них… у них – нет будущего.
  • Кажется, что мы и они – из разных миров.
  • Но как велика пропасть между нами, читающими эти строки, и теми, кто решился на самоубийство?
  • Как сильно нужно измениться человеку, чтобы сделать этот шаг?
  • Всего лишь – шаг.
  • Они не были рождены самоубийцами, но умерли с этим клеймом.
  • Они продолжают умирать.
  • Слайд 3

Здравствуйте, Уважаемые родители! Сегодня я хочу обсудить с вами очень сложный и очень серьезный вопрос — подростковое самоубийство.

Всегда удивляли люди, которые кончали жизнь самоубийством. Особенно молодые. Пойти на самоубийство, когда у тебя за плечами 15-16 лет? Когда жизнь только-только начинается? Это немыслимо.… Почему же подростки, молодежь видят в самоубийстве единственный выход из затруднительного положения?

Вопрос, о котором многие боятся даже задумываться и отгоняют мысли об этом, настолько страшным и невообразимым это кажется для многих. И такое отношение к нему вполне нормально, потому что смерь сама по себе – это страшно и невообразимо.

Человек не хочет умирать, в его сути биологической заложено изначально —  выжить и избежать ситуаций ведущих к смерти.

А вот если человек смирился с мыслью о смерти, вынашивает ее и готов к этому, а тем более ребенок —  вот это уже настораживает.

  1. Слайд 4
  2. По официальной статистике, каждый год совершают самоубийство 1 100 000 человек,  среди них 55 тысяч русских (на третьем месте).
  3. Слайд 5

За последнее десятилетие  число самоубийств среди молодежи  выросло в 3 раза. Среди причин смерти детей и подростков суицид занимает второе место.

Ежегодно каждый двенадцатый  подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить  попытку самоубийства. Число законченных суицидов среди юношей  в среднем в 3 раза больше,  чем  среди девушек.

С другой стороны — девушки пытаются покончить с собой  в 4 раза чаще, чем юноши,  но выбирают «щадящие» способы,  которые реже приводят к смерти.

  • Слайд 6
  • Почему же подростки пытаются покончить собой?
  • Какие причины, факторы могут способствовать принятию такого решения?
  • Какие дети могут совершить такой поступок?
  • Чаще подвержены: подростки, страдающие тяжелыми соматическими или психическими заболеваниями; девочки – подростки, имеющие межличностные любовные конфликты; подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на негативных эмоциях, с пониженным фоном настроения; подростки, которые по тем или иным причинам считают себя виновными в проблемах близких людей.
  • Слайд 7
  • Существует классификация суицидов: истинный, скрытый, демонстративный.
  • Слайд 8

Истинный суицид. Никогда не бывает спонтанным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния человека не замечают.

Слайд 9

Скрытый суицид. Это завуалированное самоубийство. Человек погибает от внешних сил, по большей части, им же спровоцированных.

Например,  рискованная езда на автомобиле (транспортное средство используется как инструмент для совершения суицида),  занятия экстремальными видами спорта, алкогольная или наркотическая зависимость… Т.е. саморазрушающее  поведение.

И сколько угодно можно твердить человеку о том, что все это опасно для жизни, как правило, именно этой опасности они жаждут.

Слайд 10

Демонстративный суицид. Самоубийство, как способ привлечь внимание к своей личности, оказание давления на окружающих лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону.

Проявляется в виде порезов вен, отравлении лекарствами, изображения повешения.

Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть — а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, изменить невыносимую ситуацию.

Слайд 11

Причины суицида.

Проблемы и конфликты в семье. Часто у детей в разводящихся семьях появляется чувство, что родители расстаются по их вине (не слушался, плохо учился). Слишком жесткое воспитание в виде морализаторства, очень строгого контроля и запретов, лишающих свободы личного выбора (запрет на друзей, любимые занятия, игры, предпочитаемую одежду).

Конфликты с друзьями, проблемы в  школе. Ребенок – изгой в школе. Чувство мести и бессильной злобы могут способствовать суициду.

Читайте также:  Какие препараты принимают с антибиотиками от дисбактериоза?
  1. Несчастная любовь, одиночество.
  2. Страх перед будущим.
  3. Потеря смысла жизни.

Подражание кумирам. В  Челябинске 15- летние школьницы спрыгнули с крыши многоэтажного дома.  В предсмертных записках написали, что совершают самоубийство в память Игоря Сорина, солиста группы, который ровно год назад в Москве выбросился из окна шестого этажа. Родителям следует насторожиться в отношении суицидальной активности своего ребенка,  если он фанат погибшего кумира.

Высокие ожидания, повышенные притязания к успехам ребенка, критика и наказание со стороны родителей. Иногда высокие ожидания родителей не совпадают со слабыми способностями и возможностями ребенка. У него появляется чувство вины, что он плохой, не оправдывает надежды родителей, позорит их. Любая критика и самый невинный вид наказания могут оказаться невыносимым.

