Что должен уметь ребенок в 12 месяцев: 9 навыков, развитие, топ-10 игр с ребёнком

2015-05-20

Порой, подсаживаясь к малышу, мы думаем «Так, надо бы позаниматься чем-нибудь полезным, развивающим» и принимаемся копаться в глубинах своей памяти, вспоминая, что же там интересного писали в книжках и на форумах.

Но пока мы размышляем, ребенок уже уползает от нас и, забравшись куда-нибудь, подбрасывает нам новых хлопот. Так подходящий момент упускается, и мы снова откладываем «развивашки» до следующего раза.

Чтобы избежать такой ситуации, просто необходимо иметь под рукой ПЛАН! План развивающих занятий всегда сможет быстро подсказать нам как интересно и с пользой развлечь малыша.

В этой статье я хочу поделиться комплексным планом развития на 9-12 месяцев, который я составляла для своей дочки, и который помогал нам скрасить серые будни.

В этой программе есть все для всестороннего развития ребенка.

Программа поможет грамотно подобрать развивающие игрушки по возрасту малыша и организовать занятия так, чтобы они соответствовали познавательным потребностям ребенка в конкретный период.

Про все эти занятия я уже упоминала раньше в своих статьях, здесь же – короткая выжимка без лишних слов, в которую удобно заглянуть при необходимости, можно сказать конспект занятий. Если хотите прочитать подробнее о каждой игре — нажимайте на ссылку-название.

Кстати, аналогичные конспекты занятий и игр на другие периоды развития можно найти здесь:

ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

Итак, развивающие игры с ребенком 9 месяцев и старше (подробный план):

1. Игры на развитие сенсомоторных навыков

  • Нанизываем/снимаем колечки с пирамидки (в любом порядке);

  • Вкладываем/выкладываем небольшие предметы из коробочки или другой тары;

  • Открываем/закрываем коробочки, баночки, матрешки;

Пример матрешки (Лабиринт, My-shop, Read)

  • Стучим предметами друг об друга;
  • Составляем кубики друг на друга;

  • Играем с сенсорными коробками;

Пример стучалки (KoroBoom, Ozon, My-shop)

  • Играем с магнитами (открепляем, прикрепляем, передвигаем и т.д.)

2.Развитие речи

  • Много разговариваем с малышом;
  • Рассказываем малышу стишки, потешки;
  • Разучиваем первые пальчиковые и жестовые игры;

3.Чтение книг

Подборку книг для чтения детям до года можно найти здесь:

ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО ГОДА — ЧИТАТЬ

4.Просмотр карточек Домана или другого дидактического материала, расширяющего кругозор малыша

5.Первые сюжетные игры

6.Прослушивание классической музыки

7.Двигательная активность

  • Делаем массаж и гимнастику;
  • Учимся ходить (много ходим за две, за одну руку, без поддержки);
  • Катаем/бросаем мяч.

8.Развитие навыков самообслуживания

  • учимся пить из кружки,
  • учимся мыть руки
  • потихоньку начинаем привыкать к ложке.

О том, как развивать ребенка в 9 месяцев, вы также можете почитать в этом разделе.

Развитие ребенка в 9 месяцев: что должен уметь малыш?

Каждый малыш уникален, но специалистами все же выявлены некоторые нормы развития здорового ребенка в 9 месяцев.

На их основе составлены рекомендации и предложены некоторые игры, которые помогут и родителям, и детям весело и с пользой провести время.

Это очень важный возраст, поскольку в режиме дня малыша появляются новые пункты, он становится более самостоятельным, но все еще нуждается в родительском внимании.

Важнейшие навыки

Достигший возраста 9 месяцев ребенок уже умеет хорошо сидеть и не нуждается в опоре. Специалисты отмечают, что он должен обладать такими ключевыми навыками:

  • ползать, причем довольно быстро;
  • использовать жесты в качестве средства общения;
  • повторять мимику и движения за другими малышами;
  • воспринимать собственное имя, отзываться на него;
  • знать просьбу «дай» и уметь ее выполнять;
  • при помощи мамы совершать прыжки и приседания;
  • листать картонные страницы книг.

Для младенца в этом возрасте считается нормой умение показать на картинке различных животных, которых называют родители, разрывать листы бумаги на несколько частей, пальцами разминать глину. Дети должны знать, где у них находятся основные части тела (руки, ноги, голова), а среди речевых навыков особое значение имеет способность к выговариванию слогов (ди, да, ма, па).

Специфика возраста

Возраст 9 месяцев – оптимальное время для введения нового режима питания, а также более активного общения крохи с его ровесниками.

С этого месяца следует готовить ребенка к тому, что скоро ему предстоит посещение ясельной группы и разлука с мамой на длительное время.

Для полноценного отдыха крохе требуется около 14 часов сна, поэтому 10 часов в сутки он бодрствует, заставляя родителей придумывать игры и развлечения.

В 9-10 месяцев ребенок начинает постепенно отдаляться от матери, живо интересоваться другими людьми, и это совершенно нормально. Сейчас самое время начать его знакомство с социумом, давая возможность общаться с другими детьми или хотя бы наблюдать за ними. Если не уделять должного внимания этому процессу, есть риск, что в будущем ребенок станет нелюдимым и необщительным.

