Моторная афазия – «центральное управление» нарушено, и язык не слушается!

Одна из важнейших специфических, наиболее сложноорганизованных человеческих форм деятельности, использующая языковые средства — это речевая функция. Она является организующей и связующей другие психические процессы (мышление, восприятие, память произвольное внимание, воображение), а также разносторонней, но, в то же время, единой функциональной системой разных процессов нервной системы, которые осуществляются совместной деятельностью различных участков головного мозга.

Важными компонентами этой единой совокупности, позволяющей осуществлять процессы общения с помощью языка, являются письмо и чтение. С языком и речью непосредственно связано мышление человека. Смысл речи выражается посредством построения фразы, грамматической конструкции, акцентов и ударений. Важная ее характеристика — семантика (смысл), которая заключается в словах и соотношениях слов, а также в системном словесном ряде, в который включено конкретное слово.

Что такое «афазия»?

Афазией называют частичное или полное нарушение речи. Причиной развития подобного явления выступает органическое поражение отделов коры головного мозга, которая отвечает за речь. В случае развития патологии у пациента наблюдается утрата способности к пониманию речи и выражению своих мыслей в словах. Больные люди способны воспринимать звуки. Однако речь для них кажется чужим языком. Человек слышит слова, но их смысл понять не может. В некоторых случаях возможно одновременное развитие проблем с произношением.

Заболевание может сопровождаться легкими или тяжелыми расстройствами. Если патология имеет сложное течение, может пострадать психическое здоровье человека, а также возникнуть нарушения работы опорно-двигательного аппарата. В результате развития заболевания наблюдается изменение личности больного. Лечение осуществляется с участием невролога, психотерапевта и логопеда.

Заболевание нередко сравнивают с алалией. Однако патологии сильно отличаются друг от друга. При афазии наблюдается потеря речи у человека, который мог говорить. При алалии проблемы имеются изначально. Эта патология развивается в детском возрасте, тогда, как афазия может развиться и у взрослых людей.

Виды афазии

Разновидностей заболевания очень много. Специалисты определяют заболевания на основе анатомических, лингвистических, психологических и иных критериев. К наиболее полному раскрытию вопроса подошёл А. Р. Лурия. Его классификация считается общепринятой в мировой практике.

Афферентная афазия

Если у человека развивается афферентная афазия, он утрачивает способность к воспроизведению слов. Он не может произнести практически ни одно из них. Если развивается тяжелая и тотальная форма заболевания, больной не в состоянии издать даже звук. Однако возможно непроизвольное проговаривание слов. Выполнить действие по просьбе пациент не может. Утрачивается представление о том, как именно произносятся звуки. Пациент не может представить, где должен располагаться язык во время говорения, а также как сомкнуть или разомкнуть рот, чтобы произнести то или иное слово.

Патология возникает в результате разрыва связи между артикуляционным аппаратом и звуковым выражением. Если у человека сохраняется возможность издавать звуки, он может путать сходные по произношению звуки. Возникают сложности и с записыванием букв в правильном порядке. Чаще всего такое явление констатируют у левшей, которые в последующем были приучены. В этой ситуации человек может пропускать только гласные или согласные в словах. Такие люди не всегда умеют складывать язык трубочкой или цокать языком. Иные языковые жесты также вызывают проблемы.

Гностические афазии

По-другому разновидность патологии называют акустико-гностической или сенсорной. Заболевание развивается из-за того, что наблюдается поражение верхней части коры височной области мозга. Именно здесь находится так называемая зона Вернике. Она отвечает за восприятие и понимание страховой части речи. Если у человека развилась патология, он сталкивается с нарушением пневматического анализа у слов. Это значит, что больной полностью или частично не понимает речь, которая обращена к нему.

Важной особенностью выступает тот факт, что нарушение слуха у таких людей отсутствует. Они способны говорить. Пациенты легко произносят простые и знакомые им слова. Однако воспроизвести новые и сложные выражения им трудно. Если у человека развилась патология, он говорит просто, однако речь запутанная. Смысл сказанного понять очень сложно. Это происходит из-за того, что структура составленного предложения нарушена.