Прессинг успеха. Сегодня в нашей стране, как никогда прежде, велик престиж высшего образования. Искренне желающие ребенку добра близкие родственники и учителя постоянно настраивают его на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной профессии.

В такой ситуации подросток просто вынужден тянуться за хорошими отметками, доказывать, что он лучше, умнее, успешней других своих сверстников.

Причем это насильственное рвение часто поддерживается буквально жертвенным поведением родителей, готовых для оплаты репетиторов потратить последние деньги, влезть в долги.

Перегрузки и строгие требования в школе, страх не оправдать чаяний дорогих людей, безостановочная гонка за успехом, да и собственные высокие притязания — напряжение, которое не всякому взрослому по плечу.

Зависимость между подростковыми депрессивными расстройствами и прессингом успеха подтверждает ежегодный всплеск молодежных самоубийств  после объявления результатов вступительных экзаменов в Японии и Южной Корее — странах, где престиж высшего образования невероятно высок.

Стоит задуматься, не слишком ли высока цена даже за самые блестящие перспективы.

Слайд 12

Мотивы.

Призыв. Способ попросить помощи.

Уход от проблем, потерял надежду изменить жизнь к лучшему.

Месть. Попытка сделать больно другому человеку: «Они еще пожалеют».

Самонаказание. Ребенок решает, что он не заслуживает права жить. Желание облегчить жизнь своей семье.

Бегство от наказания. Совершил проступок, знает, что за этим последует наказание, легче самому уйти из жизни.

Как распознать подростка, обдумывающего самоубийство?80% задумавших совершить самоубийство детей предварительно дают знать о своих намерениях окружающим. Способы сообщения могут быть завуалированы, и чрезвычайно необходимо их понять!

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Слайд 13

Словесные признаки: Часто говорит о своем душевном   состоянии, о своей никчемности, беспомощности, о своем безнадежном положении. Шутит на тему самоубийства.

Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти. Упоминает об эпизодах суицидов в фильмах и романах.

Слайд 14

Поведенческие признаки:

Раздача ценных вещей.  Люди, собирающиеся уйти из жизни, часто раздают вещи, которые очень многое для них значат. Подросток может начать раздавать свои любимые компакт-диски, видеокассеты, плакаты. Это должно насторожить окружающих, особенно, если это преподносится со словами: «Мне эта вещь больше уже не понадобится» или «Я хочу, чтобы у тебя что-то осталось от меня на память».

Приведение дел в порядок. Одни кинутся убирать дом, другие поспешат расплатиться с долгами, сядут за письмо, на которое должны были ответить давным-давно, или же захотят вернуть вещь, взятую у приятеля, вымыть пол в комнате, разобрать ящики письменного стола.

Во всех этих поступках нет ничего подозрительного; напротив, сам по себе каждый из них совершенно нормален и закономерен.

Однако в сочетании с другими «предупреждающими знаками» такая вдруг возникшая тяга к порядку может означать, что подросток  долго задерживаться в этом мире не собирается.

Прощание.

Демонстрируют радикальные  перемены. Вдруг начинают вести себя непривычно.

Слайд 15

Ситуационные признаки. Социально изолирован. Живет в нестабильном состоянии. Ощущает себя жертвой насилия. Перенес тяжелую потерю.

  • Как предотвратить суицид?  Ощущение ценности жизни невозможно без осознания двух очень важных вещей:
  • • нам нужно хорошо к себе относиться;
  • • нам нужно, чтобы нас любили.
  • Для того чтобы ценить себя и свою жизнь, все мы должны ощущать любовь к себе.
  • Потребность любви — это:
  • — потребность быть любимым;
  • — потребность любить;
  • — потребность быть частью чего-то.

Если эти три «потребности» присутствуют в жизни большую часть времени, мы в состоянии справляться с жизнью, решать встающие перед нами проблемы.

Подросткам, которых не любят, которые сами не испытывают симпатии к своим одноклассникам и учителям,  которые чувствуют себя чужими дома, в школе, во дворе, справляться с неприятностями гораздо сложнее.

Из-за того, что они плохо учатся, не ладят с родителями, друзьями и учителями, их самооценка снижается, они ощущают свою никчемность, одиночество, отверженность. Отсюда и неспособность решать многие наболевшие проблемы.

Кроме этого нужно сформировать у подростка четкую установку: «Из любой трудной жизненной ситуации можно найти выход».  Приучить с малых лет, что неудач не стоит бояться, они неотъемлемая часть пути к главной победе. «Упал — встань и продолжай идти!»

Слайд 16

Воспитывать у подростков позитивный взгляд на все аспекты жизни. (Положительные эмоции,  оптимизм) Ребятам нужно объяснить, что когда настроение хорошее, человек терпимее относится к тому, что, быть может, ему не  совсем по душе. Положительный заряд энергии   помогает хорошо учиться, в полную силу работать, находить контакт со сверстниками и  взрослыми.