Данный этап очень важен и с точки зрения физического развития малыша. Именно в 9-месячном возрасте может наблюдаться проблема лишнего веса, которая в дальнейшем приведет к серьезным проблемам со здоровьем. Чаще всего килограммы набирают дети, находящиеся на искусственном вскармливании, а не груднички. Поэтому мамам следует очень тщательно контролировать детский рацион.

Ребенок приступает к знакомству с миром, сейчас ему все интересно, поэтому родителям необходимо отказаться от соблазна посадить его в безопасное место – манеж. Лучше дать малышу возможность поползать по комнате и пополнить багаж знаний.

9-месячный ребенок уже должен понимать, что такое «нет», но слишком часто использовать запреты не стоит: это может навсегда убить стремление совершать открытия. Гораздо проще подготовить квартиру к тому, что кроха приступит к ее исследованию: спрятать лекарства и прочие опасные для него предметы, как следует вымыть пол.

Малыши стремятся попробовать все на вкус, вот почему игрушки должны быть безупречно чистыми, их следует мыть не реже пары раз в неделю, а после этого окатывать кипятком.

Лучшие игры

Исходя из уровня развития ребенка 9 месяцев следует подобрать для него наиболее подходящие игры – прежде всего, активные. Малыши очень любят повторять за взрослыми, поэтому с удовольствием сыграют со своими мамами в «Ладушки» или «Сороку-ворону».

Любое развлечение должно быть построено на общении. Нельзя просто дать ребенку кубики и заняться своими делами – мамам необходимо активно включаться в игровой процесс.

Для развития внимательности можно сыграть в прятки. Делается это так:

  1. Родитель берет в руки знакомую малышу игрушку, говорит: «Это мишка!».
  2. После привлечения внимания прячет игрушку за спиной.
  3. Далее спрашивает ребенка – «Где мишка?».
  4. Малыш должен пальчиком показать, куда именно взрослый пометил игрушку.

Такие прятки повеселят ребенка, если мама и папа будут эмоционально изображать, как они удивлены тому, что мишка действительно за спиной. А скучный монотонный голос малыша не заинтересует.

Игры с мячиком

Для развития координации можно смело использовать развлечения с ярким красочным мячиком – они не только полезны ребенку, но и интересны ему.

  • Малыш и мама садятся на пол друг напротив друга. Мама толкает мяч ребенку, его задача – поймать ладошками, а после – оттолкнуть от себя к матери.
  • Взрослый показывает пример – берет мяч обеими руками и бросает его. Ребенок повторяет действие.

Помимо этого, можно играть в кубики, не требуя от крохи каких-то невероятных действий. Мама может сама построить башенку из разноцветных кубиков, беседуя в это время с ребенком, рассказывая, что она делает. Малыш, как правило, начинает проявлять живой интерес, помогать, подавать кубики.

Игры на прогулке

Развитие малыша, совершенствование его базовых навыков должно в ненавязчивой форме присутствовать даже во время прогулки. К тому же, занятия на свежем воздухе вдвойне полезны.

Можно помочь крохе выполнить такие упражнения:

  • залезть на невысокий пенек и, держа маму за обе руки, осторожно с него спрыгнуть;
  • сидя в коляске, находить то, что просит мама (например, «покажи, где собака») и указывать на искомое пальчиком.

Эти несложные, но увлекательные задания помогут малышу более активно познавать мир и развиваться физически.

Лучшие игрушки

Кроха в 9 месяцев играть самостоятельно пока не может, ему необходима помощь мамы, однако если подобрать подходящие возрасту развлечения, то можно сделать игровой процесс гораздо более увлекательным и веселым.

С чем же любят играть такие крохи?

  • С крупными кубиками.
  • С мячами.
  • С неваляшками, которые приводятся в движение совсем просто.
  • С машинками – их можно толкнуть, а дальше они сами покатятся.
  • Куклы – для девочек. Можно показать, как укладывать куклу спать в специально оборудованную для этого коробку («кровать»), покормить с ложечки. Постепенно малыш научится совершать простейшие действия и подражать своей маме.

Родителям необходимо подобрать яркие развлечения без мелких деталей. Соорудить игрушки можно даже своими руками, например, оклеив цветной бумагой несколько коробок разного размера и предложить крохе попробовать сложить их.

Мама может показать ребенку и заводную игрушку, которая ловко скачет по полу и издает какие-либо звуки, но подобные развлечения должны проходить только под присмотром взрослых, ведь малыш сам пока не в состоянии разобраться с механизмом.

Полоса препятствий

Малышу в 9 месяцев свойственно стремление ползать, поэтому заботливая мама может подготовить для него «полосу препятствий» – эдакий тоннель, каждое путешествие по которому может стать настоящим приключением.

Есть несколько способов приобретения такой забавы.

  • Купить в магазине готовый «тоннель».
  • Сделать его из большой коробки или нескольких соединенных вместе коробок, прорезав в них необходимые отверстия.
  • Создать полосу препятствий из подручных средств: расставить стулья, между ними разложить диванные подушки. Подобная конструкция может занять даже всю комнату. Но как интересно малышу будет ее преодолевать!

Чаще всего дети с удовольствием оправляются в ползанье по туннелю, но иногда родителям приходится показывать им пример.