Такие пациенты нередко говорят очень эмоционально и быстро. Однако их речь не связанная. Иногда создается впечатление, что такой человек говорит на собственном языке. Вместе с развитием заболевания утрачивается и способность записывать слова и предложения. Читать вслух такие люди также не могут. При заболевании сам больной может не осознавать присутствующее у него нарушение. Он не понимает, что совершает ошибки в произношении слов.

Динамическая афазия

Динамическая афазия является одной из вариаций моторных разновидностей патологии. В этой ситуации наблюдается поражение области головного мозга, которая расположена рядом с зоной Брока. В разновидности патологии наблюдается снижение речевой активности. Создаётся впечатление, что больной не хочет говорить.

Речь у таких пациентов замедленная, скудная и спонтанная. В ней отсутствует экспрессивность и динамика. Во фразах нет глаголов, предлогов, междометий и сложных прилагательных. Слова в предложениях не согласованы между собой.

Логопедическая афазия

При всех разновидностях заболевания могут применяться методики, позволяющие восстановить речь. Их эффективность зависит от разновидности патологии и степени поражения. Так, в некоторых ситуациях может потребоваться многолетнее лечение. В некоторых случаях восстановление может занять всего несколько часов или дней после поражение головного мозга. Однако в большинстве ситуаций требуется значительно больше времени. При этом полностью восстановить речевую функцию невозможно.

Мнестическая афазия

Если у пациента развилась мнестическая афазия, наблюдается нарушение слуховой памяти. Пациент становится забывчивым. Человек знает, для чего нужен предмет, однако не помнит, как он называется. Больные патологией не понимают смысл антонимов и синонимов. Такие люди не могут обобщать слова в группу понятий. Переносный смысл пациенту с такой патологией также непонятен. Заболевание развивается на фоне проблем нижней височной области полушария.

Читайте также:  Обморожение: первая помощь, степени обморожения, и что делать при обморожении.

Заболевание характеризуется выраженным словарным дефицитом. Речь пациентов в основном содержит глаголы. Такие люди говорят эмоционально и спонтанно. Заболевание нередко сопровождается дефектами счёта и выполнения иных арифметических действий. При этом пациент умеет хорошо читать. Фонетический слух сохраняется.

Моторная афазия

Если у человека развилась моторная афазия, он испытывает трудности с произнесением слов или звуков. При этом пациент понимает обращенную к нему речь. Если наблюдается тяжелая форма патологии, возможность говорить пропадает вовсе. Даже после того, как человек пройдет процедуру восстановления, сложность с произношением трудных высказываний и складыванием слов во фразы может сохраниться. При этом больной может вести диалог с другими людьми при помощи жестов и мимики.

Речевая афазия

Под это понятие попадает любая разновидность заболевания. Пациент, страдающий речевой афазией, может испытывать трудности с произнесением слов и их пониманием. При этом заболевание является приобретенным. Оно возникает в результате повреждения коры головного мозга, отвечающей за воспроизведение и понимание речи. В зависимости от разновидности патологии меняются симптомы, присущие ей.

Семантическая афазия

При семантической афазии у человека наблюдаются проблемы с составлением даже несложных текстов. В результате он начинает сопоставлять близкие и далекие по смыслу слова. Дополнительно происходит распад семантической структуры и речи. Она лишается всякого смысла.

Дополнительно могут наблюдаться иные отклонения. Так, у людей, которые страдают этой разновидностью патологии, присутствует проблема с движениями пальцев, отсутствует понимание смысла пословиц и поговорок. Логическое мышление также не развито. Это не дает пациенту решать сложные задачи. Больной не может понять сложные фразы и предложения. Его разум способен распознать только фразы, которые состоят не более, чем из 11 слов. Имеет место быть нарушение целенаправленных движений и действий. При этом сохраняются элементарные составляющие движения.

Сенсомоторная афазия

Сенсорно-моторная афазия сочетает в себе симптомы обеих разновидностей патологии. Человек не может понимать и воспроизводить речь. Патология может развиться у лиц преклонного возраста или возникнуть в результате травмы головного мозга, а также иных воздействий, оказываемых на него внешними и внутренними факторами.