  1. Слайд 17
  2. Вовлекать  подростков в полезные виды деятельности.  
  3. Слайд 18
  4. Подросток должен помнить о  том, что в трудной жизненной ситуации он может обратиться к людям, которым доверяет: родителям, классному руководителю, психологу.
  5. Слайд 19  
  6. Гармоничные отношения в семье, предполагающие создание и сохранение теплых и   доверительных отношений с ребенком.
  7. Правила:
  8. «Глаза в  глаза» Контакт глаз – разговор двух душ, возможность передать невыразимое словами.

«Чудо прикосновения». Дотронуться до руки, похлопать по плечу, приобнять. Не менее 9 объятий необходимо для поддержания нормального душевного состояния ребенка в любом возрасте.

«Безраздельное внимание». Это 20-30 минут, которые родитель посвящает своему ребенку каждый день, ни на что не отвлекаясь. Чем заняться в такие минуты, не имеет значения. Можно прогуляться, почитать, поговорить. Главное, чтобы ребенок почувствовал: «Я один на один с мамой (папой). Она (он) в моем полном распоряжении. Я для неё (него) сейчас самый главный».

Каждому родителю необходимо знать, что при первом подозрении на суицидальные намерения ребенка необходимо проконсультировать у детского или подросткового психиатра или психоневролога.

Уважаемые родители! Сегодня мы с вами затронули очень сложную тему. В молодости человеку свойственно относиться к жизни безответственно и легкомысленно, потому что кажется, что еще очень многое впереди.

По-настоящему жизнь начинают ценить только пожилые люди, инвалиды или смертельно больные, несмотря на все страдания, которые им приносит каждый день.

Человеку для счастья нужно очень немного, нужно уметь наслаждаться каждым мгновением, а в могиле всегда успеешь оказаться.

Да, наши дети стали взрослыми, но будьте внимательны к ним, дорожите каждой минутой, проведенной с ними, не отталкивайте, находите время для бесед, прогулок, просто посидите тихо рядом. Они выросли физически, но еще не окрепли духовно, они нуждаются в вас еще больше, чем когда были совсем маленькими.

Приглядитесь к ним, попробуйте найти точки соприкосновения, которые приведут вас к взаимопониманию, попробуйте обсудить проблемы, которые волнуют ребенка, не оставляйте его одного наедине со своими мыслями, не позволяйте разыграться и укорениться негативному воображению.

Поддерживайте стремление к развитию, потребность к совершенствованию, упорядочиванию желаний.

  • Слайд 20         
  • Жизнь – это шанс,  не упусти   его!
  • Жизнь – это мечта,  осуществи её!
  • Жизнь – это любовь, так люби!
  • Жизнь – это долг,  исполни его!
  • Жизнь – это счастье,  сотвори его сам!
  • Жизнь  прекрасна…Не разрушай её!
  • Слайд 21     

На доске: « Нет ничего более страшного для человека , чем другой человек, которому нет до него никакого дела» ( О. Мандельштам).

Психологическая помощь при суициде, попытке суицида и суицидальном поведении

По данным ВОЗ в мире каждые 40 секунд совершается один суицид, а ежегодно происходит всего более 800 тысяч суицидов. При этом мужчины совершают суициды вдвое чаще, чем женщины, а женщины в четыре раза чаще совершают покушения на самоубийства, чем мужчины.

Обратитесь за помощью!

Если у вас или близкого человека возникло ощущение, что не стоит жить, появились мысли о самоубийстве — скорее обратитесь за помощью к специалистам.

В России ежегодно происходит в среднем 19,5 случаев суицида на каждые 100 тысяч жителей страны, но ситуация сильно различается по регионам: если в Москве совершается в среднем от 4 до 6 суицидов на каждые 100 тысяч жителей, то в Сибири и на Дальнем Востоке происходит более 30, а на Алтае, в Бурятии, Туве и Ненецком автономном округе и на Чукотке — более 60 случаев суицида на каждые 100 тысяч человек.

Эти показатели могли бы быть намного ниже, если бы родственники людей, которые предпринимают попытки совершения суицида, своевременно заметили психологические проблемы своих близких и обратились за психологической помощью к специалистам. Несмотря на то, что по статистике только одна из 20 попыток самоубийств заканчивается смертью, нельзя слепо надеяться, что суицидальное поведение не приведет к трагическому концу.

Какое поведение считается суицидальным

Большинство попыток самоубийств у взрослых являются следствием серьезных психических расстройств — глубокой депрессии, шизофрении, биполярного расстройства, деменции, психопатии и других психических патологий.

У подростков попытки суицида чаще всего бывают спровоцированы желанием привлечь к себе внимание.

Независимо от того, что заставило человека задуматься о суициде, стремление наложить на себя руки происходит не сразу: им всегда предшествует определенный период времени, в который поведение человека из обычного становится суицидальным.