Полезные занятия

В 9 месяцев кроха должен уметь хорошо и быстро ползать, во время этого процесса он одновременно изучает окружающий его мир, поэтому не стоит препятствовать стремлению малыша все потрогать и осмотреть. Однако родителям следует заранее подготовиться: убрать все мелкие предметы из зоны его досягаемости, продумать, как замаскировать острые углы.

Читайте также:  Клюква при сахарном диабете 2 и 1 типа: можно ли есть, в сушеном виде, экстракт или отвар

Если ребенок еще недостаточно уверенно ползает, то сейчас самое время это исправить. Маме следует помочь ребенку: при попытке поползти сделать упор то на одну стопу, то на другую попеременно – это поможет малышу разобраться в движении.

Также очень важно обучать малыша ходьбе. Сейчас он не может еще уверенно держаться на ножках, поэтому нуждается в опоре.

Задача родителей – так расставить мебель, чтобы кроха мог опираться, но не мог причинить себе вреда. Дети этого возраста с удовольствием танцуют, совершая ритмичные движения под веселую музыку.

Взрослым не стоит препятствовать этому занятию, ведь оно во многом способствует полноценному физическому развитию.

Приучать ребенка к выполнению домашних дел также можно начинать уже сейчас: малыши с удовольствием «помогают» маме по кухне: стучат ложками по кастрюлям, изучают необычную для них кухонную утварь. Такие занятия помогают познакомиться с бытовыми предметами и способствуют развитию мелкой моторики.э

Полезны будут и такие упражнения:

  • рассыпать на полу несколько предметов различного размера и собрать их вместе с ребенком;
  • предложить ребенку взять обеими руками игрушку и бросить ее;
  • помочь малышу поводить пальчиками по рассыпанной на столе манке или муке;
  • разматывать рулон туалетной бумаги – это занятие очень повеселит малыша и поможет улучшить работу его кисти и пальцев;
  • пересыпание круп из одного стакана в другой (берется два пластиковых стакана, в один из них насыпается любая крупа, например геркулес; задача ребенка – с помощью мамы пересыпать крупу из одной емкости в другую).

Чтобы малышу было интересно, крупы следует регулярно менять. Задача родителя – помогать ребенку, держать его за ладони, искренне радоваться его успеху.

Полезны будут и игры на свежем воздухе. Например, в песочнице мама может помочь малышу наполнить ведерко песком при помощи лопаточки.

Развитие речи

Да, в 9 месяцев уже можно начать работу над развитием речи малыша, хотя он может не произнести пока своего первого слова. Кроха обожает подражать, поэтому можно предложить ему повторять те звуки, которые издают животные: «му», «ме», «ку-ку».

Ребенок должен слышать пример нормальной речи, поэтому родителям важно сейчас говорить правильно, четко выговаривая каждый слог, стать для крохи эталоном.

Сюсюканье и повторение ошибок малыша сослужат дурную службу, поскольку в памяти ребенка отложится именно неправильный вариант.

Используя умение и желание крохи во всем подражать взрослому, можно начать учить его произносить слоги. Например, мама начинает говорить: «Ма, ма, ма», – делая между слогами небольшие паузы и призывая ребенка жестами, мимикой повторять за ней. Чаще всего дети понимают, чего от них ждут, и начинают активно подражать.

Если ребенок не разобрался с заданием, не стоит давить на него – знакомство со слогами лучше всего перенести на пару недель.

Развивающим играм следует уделять особое внимание, поскольку именно они помогают формированию у малыша необходимых ему умений и навыков. Не стоит недооценивать важность игры, поскольку именно так ребенок учится.

Развитие ребенка в 12 месяцев: что должен уметь делать ребенок

За 12 месяцев развития ребенок претерпевает удивительные изменения: из совершенно беззащитной и неумелой крохи он превращается в маленького смышлёного и любопытного человечка. У малыша развиваются характер и вкусы, предпочтения и интересы. Двенадцатый месяц становится в некотором роде переходным, как в развитии малыша, так и в отношение родителей к своему чаду. Самым важным в жизни ребенка остается познание и изучение окружающего мира, на которое он уделяет все свои силы и время.

Рост и вес в 12 месяцев

Ребенок остается очень активным и тратит уйму энергии на изучение окружающего мира, поэтому прибавка в весе в этом возрасте остается небольшой: около 400 грамм. Рост увеличивается в пределах одного сантиметра.

Средними росто-весовыми показателями в 12 месяцев являются вес около десяти килограмм и рост от 71 до 79 сантиметров. Стоит отметить, что нет точных показателей роста и веса для всех детей в этом возрасте.

Из-за особенностей разных организмов, наследственности и условии роста изменения роста и веса ребенка могут разниться от ребенка к ребенку и небольшие несовпадения со нормальными показателями не большая проблема.

Умения и навыки в 12 месяцев

  1. В этом возрасте малыши могут ходить, держа за руку родителей или опираясь на мебель. Некоторые дети начинают ходить самостоятельно, однако часть предпочитает передвигаться на «четвереньках». Не стоит волноваться, что малыш ещё не начала ходить, возможно его организм его не готов к этому.
  2. Умело манипулирует руками. Ребенок может удерживать несколько предметов, используя как одну руку, так и обе. Может передать предмет, взять или удерживать.
  3. Ребенок способен самостоятельно встать или присесть, не опираясь на мебель или стены.
  4. Малыш умело играет с более сложными игрушками. Например, может построить пирамидку, надевая колечки на палку.
  5. Осваивает навыки невербального общения. Жестами может поздороваться, подозвать, поблагодарить или попрощаться. Легко изучает новые жесты и повторяет за родителями.
  6. Пытается есть самостоятельно с помощью столовых приборов. Лучшим вариантом будет приобрести специальные столовые приборы из мягких и износостойких материалов, которыми будет удобно пользоваться ребенку.