Сенсорная афазия

Если у человека наблюдается сенсорная афазия, он не может понять смысл собственных и чужих слов. Патология возникает в результате изменений в корковом отделе слухового анализатора. Это верхняя часть височной доли каждого полушария. Если поражены сразу обе области головного мозга, это может стать причиной развития тотальной афазии.

Тотальная афазия

Тотальную афазию по-другому именуют сенсорно-моторной. При патологии человек полностью утрачивает возможность понимать речь и говорить. При этом нарушение слуха не возникает. Проблема кроется в головном мозге пациента.

Классификация

Классификация афазии – один из самых распространенных вопросов, который поднимался множеством исследователей. Выделяли различные виды нарушений, основываясь на анатомических, психологических или лингвистических критериях.

Но больше всего на данный момент ссылаются к распределению афазии по А.Р. Лурия, которое основывается на расположении очагов нарушения, протекающих в главном полушарии. Исходя из этой классификации, выделяют следующие типы афазий:

  • моторная афазия: эфферентная; афферентная.
  • акустико-гностическая афазия;
  • акустико-мнестическая афазия;
  • амнестико-семантическая афазия;
  • акустико-мнемическая афазия
  • динамическая афазия.

Если происходит нарушение в нижнем отделе прематорного участка, который также называется зона Брока, то развивается эфферентная моторная афазия (афазия Брока). При формировании афазии Брока проявляется кинетическая артикуляционная апраксия, которая не позволяет человеку осуществить переключение между разными артикуляциями.

Если наблюдается патология нижнего отдела постцентральной коры, что присоединяется к роландовой борозде, наблюдается затруднительный поиск артикулярного положения, которая нужна, чтобы произнести определенный звук. При данных изменениях формируется афферентная моторная афазия.

Сенсорная афазия возникает при поражении района задней трети верхней височной извилины, которая называется зона Вернике. Данная патология наблюдается нарушением фонематического слуха, происходит сбой в анализирующей и синтезирующей способности, что формирует патологию восприятия речи. Другое название — акустико-мнестическая афазия.

Симптомы афазии

Симптомы заболевания во многом зависят от разновидности патологии. Однако при всех вариантах заболевания присутствует нарушение речи. Особенности проявления патологии зависят от того, какая зона головного мозга подверглась поражению. Так, если у пациента развилась сенсорная афазия, нарушение кроется в височной области. Обычно поражению подвергается левая часть. Возможно нарушение в не проводящих путях. Именно они соединяют эту зону с другими участками мозга. В случае возникновения патологии наблюдается непонимание значения слов. Из-за этого пациент обладает не связной речью. Он не может согласовать слова друг с другом.

При моторной афазии наблюдается нарушение работы лобной доли или проводящих путей. Такие пациенты обладают спутанной и обрывистой речью. Начав разговор, больной не может произнести ни слова. Постепенно он старается больше молчать. Устную речь пациент понимает, однако нормально говорить не может.

Возможны варианты, при которых пациент не понимает и не может воспроизводить речь. Иногда заболевание сопровождается дополнительными нарушениями.

Из-за чего при инсульте возникает афазия

В человеческом мозге имеется несколько связанных между собой центров, отвечающих за устную речь: за ее понимание, воспроизведение, анализ сложных речевых конструкций, возможность построения правильных предложений. Все они связаны между собой нервными волокнами, и расположены, в основном, в центральной части мозга, а также в височной и теменной долях. Часть этих речевых центров симметрична в обоих полушариях (то есть они дублируются в каждом из них), но есть и такие участки, которые у правшей имеются только в левом полушарии, а у левшей – в правом.

Когда происходит инсульт, отмирает какой-то участок мозга. Если гибель произошла в одном из речевых центров, или повредились нервные окончания, связывающие эти зоны, развивается афазия. Таким образом, афазией называется нарушение понимания или воспроизведения уже сформированной устной речи, иногда вплоть до полного ее отсутствия. Если нарушение касается письменной речи, то такой неврологический синдром уже будет носить другое название (алексия, аграфия).