Суицидальное поведение отличается следующими признаками:

  • Несвойственная ранее усталость, вялость, безразличие или внезапное спокойствие.
  • Хронические нарушения сна, бессонница, потеря аппетита, психологические проблемы.
  • Тревожность, агрессия, страх, нарушение психологического равновесия.
  • Пренебрежительное отношение к своему внешнему виду.
  • Разговоры о суицидах и о смерти, повышенный интерес к случаям суицида, посещение сайтов с описаниями самоубийств.
  • Употребление алкоголя или наркотиков.
  • Приобретение средств, которыми можно совершить суицид (огнестрельного оружия, медикаментов и т.п.).
  • Предыдущие или недавние попытки совершения суицида.
  • Случаи суицида в семье или в близком окружении.
  • Наследственная предрасположенность к депрессии или психическим расстройствам.

Психологическая помощь при суицидальном поведении

Своевременная психологическая помощь при суицидальном поведении поможет не только предотвратить суицид и сохранить жизнь пациенту, но и выяснить причины, вызвавшие такое поведение.

Если вы заметили в поведении кого-то из ваших близких психологический дисбаланс, описанные выше признаки или другие психологические отклонения, не теряйте времени и срочно обращайтесь за психологической помощью к психотерапевту.

Чем раньше вы обратитесь за консультацией, тем легче и быстрее можно будет скорректировать поведение пациента и вернуть его к нормальной жизни.

Психологическая помощь специалиста в данной ситуации заключается в ранней диагностике психосоматических заболеваний, нервно-психических расстройств и психических отклонений, обуславливающих суицидальные мысли и поступки, выяснение причин, которые могут привести к суициду, коррекция выявленных расстройств и связанных с ними психологических проблем с поведением.

Суицидальный риск бывает особенно высоким в тех случаях, если в прошлом пациент уже проходил лечение от психического заболевания, если у него раньше уже были намерения суицида или в прошлом он когда-либо отказался от лечения психиатрического заболевания или прервал его. Риск возрастает также при рецидивах психического заболевания и критических перемен в жизни такого пациента.

Читайте также:  Обзор качественных увлажняющих средств для жирной кожи: разумный выбор

Суицидальное поведение подростков

Особенно важна своевременная психологическая помощь при суицидальном поведении подростков.

Нельзя забывать, что в подростковом возрасте психологические мотивы, толкающие подростка к самоубийству, могут быть совершенно незначительными с точки зрения взрослых и абсолютно неадекватными относительно размера проблемы.

Такие «трагедии» как двойка и угроза наказания за нее, жестокая шутка или издевательство сверстников, запрет родителей на дружбу с каким-то определенным человеком или на пользование интернетом могут резко изменить поведение подростка и привести его к импульсному решению совершить суицид.

Оценить тревожные психологические отклонения в детском и подростковом возрасте без помощи психологом или психотерапевтов довольно сложно: дети часто смешивают игру и реальную жизнь, и суицидальные намерения могут остаться незамеченными.

Нужно помнить, что в группу риска входят подростки из неблагополучных семей, дети с эмоциональной неустойчивостью и повышенной внушаемостью, склонные к импульсивным и необдуманным поступкам, а также подростки, употребляющие алкоголь, наркотики и другие токсические вещества.

Склонность родителей к депрессиям, психозам и другим психическим расстройствам также повышает вероятность суицида у подростка. Плохие отношения с родителями также увеличивают вероятность появления суицидальных настроений. Есть и еще один важный фактор, провоцирующий у подростков психологическую неуравновешенность и опасные психологические изменения — это интернет-зависимость.

Если подросток практически перестал общаться с «реальными» друзьями и целыми днями сидит в интернете, это очень тревожный сигнал. Интернет-зависимость сродни наркотической зависимости и также может довести подростка до непоправимой трагедии.

Есть один очень важный момент: зачастую подростки воспринимают смерь нереально — не как конец жизни, а просто как переход в другое состояние, как сон, после которого можно проснуться и снова вернуться к жизни.

Есть и еще один важный фактор, с которым необходимо считаться: суицидальное поведение у подростков заразительно.

Если кто-то из молодежных кумиров, друзей или знакомых совершает суицид, это часто провоцирует всплеск суицидальных настроений у целой группы молодежи, и в результате может произойти целый ряд трагедий, обусловленных групповым поведением.

Если подросток начинает проявлять агрессию, замыкается в себе, теряет аппетит или перестает следить за своей внешностью, если он слишком долго сидит в интернете — это признак того, что пора обратиться к помощи психолога.

Опасными признаками являются также нелюдимость подростка, отсутствие у него друзей, правонарушения, участие в неформальных группировках, неосознанные стремления причинить себе боль (грызет ногти и пальцы, выдергивает волосы, часто появляются порезы, царапины и ушибы), а также склонность к безрассудному риску — например, чрезмерное увлечение экстремальными видами развлечений.

Осложнить ситуацию может сложная обстановка в семье (развод родителей, появление отчима или мачехи, конфликты между родителями или близкими родственниками и т.п.).