Появление первых зубов

В год у малышей обычно уже есть верхние и нижние центральные резцы. В возрасте двенадцати месяцев начинают расти верхние и нижние боковые резцы, а также могут появится первые коренные зубы. Как правило, процесс появления зубов у девочек начинается несколько раньше и проходит быстрее чем у мальчиков.

Некоторые дети не проявляют никаких внешних признаков роста зубов, и их появление может быть обнаружено лишь по белым следам на деснах малыша.

Однако большая часть малышей при росте зубов переносит некоторые болезненные симптомы, среди которых обильное слюновыделение, покраснение и опухание десен, постоянное желание покусать предметы и почесать небо, а также продолжительное повышение температуры до 37-38 градусов.

Чтобы помочь ребенку перенести дискомфорт от прорезывания первых зубов можно проводить небольшой массаж десен. Делается он хорошо вымытым пальцем. Также эффективны будут специальные игрушки-прорезыватели из резины, геля или силикона.

Хорошо боли в деснах снимают прохладные компрессы из хлопчатобумажной салфетки, смоченной водой.

При появлении первых зубов необходимо начать гигиенический уход за ними. Лучшими способами будет использование салфеток с напальчником с безопасным антисептиком ксилитом или дентальные салфетки.

Также хорошим вариантом является чистка полости рта бинтовым или марлевым тампоном, смоченным в слегка подсоленной кипяченой водой.

Гигиенической обработка рта следует делать дважды в день: утром и перед сном.

Психико-эмоциональное развитие в 12 месяцев

  1. Малыш знает и произносит около двадцати слов. Обычно в эти слова входят названия окружающих его предметов, имена людей или частые события. Произношение ещё далеко от идеального, но большинство слов не составит труда понять. Некоторые слова ребенок может использовать в искаженном смысле или вкладывать в их значение больше, чем есть на самом деле.
  2. Малыш с интересом знакомится и общается с другими детьми. Но следует быть осторожными, так как в таком возрасте часто происходят конфликты.
  3. Ребенок понимает разницу между взрослыми, и кто как к нему относится. Он может быть более капризным и непослушным в обществе доброй мамы и бабушки и наоборот вести себе гораздо сдержаннее со строгим папой или дедушкой.
  4. Ребенок проявляет характер в играх. Он придумывает новые правила, пытается сделать всё по-своему. Из-за этого общения ребенком может немного усложнится.
  5. Начинает развиваться долговременная память. Ребенок запоминается всё, что было с ним вчера, три дня назад или даже неделю спустя.
  6. Ребенок с интересом слушает музыку и играет под неё. Некоторые дети пытаются подпевают, другие танцуют.
  7. Ребенок продолжает осваивать юмор. Теперь для него важно не только смеяться самому, но и попытаться рассмешить или обрадовать родителей. Развитое чувство юмора может быть признаком высокого интеллекта
  8. Может ответить на вопросы да/нет кивком головы, попрощаться и поприветствовать взмахами руки. Также малыш понимает простые фразы, когда ему предлагают что-то или просят подойти.

Кризис первого года

В этом возрасте у детей начинается переходный период, сопровождаемый большими переменами в характере и поведении ребенка. Он становится агрессивнее, часто перестает слушаться родителей и взрослых, очень легко обижается, часто плачет и капризничает, проявляет повышенную самостоятельность.

Причиной таких изменений в поведении несколько. Во-первых, у ребенка появляется своя воля. Из-за желания её проявить возникает конфликт с родителями.

Во-вторых, ребенок хочет продолжить познавать мир, а любые запреты (даже во благо ребенка) от родителей понимаются им как препятствие к развитию.

В-третьих, малыш становится гораздо увереннее в себе и пытается совершать действия, на которые ещё не способен. Из-за неудач он начинает сильно нервничать и переживать.

Проверка темпов развития в 12 месяцев

Один год – это важная дата в развитии ребенка, его первое день рождение. Его развитие продолжать идти огромными шагами, но важно понимать, что малыш уже умеет и может делать, а с чем ему необходима помощь. Чтобы удостоверится в необходимом уровне развития вашего малыша, можно провести ряд несложных наблюдений и тестов на общее физиологическое и интеллектуальное развитие.

  1. Ребенок может подняться и стоять, опираясь на что-либо. Некоторые способны сделать самостоятельные шаги.
  2. Малыш должен использовать как минимум пару простых жестов.
  3. Произносить и понимать несколько простых слов.
  4. Малыш может самостоятельно пить из своей кружечки и пытаться есть с помощью ложки. Также он должен пытаться копироваться движения взрослых, например, расчесывание.
  5. Ребенок должен уметь собирать небольшую башенку из кубиков (два-три кубика в высоту).
  6. Может определить объекты по описанию и указать на них.