Читайте также:  Как можно заразиться молочницей: пути распространения грибковой инфекции

Причины и профилактика афазии

Нарушение всегда возникает в результате изменений, происходящих в центрах коры головного мозга. Явления происходят уже после того, как речь полностью сформировалась. Причин, которые способствуют развитию патологии очень много. Нередко явление наблюдается из-за сосудистых заболеваний головного мозга. Сюда относят геморрагический или ишемический инсульт. Аналогичное явление способно вызвать черепно-мозговые травмы или воспаление головного мозга. Опухоли, патологии ЦНС, ранее перенесенные хирургические вмешательства также способны спровоцировать появление патологии. Специалисты выделили ряд факторов, повышающих вероятность возникновения отклонения. В перечень входят:

  • преклонный возраст;
  • гипертония;
  • ранее перенесенная ишемическая атака;
  • ревматические пороки миокарда;
  • присутствие заболевания в анамнезе семьи;
  • повреждение тканей головы и костей черепа;
  • атеросклероз сосудов головного мозга.

То, как будет развиваться заболевание, во многом зависит от степени поражения мозга. Профилактические меры борьбы с заболеванием заключаются в предупреждении сосудисто-мозговых катастроф и черепно-мозговых травм. Необходимо своевременно проходить диагностику. Это позволит вовремя выявить начавшееся развитие опухолевых поражений головного мозга.

Методы диагностики заболевания

Для того, чтобы произвести полное обследование, коррекционную работу и терапию нужна помощь команды, которая состоит из невролога, нейропсихолога и логопеда.

Чтобы установить причину формирования отклонения назначают проведение КТ, магниторезонансная томография головного мозга, УЗДГ сосудов шеи и головы, а также дуплексное сканирование сосудов. Может потребоваться применение люмбальной пункции.

Обследует на наличие речевых отклонений логопед. В данном случае происходит анализ устной, письменной речи. Для того, чтобы диагностировать слухоречевую память, праксис, зрительный гнозис интеллектуальные процессы, необходимо подключить нейропсихолога.

Полная диагностика не только позволяет только установить наличие афазии, но и отличить ее от других расстройств речи: алалии( у детей), дизартрии или тугоухости.

Коррекция афазии с упражнениями

Лечение патологии напрямую зависит от его формы. В первую очередь устраняют возможную причину появления заболевания. Восстановление речи может занять довольно много времени. Терапия включает в себя медикаментозное лечение и логопедическое воздействие. Только при таких условиях возможна качественная коррекция речевых дисфункций.

Пациент должен регулярно выполнять упражнения. Некоторые пациенты изначально начинают произносить звуки, а в последующем переходят к более сложным словам и предложениям. Другим пациентам изначально проще говорить слово, а затем выделить из него звук. Иногда пациенту легче воспроизводить звук после показа буквы, соответствующей ему. Упражнений, способствующих коррекции патологии, достаточно много. Если у человека возникли проблемы с пониманием речи, необходимо начать выполнять следующие действия:

  1. Показать на картинке по просьбе специалиста, где находится цветок, солнце, нос, палочка и иные детали изображения.
  2. Ответить на вопросы: ты любишь сладкое? У тебя на столе стоит молоко? Ты сидишь в кресле? Ты стоишь на улице?
  3. Выполнить следующие действия: достать из стола ручку, открыть книгу, сжать руку в кулак.

Все действия выполняются по просьбе другого человека и могут меняться. Важно научиться понимать, что именно хотят от пациента. Дополнительно может проводиться артикулярная гимнастика. Основная работа в лечении патологии ложится на логопеда. Именно этот специалист учит пациента правильно произносить звуки, слоги и составлять фразы. Для этого применяются специальные упражнения. Иногда может потребоваться восстановление слухоречевой памяти. Врач проводит работу над экспрессивностью речи, запоминанием названия предметов и их назначения, а также идет работа над восстановлением функции чтения и письма.

Диагностика речевых расстройств

В неврологии специалисты не склонны долго опрашивать пациента, чтобы дифференцировать вид речевого расстройства. После быстрого осмотра, определения вида афазии, пациента отправляют на нейровизуализацию (компьютерную или магнитно-резонансную томографию) для выяснения причины. Но это в корне неверно. Адекватная логопедическая диагностика дает возможность следить за динамикой пациента, помогает понять прогноз для жизни и работы.