Признаки того, что у подростка начинает формироваться суицидальные наклонности, могут быть следующими:

  • Пассивность и безразличие к происходящему.
  • Низкая самооценка, неудовлетворенность собой, своим положением среди сверстников и своим внешним видом.
  • Неумение найти себе интересное занятие или увлечение.
  • Психологические или эмоциональные нарушения: неуравновешенность, агрессивность, импульсивные поступки, психологический дисбаланс
  • Психические нарушения: депрессии, навязчивые идеи, фобии и т.п.
  • Мрачные настроения, трагические мысли, разговоры о смерти, повышенный интерес к смертям и трагедиям в кино, литературе и новостях.
  • Негативная оценка настоящего и пессимистические настроения относительно будущего
  • Социальное отторжение (отсутствие друзей в школе, плохие отношения с родителями, издевательства сверстников и т.п.).
  • Трудности с концентрацией внимания, рассеянность, забывчивость.
  • Прием наркотиков, «спайсов», каких-либо токсических веществ или алкоголя.

Необходимо помнить, что истинную глубину проблемы может оценить только специалист, поэтому при появлении тревожных признаков у подростка не следует терять время и нужно срочно обратиться к помощи психолога. Психолог определит степень риска суицида у подростка, сориентирует его на поиски выхода из создавшейся сложной ситуации или поможет изменить отношение к тем проблемам, которые решить невозможно.

Если случилась очень острая ситуация, единственным выходом из которой подросток считает уход их жизни, то в этом случае необходима экстренная консультация психотерапевтов или психиатров, которая может потребовать психотерапевтического или медикаментозного лечения. Своевременное оказание медицинской помощи поможет не только предотвратить трагедию, но и вернуть пациента к нормальной полноценной жизни.

Попытка суицида: психологическая помощь пациенту

Профессиональная помощь суициденту — пациенту, совершившему попытку суицида — должна оказываться в экстренном порядке и включать несколько этапов. Наиболее эффективным методом выведения пациента из критического состояния являются индивидуальные беседы с психотерапевтом, который всесторонне займется психологическими проблемами пациента.

На первом этапе психологической помощи целью психотерапевта является установление эмоционального контакта с пациентом и предоставление ему возможности выговориться.

Как правило, после неудачного покушения на самоубийство пациент охотно изливает свои чувства в длительном монологе, после чего его состояние становится более спокойным, и психотерапевт может перейти к следующему этапу помощи — выяснению причин, которые послужили пациенту поводом для глубокого психологического кризиса.

На этом этапе задача психотерапевта состоит в том, чтобы увести пациента от суицидальных мыслей, избавить его от ощущения безысходности, поднять его самооценку и убедить его в том, что все его психологические проблемы и тяжелое эмоциональное состояние — явление временное, и все трудности, с которыми он столкнулся, преодолимы, а его уход из жизни не решит проблем, но станет тяжелым ударом для родных и друзей. После того как психотерапевт убедит пациента в том, что все его психологические проблемы преодолимы, начинается следующий этап помощи — выработка мер для преодоления кризисной ситуации.

На этом этапе психотерапевт помогает пациенту уделить особое внимание психологическим проблемам, поверить в свои силы и составить план преодоления проблемной ситуации.

Конструктивный пошаговый план дальнейших действий, которые можно предпринять вместо самоубийства, поможет суициденту эффективнее преодолеть возникшие психологические проблемы и быстрее найти выход из неразрешимой, по его мнению, ситуации.

Когда при помощи психотерапевта состояние пациента изменится с пассивного бездействия на попытку самостоятельного решения проблемы, психотерапевт будет всячески поддерживать.

Психологическая помощь при суициде

Если близкие не проявили должного внимания к суициденту и не сумели предотвратить трагедию, то в этом случае родственникам тоже могут потребоваться психологические консультации. Такие трагедии как суицид всегда вызывают у близких чувство вины за бездействие и в свою очередь могут привести к депрессии и глубоким эмоциональным расстройствам.

В случае если суициденту удалось выжить после инцидента, задача психотерапевта заключается в том, чтобы защитить пациента от повторения суицидальных покушений и членовредительства, улучшить его субъективное восприятие качества жизни и перспектив на будущее, а также снизить чувство безнадежности ситуации и бессмысленности жизни, которое толкнуло его на отчаянный шаг.

Необходимо также помнить, что лучше всего решить любые психологические проблемы может только специалист, поэтому при первых же тревожных признаках у кого-то из близких не стоит терять время и нужно немедленно обратиться за консультацией к психологу, психотерапевту. Раннее выявление психологического дисбаланса и возможных психических отклонений поможет пациенту преодолеть психологический кризис и избавит в будущем от многих проблем.