Постарайтесь обратить пристальное внимание на поведение ребенка. Проявление некоторых особенностей может означать небольшие отклонения в развитии. К там особенностям можно отнести следующее:

  1. Активно не взаимодействует с новыми объектами окружения и игрушками.
  2. Не отвечает не своё имя, а также медленно реагирует на раздражающие звуки или голоса близких родственников.
  3. Стоя не способен выдержать свой вес.
  4. Слишком спокойный
Читайте также:  Профилактика бронхита: как помочь организму

Питание в 12 месяцев

Питание в этом возрасте мало чем отличается от прошлого месяца. В целом, в 12 месяцев можно начать приучать малыша к общей повседневной пищи. Однако если малыш есть за общим столом, то вся еда должна либо вариться, либо тушиться, либо быть приготовлена на пару; в ней не должно быть приправ, соли и сахара. Пища должна быть разделена на мелкие порции, чтобы малышу было удобно жевать.

В этом возрасте ребенок также должен есть пять раз в день. Отличными вариантами для включения в рацион ребенку будут нежирные супы, разные злаковые каши и овощные пюре, кусочки вареного мяса и пшеничного хлеба. Кисломолочные продукты следует оставлять на вечер, особенно полезно будет кормить домашним творогом.

Если у ребенка появились первые зубы, то нужно стимулировать жевательные рефлексы, включая в обеды небольшие кусочки мягких и хорошо проваренных овощей и мягких фруктов. Также можно готовить каши и пюре не в блендере, а вилкой, позволяя ребенку прожевывать мелкие кусочки пищи.

Режим дня в 12 месяцев

Небольшую проблему в 12 месяцев может принести смена распорядка дня ребенка.

Некоторые дети ложатся спать днем в 2-3 часа и спят до 5 вечера, то есть вместо двух коротких дневных снов остается один, но длиннее.

Из-за этого ночью они засыпают только после 10 и просыпаются не раньше 9 часов утра. Также это становится причиной смена распорядка питания: вместо пяти раз ребенок в течение дня есть лишь четыре раза.

Развивающие игры в 12 месяцев

Главным навыком в 12 месяцев является ходьба – именно её развитию необходимо уделять как можно больше времени. Нет смысла насильно заставлять ребенка ходить – это лишь создаст лишние негативные ассоциации. Лучше мотивировать ребенка самому подниматься и ходить. Один из способов – это поставить игрушки или интересные малышу предметы на уровне его роста. Сначала, после две предмета через небольшое расстояние друг от друга. Ребенок захочет сам встать и пройтись за ними.

При обучении ходьбе могут возникнуть два препятствия. Во-первых, малыш продолжит активно передвигаться на «четвереньках». Он считает, что так гораздо быстрее и удобнее. Скорее всего причина в продолжении ползанье – это неподготовленность организма ребенка к прямой ходьбе.

Второй проблемой может быть страх перед прямохождением. Чтобы преодолеть его помогайте малышу подняться, делайте первые шаги, придерживая его за руки. Также хорошим вариантом будет показать вашему малышу, как ходят другие дети.

Его это воодушевит и придаст уверенности в своих силах.

Несмотря на развитие умения ходить важно продолжать носить ребенка на руках. Такие прогулки помогут ребенку преодолеть страх познания окружающего мира, а также создадут крепкую эмоциональную связь между малышом и родителем.

Особое внимание в одиннадцать месяцев уделяйте развитию речи. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, описывайте окружающий мир, комментируйте свои действия, разговаривайте об играх. Не забывайте, что ребенок уже человек, не надо сюсюкаться, ваша речь должна быть четкой, эмоциональной и литературной, чтобы ребенок мог её повторить.

Хорошим вариантом развития речи являются речевые игры. Играя с малышом старайтесь использовать больше повседневных слов и давайте малышу возможность повторять за вами. Если ребенок произносит слово неправильно, произносите слово вновь.

Развитие ребенка на 12 месяце жизни

13:05, 27 сентября 2016 26   0   1703

Совсем незаметно пробежала время. Казалось бы, малыш только недавно появился на свет, и вот ему уже исполняется 12 месяцев. Это возраст кардинальных изменений и активного познавание окружающего мира. Так как он является переходным, поэтому и чреват некоторыми сложностями, как для родителей, так и для самого маленького человека. Рассмотрим подробнее, что должен уметь ребенок в 12 месяцев.

Навыки в годовалом возрасте

Возможности двигательной активности в 12 месяцев состоит в том, что малыш уже хорошо умеет:

  • стоять без поддержки и опоры;
  • ходить при помощи поддержки взрослого за одну или обе ручки, а иногда и самостоятельно;
  • активно ползать, исключение составляют дети, которые сразу начинают ходить, что тоже является нормальным;
  • передвигаться при помощи ползания по лестнице, как вниз, так и вверх;
  • ходить по лестнице, приставляя одну ножку другой при помощи взрослого;
  • выполнять приседания, поднимаясь на ножки из этого положения;
  • залезать на кресло, кроватку или диван, и спускаться на пол.

Развитие ребенка на 12 месяце жизни проявляются и в игре, считается нормальным, если малыш научился делать следующее:

  • разбирать и собирать пирамидку;
  • складывать в емкости мелкие игрушки, открывать крышки и закрывать их;
  • играть в кубики, делая из них башню;
  • брать мелкие предметы при помощи двух пальчиков;
  • в игре, подражая взрослым, ухаживать, кормить и укладывать спать игрушки;
  • наблюдать за действиями других детей и повторять их.