Телефоны организаций, которые оказывают помощь при суициде

Организация

Телефон

Сайт

Кризисная линия доверия (круглосуточно) 8 (800) 100-49-94
«Горячая линия» Центра экстренной психологической помощи МЧС России (Москва) 8 (495) 626-37-07
Государственная скорая психиатрическая помощь (Москва) 8 (495) 620-42-30
Психиатрическая клиническая больница № 1 им. Н.А. Алексеева (Москва), приемное отделение 8 (495) 952-91-61 Сайт
Психиатрическая клиническая больница № 4 имени П.Б. Ганнушкина (Москва), справочная 8 (495) 963-11-02 Сайт
Центральная клиническая психиатрическая больница (Москва), приемный покой 8 (495) 614-19-11 Сайт

Суицидальное поведение: признаки, способы предотвращения

Суицидальное поведение – образ мышления и патологическая форма действий пассивного типа, чрезвычайно опасный способ ухода от разрешения жизненных проблем.

В разные исторические вехи различные носители культуры выдвигали свои оценочные критерии такого явления. В большинстве случаев (например, в христианстве) самоубийство осуждается и относится к одному из тяжких грехов.

Некоторые религии допускали возможность самостоятельного прекращения жизни (принятое ранее в Индии самосожжение вдов).

Какую бы трактовку не имело явление суицида, с теоретической точки зрения самоубийство – крайне опасное, однако предотвращаемое и прогнозируемое явление. Установлено, что самоубийства чаще совершаются в диапазоне от 15 до 25 лет и в преклонном возрасте – после 70.

 По статистике, ежегодная смертность вследствие суицида в мире составляет около 1% всех летальных исходов. Мужчины становятся жертвами суицидальных действий в четыре раза чаще, чем женщины. При этом около 73% всех завершенных самоубийств были выполнены представителями европеоидной расы.

Установлено, что свыше 90% лиц, умерших вследствие суицида, имели в анамнезе психические патологии, в большинстве случаев – депрессивные состояния.

Хотя на протяжении нескольких столетий проводились многочисленные изучения суицидального поведения в целях дать теоретическое обоснование этому явлению, на сегодня отсутствует единая теория, объясняющая биологическую природу самоубийств. Среди разнообразных концепций можно выделить три основные теории суицида: психопатологическую, психологическую и социологическую.

Суицидальное поведение: признаки

По сути, любое суицидальное поведение можно условно отнести к одной из трех групп: истинный, демонстративный, скрытый вид.

Истинные (подлинные) суицидальные действия, хотя зачастую выглядят неожиданными, никогда не являются спонтанными. Такие попытки – тщательно продуманны и просчитаны до мелочей, им всегда предшествует значительные изменения в мышлении, поведении, высказываниях человека, решившегося на самоубийство.

Чистое суицидальное поведение сформировано в результате длительных раздумий о смысле жизни и проявляется в первую очередь депрессивными симптомами: тоскливым настроением, угнетенным состоянием, сформированными идеями самообвинения и самоуничижения, рассуждениями о бессмысленности существования.

Стоит отметить, что истинные суицидальные  проявления – ярко выражены и затмевают по своей частоте и интенсивности любые иные эмоциональные особенности и черты характера человека. Однако эти сигналы зачастую остаются незамеченными близкими людьми и не расцениваются как веские предупреждающие знаки надвигающейся опасности.

Подлинная попытка суицида – это всегда относительно взвешенное (в меру особенностей психики) решение, в верности которого индивид полностью убежден.

Однако большая часть попыток покончить с жизнью относится к демонстративному суицидальному поведению. Намеки окружающим и зачастую явно театральные действия – это своеобразный, хоть и абсолютно нелогичный и неоправданный метод провести диалог с близкими людьми.

Как показывают результаты многочисленных исследований, большинство «демонстративных» самоубийц вовсе не хотели и не планировали умереть, а лишь преследовали цель: достучаться и быть услышанными окружающими, привлечь внимание к своим проблемам, «попросить» о необходимой помощи.

Этот циничный способ обратить на себя внимание – нестандартный метод шантажа, используемый безвольными людьми, которые не имеют иных средств воздействия либо не умеют их здраво использовать.

Такую театральную попытку можно разъяснить как своеобразный приказ-условие: «Сделайте то-то, мне нужно что-то, а не то я повешусь, прыгну с моста, брошусь под машину…». И удавшаяся попытка – это трагическая случайность, катастрофическое фиаско, ведь в намерениях было исключительно припугнуть, чтобы что-то получить.

Можно сказать, что главный изъян всех демонстративных самоубийц – отсутствие умения слышать, понимать и вообще воспринимать окружающих, и именно по этой причине конструктивно разрешить проблемы у них не получается.

К скрытому (маскированному) суицидальному поведению прибегают те лица, которые понимают, что покончить жизнь самоубийством – неверный шаг для преодоления трудностей, однако иными вариантами решить проблемы они не могут.

Человек с завуалированной формой суицида избирает ни видимые попытки самоубийства, а, иногда – неосознанно, прибегает к так называемой «суицидально обусловленной активности«.

Такое поведение включает: увлечение экстремальными видами спорта, рискованный скоростной пилотаж на автомобиле, добровольное участие в военных конфликтах, опасные для жизни путешествия и походы, злоупотребление алкоголем или наркотическая зависимость.

Можно утверждать, что «замаскированные» суициденты стремятся ощутить вкус риска и сознательно балансируют по лезвию ножа, причем, чем больше убеждений и уговоров следует в их адрес, тем сильнее и осмысленнее становится их желание. Психотерапевтическое лечение лиц из этой группы – длительное и довольно сложное.

Основные признаки, сигнализирующие о суицидальных наклонностях:

Часто возникающие, длительные, эмоционально окрашенные высказывания человека на тему самоубийства, как способа избавления от «тягот» жизни. Например, фразы: «Лучше бы я вообще не родился», «Лучше умереть, чем так жить».

Читайте также:  Плоскостопие: причины возникновения, симптомы (фото), лечение и профилактика

Сильная озабоченность смертью, как «явлением, дарованным свыше». Чрезмерное увлечение литературой, кинематографом или сектантскими учениями, акцентированным на описании летального исхода и почитании вечного сна.

Поиск средств, которые могут быть применены для совершения суицида, например: колюще-режущих предметов, огнестрельного оружия, медикаментозных препаратов.

Пессимистическая оценка настоящего и будущего, отсутствие надежд на перемены к лучшему, ощущение бесконечной черной полосы. Человек считает себя беспомощным, ни на что не способным, не строит и не предпринимает действенных мер для изменения ситуации, полагая: «Выхода не существует».

Явно выраженный комплекс неполноценности: индивид винит себя за все происходящее, испытывает к себе ненависть и отвращение, стыдится себя, как личность. Частые высказывания: «Я ни на что не годен», «Без меня всем будет лучше».

Меняется уровень социальной активности. У окружающих создается впечатление, что его ничего не интересует, не увлекает. Индивид не может в полном объеме и качественно выполнять привычную деятельность.

Он отказывается от увеселительных мероприятий, предпочитая побыть наедине. В состоянии глубокой депрессии даже самые общительные и оптимистичные натуры превращаются в замкнутых, скрытых, апатичных особ.

Часто возникает желание: «Оставьте все меня в покое».

У некоторых людей отмечается «избирательная» трудоспособность: они стараются привести в идеальное состояние дела, пытаются как можно быстрее завершить начатые проекты. Некоторые удивляют домочадцев срочным составлением завещания или изменением имеющегося.

Может наблюдаться нехарактерная благотворительная щедрость, когда он начинает раздаривать посторонним людям не только личные вещи, но и дорогостоящие предметы. Это противоестественные пожертвования выступают для суицидента как своеобразный «откуп» за свершаемый грех – самоубийство.

Наряду с тоскливым настроением, могут фиксироваться вспышки необъяснимой агрессии, после которых следует период душевного умиротворения. При пристальном изучении поведения индивида прослеживается его мыслительный процесс, который схематически можно изобразить как цепочку: размышление о бесцельности бытия – метания в поисках решения – выход найден (самоубийство).

Многие лица, раздумывая о суициде в период депрессии, начинают употреблять наркотические вещества или пытаются затмить реальность алкоголем.

Хотя наркологи и относят алкоголизм и наркоманию в первичное самостоятельное заболевание, в случае с крайней формой депрессии, эти пагубные пристрастие – лишь орудие для ослабления душевных мук.

Суицидент тревожиться, что в здравом уме он не сможет выполнить задуманный акт прекращения жизни, и снимает заслоны сознания с помощью одурманивающих веществ.

Крайне опасный сигнал: неожиданные, несвойственные для человека, звонки или визиты к друзьям, знакомым, родственникам. Индивид пытается построить разговор так, чтобы собеседник ощутил, что с ним прощаются навсегда.

Признаки суицидального поведения у подростков

Признаки  суицидального поведения у подростков

• Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Скажем больше, в подростковом возрасте это желание является естественным. Подростки начинают задумываться о смыслах жизни, выстраивать свой мир, свое пространство и ограничивают доступ в него близких родственников.

Например, на двери комнаты подростка может появиться табличка «Не входить, охраняемая территория».

При этом мы должны помнить (рассказать родителям), если замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда подросток уходит в себя, сторонится близких друзей, это может быть симптомом самоизоляции, бегства от какой-то «невыносимой» ситуации.

• Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит.

Это состояние у подростков может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, информационной перегрузкой, влюбленностью, школьными или семейными неурядицами и т.п.

Но когда вы наблюдаете, что настроение подростка чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.

• Депрессия. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему.

Что касается подростков, то они становятся замкнутыми, уходят в себя, при этом могут маскировать свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго могут не замечать перемен в их поведении.

Единственный путь в таких случаях — прямой и открытый диалог, прояснение причин эмоционального упадка.

• Агрессивность. Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему.

Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат — неприязнь окружающих, их отчуждение от агрессивного подростка.

Обратите внимание на детей и подростков, у которых в последнее время повысилась агрессивность, были нехарактерные для них вспышки гнева, ярости.

• Нарушение аппетита. Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит бывают тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности. Наличие подобной проблемы педагог-психолог может прояснить у родителей.