Социальное развитие и сфера эмоций считается нормальной к году, в том случае, когда ребенок умеет:

  • проявлять свои чувства: обнимать близких, целовать их;
  • проявлять радость во время игры с взрослыми и другими детьми, а также новыми игрушками;
  • узнавать родных людей, и радоваться их приходу;
  • разглядывать фотографии своих близких и узнавать их, и показывать пальцем;
  • настораживаться или плакать при виде постороннего человека;
  • рассматривать книжки с яркими картинками и показывать пальчиком на изображения по просьбе взрослого;
  • пытаться танцевать или подпевать под знакомую музыку;
  • подражать поведению взрослого человека и копировать его мимику.

Показанием правильности речевого развития ребенка в возрасте одного года является оценка активной речи и понимание того, что говорят другие. Малыш должен уметь:

  • произносить около 10 слов на своем собственном языке;
  • отвечать на вопрос «кто это»;
  • подражать звукам животных: лаю, мяуканью, блеянию;
  • стараться повторять за взрослыми более сложные слова;
  • повторять звуки и слова за другими детьми;
  • выполнять просьбу: «принеси, дай, открой»;
  • понимать когда говорят «нельзя»;
  • показывать на предмет по просьбе взрослого человека;
  • узнать свое имя и отзываться на него.

Бытовые навыки у малыша должны также развиваться, обычно в 12 месяца он умеет:

  • откусывать от пищи кусочки и жевать их;
  • пить из стакана или кружки (бутылочки, поильника) совершенно самостоятельно, придерживая двумя ручками;
  • начинать попытки есть ложкой, некоторые дети умеют даже накалывать еду вилкой;
  • помогать взрослому одевать себя на прогулку;
  • давай четко понять, что у него мокрые штанишки, особенно если родители не используют подгузники, а многие дети в этом возрасте уже умеет проситься на горшок;
  • протягивать ручки для мытья под краном стараться вытереть их полотенцем.

Расписание дня

Режим ребенка в 12 месяцев распорядок дня может быть приблизительно следующим:

  1. Пробуждение после ночного сна. В течение получаса малыш получает грудное кормление или молочную смесь.
  1. В течение последующих трех часов проводятся утренние процедуры, включая умывание, чистку полости рта, воздушные ванны, гимнастику и легкий массаж.
  1. Следующие полчаса ребёнок подкрепляется кашей со сливочным маслом.
  1. Далее полтора два часа проходит первый дневной сон.
  1. Затем необходимо двухчасовая прогулка.
  1. После основной трапезы лучше всего заняться интеллектуальной или творческой деятельностью, включая рисование, лепку из пластилина, чтение книг.
  1. Следующим этапом идет второй дневной сон.
  1. Зачем рекомендуется проведение в течение часа подвижных игр и упражнений, поскольку именно в данный момент малыш имеет для этого все силы и энергию.
  2. Плотный ужин поможет восстановить растраченных запас калорий.
  1. После еды полезно прогуляться на свежем воздухе.
  2. Следом за прогулкой ребенок может пообщаться с другими членами семьи собравшимися в доме к вечеру, поиграть и принять водные процедуры.
  3. После этого идет последний перекус перед ночным сном.

Обращает на себя внимание тот факт, что в распорядке дня сохраняется два дневных отдыха. Однако к годовалому возрасту, у большинства малышей достаточно сформирована нервная система. Для них достаточно бывает всего лишь одного дневного сна, который может продолжаться от полутора до двух часов.

Режим сна

У годовалого ребенка может быть два варианта режима сна:

  1. Первый предусматривает сохранения прежнего двухфазного дневного сна, который продолжается по полтора часа. Если ребенок нуждается в таком виде отдыха, то в течение последующих четырех часов после него он сохраняет активность и бодрое состояние. А вечером ложится спать приблизительно в 22.00. Такое расписание включает в себя пятикратное кормление.
  1. Есть и другой вариант, который предусматривает однократный дневной сон. Но при этом распорядок дня претерпевает изменения. Обычно малышей, которым нравится именно данное расписание, относятся к разряду сов. Они встают не раньше 8:00 утра, а днем предпочитает спать по два-три часа приблизительно в районе часа дня. При этом пятикратно кормления становится невозможным, и малютка есть только четыре раза в день. Преимущества данного распорядка в том, что оно максимально напоминает условия пребывания малыша в дошкольном учреждении, и позволяет быстро адаптироваться к посещению детского сада.

Для того чтобы понять, какой график для дневного отдыха лучше подходит именно вашему малышу, необходимо внимательно за ним понаблюдать. Переходить на однократный отдых в дневное время следует в таком случае:

  1. Во время наступления первого дневного сна ребенок сохраняет бодрость и энергию, безо всяких признаков сонливости.
  1. Любые попытки уложить его в это время вызывают протест и негативную реакцию.
  1. Процесс укладывания занимает настолько долгое время, что вынуждает значительно сдвигать по времени кормления, прогулку и ночной сон.

Особенности кормления в 12 месяцев

В зависимости от того, каким образом ребенок отдыхает днем, у него формируется определенное меню в 12 месяцев.

Первый вариант

Если дневной отдых состоит из двух частей, то малыша следует кормить не менее пяти раз. При сохраненном грудном кормлении, утром и вечером ребенок должен получать материнское молоко. Малыш находящиеся на искусственном вскармливании первое и последнее кормление получает в виде молочной смеси.

Читайте также:  Противозудные мази: обзор эффективных препаратов, применяемых в дерматологии

Второе, третье и четвертое кормление состоит из овощей приготовленных отвариванием или тушением, а также мясом или рыбой. В этом возрасте уже не нужно протирать еду, мясные блюда следует разрезать на мелкие кусочки. Это особенно важно, поскольку в этот период идет формирование прикуса и установление жевательного рефлекса.

Малышу не следует давать острую и жареную пищу, его следует оградить от копченостей, консервированной продукции, колбас, шоколада и некоторых видов сладостей. Лучше всего, если на столе всегда будут свежие фрукты и ягоды.

Второй вариант

В случае, когда режим предусматривает однократный дневной отдых, то питание становится четырехразовым. Это совершенно не означает, что объем пищи должен быть увеличен. Одно кормление должно содержать не более 250 миллилитров продуктов.

Данный режим питания предусматривает необходимость первого приема пищи не сразу после пробуждения, а после проведения гигиенических процедур и гимнастики.

Через четыре часа ребенок получает обед, который может состоять из первого блюда, котлеты и пюре из овощей, запись можно соком или компотом.

Два раза в неделю ребенок должен получать рыбу, и два раза в месяц любое блюдо, сделанное из говяжьей печени. После дневного сна в качестве полдника нужно давать ему легкую пищу, так как ужинает он раньше. В этот момент ему можно съесть творог или блюда из него, фруктовое пюре и сок.

Приблизительно около семи вечера годовалый ребенок получает молочную кашу или овощное пюре. Иногда можно разнообразить меню в виде омлета, приготовленного на пару или отварного яйца. Ужин завершается с соком из фруктов компотом или некрепко заваренным чаем.

Физическое развитие

Малыш в возрасте 12 месяцев как никогда нуждается в укрепление мышц, постоянном и регулярном проведении занятий и упражнений. Они обязательно должны в себя включать:

  • ходьбу и ползание по различным поверхностям они должны быть прямыми, наклонными и неровными;
  • необходимо чтобы малыш висел на турнике или на кольцах;
  • разнообразные приседания;
  • проползания под препятствием;
  • занятия для укрепления мышц живота;

Для проведения занятий следует тщательно проветрить помещение, но при этом не допускать сквозняка. Ни в коем случае не следует заниматься с малышом, если он плохо себя чувствует или чем-то раздражён.

Нужно принять все меры, чтобы такие упражнения вызывали у него только удовольствие. С этой целью можно использовать веселую ритмичную мелодию.

После проведения занятия физкультурой очень полезно сделать расслабляющий и общеукрепляющий массаж.

Игрушки и игры

Для ребенка очень важны в этом возрасте развивающие игры, которые позволяют закрепить прежние навыки и способствовать появлению новых умений. Все, что должен уметь ребенок в 12 месяцев, развивается преимущественно в игровой форме.

  • мелкая моторика развивается при помощи такой игры как «ладушки» или «сорока-ворона»;
  • логическое мышление и правильный глазомер позволяет развить складывание матрешки, порядок действий при это показать малышу должен взрослый;
  • очень важно рассматривать картинки в книжке и показывать при этом, где находятся носик, глазки у собачки или кошечки, а потом попросить ребенка показать самому;
  • чувство ритма и музыкальный слух ребенка будет развиваться в том случае, если время от времени, использовать ритмическую музыку, танцевать под нее вместе с ним;
  • полезно также с использованием детских музыкальных инструментов научить малыша играть на них, извлекая определенные звуки;
  • для развития эстетического восприятия ребенку следует начинать рисовать красками, мелками или фломастерами.

Во время игр, лепки или рисования родители должны позаботиться об использовании специальной одежды для малыша, которую можно будет легко отстирать или выбросить.

Развитие ребенка в 10 месяцев: что должен уметь малыш

Десять месяцев – одна из круглых дат на первом году жизни вашего малыша. Ребенок с каждым днем все больше осознает мир и осваивает навыки.

Он уже может управлять мышцами ног и ступней, способен выдерживать свой вес, стоя на полу и учится вставать, придерживаясь за что-либо руками.

В 10 месяцев кроха стремится быть самостоятельным и проявляет характер: он настойчив в достижении своих целей и громко возмущается, если взрослый препятствует его маленьким планам.

Рост и развитие ребенка в 10 месяцев

В этом возрасте есть заметные изменения, по сравнению с развитием в предыдущие месяцы.

Десятимесячный малыш очень подвижен и много двигается, благодаря чему привес в массе тела по сравнению с предыдущими месяцами жизни начинает уменьшаться.

Вес и рост в десятом месяце таковы – у ребенка прибавляются около 1,5 см в длине тела, а в массе цифра подрастает на 300 – 450 г. Итого к данному возрасту младенец имеет среднюю массу тела 8,5 – 10 кг (± 1 кг) и рост 70 – 73 см (± 3 см).