• Раздача подарков окружающим. Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. У подростков происходит обесценивание того, что раньше было значимым. Это проявляется либо через раздачу вещей (дисков с играми, музыкой, любимой одежды и др.

), или через игнорирование этих ценностей (ходит только в одной одежде, остальное висит в шкафу; не слушает любимые музыкальные диски, не смотрит любимые передачи и т.п.) Как показывает опыт, это — прямой предвестник грядущего несчастья.

В каждом таком случае рекомендуется серьезная и откровенная беседа для выяснения намерений потенциального суицидента.

• Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К «срыву» может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются.

Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими, моральными и интеллектуальными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться подростку трагедией его жизни.

Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.

• Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении подростка должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый ученик неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему.

Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве или психологической травме, а подросток стремиться скрыть свои переживания под маской веселья и беззаботности.

Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.

• Угроза. Если подросток открыто высказывает намерение уйти из жизни — это должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве.

Необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь, не отпускать из своего кабинета, пока не будет оценена степень риска проинформировать родителей, в случае необходимости проконсультироваться у специалистов-медиков (по телефону).

• Активная предварительная подготовка. Она реализуется через активные действия: собирание информации об отравляющих веществах и лекарствах (других способах самоубийства) через анализ специфической литературы или интернет, разговоры о суициде как о легкой смерти, посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни и т.п.

      Раннему выявлению подростков с эмоционально-поведенческими нарушениями и суицидальным риском способствует навык наблюдения. Дети и подростки, попавшие в кризисную ситуацию, меняются. Изменяется эмоциональная составляющая, поведение, внешний вид, отношения с одноклассниками и друзьями, интересы и др.

  • Внешние и поведенческие ключи суицидального риска:
  • • Тоскливое выражение лица.
  • • Склонность к нытью, капризность, эгоцентрическая направленность на свои страдания, слезливость.
  • • Гипомимия (повышенная, часто неестественная активность мимики лица).
  • • Амимия (отсутствие мимических реакций).
  • • Тихий монотонный голос, замедленная речь, краткость ответов, отсутствие ответов.
  • • Ускоренная экспрессивная речь, патетические интонации, причитания.
  • • Общая двигательная заторможенность или бездеятельность, адинамия (все время лежит на диване).
  • • Двигательное возбуждение.
  • • Склонность к неоправданно рискованным поступкам.
  • • Скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость, злобность, раздражительность, ворчливость.
  • • Брюзжание, неприязненное, враждебное отношение к окружающим, чувство ненависти к благополучию окружающих.
  • • Чувство физического недовольства, безразличное отношение к себе, окружающим, чувство «бесчувствия».
  • • Тревога беспредметная (немотивированная), тревога предметная (мотивированная).
  • • Ожидание непоправимой беды, страх немотивированный, страх мотивированный.
  • • Тоска как постоянный фон настроения, взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности, углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг.
  • • Оценка собственной жизни, пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание о неприятных событий прошлого.
  • • Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем.
  • • Активное взаимодействие с окружающими (стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия) либо нелюдимость, избегание контактов с окружающими
  • • Расширение зрачков, сухость во рту («симптомы сухого языка»), тахикардия, повышенное АД, ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха, ощущение комка в горле, головные боли, бессонница или повышенная сонливость, чувство физической тяжести, душевной боли в груди,  запоры, нарушение менструального цикла (задержка).
  • Словесные ключи (что проговаривает ребенок):

• Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!».

• Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»).

• Уверения в беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случиться, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.).

• Прощания.

• Самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю», «Я гениальное ничтожество. Если, как говорит один хороший человек, самоубийство — это естественный отбор, то почему же я не убьюсь, наконец?» и т.п.).

• Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).

        Основными «инструментами» педагогов и специалистов СППС для оценки суицидального риска является беседа с подростком, наблюдение за ним, информация, полученная от сверстников (друзей, родственников, учителей предметников), данные медицинской документации. 

Что могут увидеть родители: в первую очередь изменения настроения, питания, изменения сна, изменение в отношении своей внешности, самоизоляцию, интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в интернете и т.п.), нежелание посещать кружки, школу (в том числе учащение прогулов), серьезные изменения в состоянии здоровья (частые простуды, частые головные боли и др.) и т.п. 

Что могут увидеть педагоги: изменение внешнего вида, самоизоляцию в урочной и внеклассной деятельности, ухудшение работоспособности, небрежное отношение к своим школьным принадлежностям (притом, что раннее было другое), частые прогулы (отсутствие на определенных уроках), резкие и необоснованные вспышки агрессии, рисунки по теме смерти на последних страницах предметных тетрадей, тема одиночества, кризиса, утраты смыслов в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла и т.п. 

Что могут увидеть сверстники: самоизоляцию, резкие перепады настроения (несвойственные раннее), повышенную агрессивность, аутоагрессию (в том числе словесные ключи), изменения внешнего вида, интерес к теме смерти (способам самоубийства), уныние, изменение интересов и т.п.

Оцените статью
Все о здоровье
Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]