Таблица основных параметров физического развития детей в 10 месяцев

Параметры развитияПримерные показатели нормы девочкимальчики
Рост, см69 – 7471 – 76
Вес, кг8,2 – 10,89,2 – 11,5
Окружность головы, см45 – 4646 – 47
Окружность груди, см43 – 4444 – 45
Размеры большого родничка, мм12 – 14
Примерное кол-во молочных зубов

Основные навыки 10-месячного малыша

Ребенок в этом возрасте стремится стать полноценным участником общения со взрослым. Малыш прекрасно понимает большинство маминых фраз, обращенных к нему. Если попросить кроху принести книгу или пирамидку – он доберется до нужного предмета ползком и выполнит просьбу. У ребенка можно отметить яркую эмоциональную реакцию на все действия, проводимые в течение дня:

  • услышав о предстоящей прогулке, он радуется ей и с нетерпением ждет выхода на улицу;
  • с протестом воспринимает чистку ушек и подстригание ноготков;
  • огорчается или даже злится, если у него не выходит сделать что-то самостоятельно;
  • пугается, если слышит громкий или неизвестный ему звук.

Различия в развитии мальчиков и девочек

Развитие в 10 месяцев у малышей обоих полов проходит с заметной разницей, – то, что должна уметь юная леди в этом возрасте, несколько отличается от того, что должен уметь маленький джентльмен. Рассмотрим вкратце, в чем же выражаются основные различия между мальчиками и девочками.

Развитие девочек сопровождается сильной эмоциональной привязанностью к маме. Малышки обычно хотят быть поближе к ней, чаще просятся на руки, любят ласкаться. Девочка в 10 месяцев хочет включить маму в игру, хватает её за ладони, чтобы ходить с поддержкой.

В то же время они чаще мальчиков проводят время за «сидячими» занятиями: разбирают конструктор, перекладывают маленькие игрушки, листают музыкальные книжки. Также малышки раньше сверстников стремятся научиться пользоваться ложкой, говорят первые слова и быстрее осваивают горшок.

Развитие мальчиков проходит активно, стремительно, это маленькие «ураганы». Они раньше сверстниц делают первые шаги, отличаясь большим упрямством в достижении поставленных целей.

Родителям придется прилагать немаленькие усилия, чтобы склонить сынишку сделать то, что ему не по душе. Малыши-мальчики не приветствуют помощь со стороны взрослых, сопровождая недовольство громким криком. Маленькие мужчины уже в этом возрасте стремятся все делать самостоятельно.

Но усидчивости и терпения у них недостаточно, поэтому многие навыки они осваивают чуть позже девочек.

Что должен уметь ребенок в 10 месяцев

10 месяцев: умелки и развитие малыша (опыт мамы): Основные навыки десятимесячных малышей:

  • подниматься на ножки и стоять без опоры;
  • садиться без поддержки из положения стоя;
  • брать и держать любые предметы, используя обе руки;
  • освоить щипковое хватание предметов двумя пальчиками;
  • ползать любым удобным способом (по-пластунски или на четвереньках);
  • переступать, держась руками за каталку (подвижную опору);
  • слезать с кровати и дивана, спуская ножки вниз, также забираться на поверхность;
  • открывать и закрывать дверцы шкафчиков;
  • по просьбе взрослого находить знакомые предметы среди других игрушек;
  • совершать подражательные жесты («пока-пока!», «ладушки»);
  • пытаться копировать поведение взрослых, повторять за ними слоги, которых еще нет в его лепете;
  • ходить по кроватке, держась за её бортики, в ней же пытаться приседать.

Нейро-психомоторное развитие на десятом месяце жизни

Кроха в 10 месяцев стремится не только подражать действиям взрослых, но и повторять услышанные им новые сочетания звуков.

Большинство малышей уже порадовали мам и пап первыми осознанными лепетными словами, обычно это «ма-ма», «ба-ба» и «па-па».

Грудничок, тренируясь, комбинирует между собой разные слоги и иногда из его уст можно услышать целые фразы, но пока еще не несущие смысла для окружающих.

РечьУ малыша появляются отдельные осмысленные слова-слоги. Часто можно услышать от ребенка знакомые ему звукоподражательные цепочки слов: «би-би», «ма-ма», «дада».
СлухУзнает и радостно реагирует на знакомые звуковые мелодии. Различает звуки, издаваемые разными предметами (звонок телефона, трель будильника и т.д.)
ЗрениеНаблюдает за действиями взрослых, реагирует улыбкой на улыбку. Ищет и показывает на предметы, названные мамой.
ЭмоцииРеагирует на запрет («нельзя!»), общается при помощи жестов. Проявляет недовольство.
МоторикаВкладывает пальчики в отверстия, мелкие предметы хватает двумя-тремя пальчиками (пинцетный захват). Может недолго стоять без опоры.
ИграИграет в игрушки в соответствии с их прямым назначением – катает машинки, издавая при этом звуки; бросает мячик; качает куклу. Может занять сам себя игрой на 20-30 минут.

Режим дня десятимесячного ребенка

В десять месяцев малыши спят ночью до 10 часов, а днем у детей сохраняются как минимум два сна длительностью по 1,5 – 2 часа. Все зависит от биоритмов конкретного ребенка: кому-то комфортнее ложиться пораньше и рано вставать, а некоторые любят укладываться попозже и дольше спать по утрам. Дневной сон в этом случае, соответственно, будет в разное время у этих малышей.

Время (в часах)Элемент режима
6.00-10.00Пробуждение, гигиенические процедуры, первый прием пищи, утренняя гимнастика
Оцените статью
Все о здоровье
Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]