В остром периоде неврологических заболеваний упражнения максимально упрощены. Логопед должен выяснить, сохранены ли следующие аспекты речи:

  1. Понимание – больного просят повторить элементарные команды (закрыть глаза, показать язык), потом задание усложняют (дотронуться пальцем правой руки до левого уха).
  2. Называние – просят назвать реальные предметы, части тела, описать картинки.
  3. Повторение – больной повторяет за логопедом отдельные слова, слоги, а потом предложения.
  4. Спонтанная речь – пациент должен посчитать от 1 до 10, перечислить дни недели. Потом с ним пытаются вести развернутый диалог.
  5. Чтение – сначала дают прочитать отдельные короткие слова, а потом целые абзацы.
  6. Письмо – пациент пишет собственные инициалы, простые слова под диктовку. В дальнейшем его просят письменно отвечать на вопросы.

Другие формы патологии

Афазия Брока делится на следующие виды:

  • амнестическая;
  • семантическое заболевание;
  • тотальное нарушение.

Амнестическая афазия приводит к тому, что теряется номинативный смысл слов. При этой форме пациент не способен назвать определенные предметы. Вызывает нарушения памяти, при которых больной забывает название предмета, но не его функцию. Для таких пациентов свойственно называть предметы по их функции, например, шариковую ручку больной назовет «предметом который пишет». Болезнь также характеризуется способностью вспомнить название предмета, если пациенту подскажут первые буквы или первый слог.

Как могут помочь близкие?

Помощь родственников во время работы пациента с логопедом и психологом может быть действительно неоценимой. Однако им нужно соблюдать определенные правила:

  1. Не обсуждать при пациенте его заболевание с третьими лицами.
  2. Родственникам нужно стимулировать у пациента желание начать диалог.
  3. Ни в коем случае нельзя вместо больного говорить трудные слова.
  4. При затруднениях в выполнении предписаний врача человеку нужно помочь. Все нужно тщательно пояснять и контролировать.
  5. С больным нужно постоянно общаться. Это поможет предотвратить появление других нарушений речи. Ни телевизор, ни газеты не смогут заменить живой разговор с человеком.
  6. Во всем должно проявляться терпение, даже если приходится одни и те же вещи объяснять по несколько раз.
Читайте также:  Карсил и Карсил Форте: от чего помогает, аналоги, отзывы

Амнестическая фазия

Вышеуказанная форма речевого изъяна бывает при поражении нижних и задних частей мозга, расположенных в области висков и темени. При афазии амнестической больныесталкиваются с тем, что не помнят названий предметов и имен. Несмотря на то, что назвать предмет пациент затрудняется, он хорошо понимает, для каких целей предмет предназначается. Если показать человеку с данной формой заболевания ложку, то он ответит – «это то, чем едят». Речь для такого больного понятна, возможно чтение вслух. Спонтанное написание для пациента недоступно, но под диктовку он с задачей справится. При амнестической афазии человек употребляет множество глаголов, и почти никогда – имена существительные.

Восстановление речи

Лечением афазий занимаются врачи – логопеды. Это очень длительное мероприятие, требующее терпения и времени. В отдельных случаях есть надежда на спонтанное восстановление речевых навыков.

В первую очередь требуется лечение основного заболевания, ставшего причиной утраты речи. Кроме занятий с логопедом, больному прописывают медицинские препараты, улучшающие мозговой кровоток. Близкие пациента тоже могут принять участие в процессе восстановления, следуя следующим правилам при общении с ним:

  1. Упрощать и сокращать предложения;
  2. Сохранять стиль общения как со здоровым человеком;
  3. Не поправлять речь больного;
  4. Дать время больному на формулирование предложения;
  5. Применять в общении все виды коммуникации (речь, жесты);
  6. Вовлекать больного в беседу.

Осложнения

— Депрессия.

Поскольку потеря способности общаться может быть разрушительным опытом, депрессия является распространенным осложнением афазии. Кроме того, многие состояния, связанные с заболеванием, такие как инсульт или болезнь Альцгеймера, могут изменить химический состав мозга человека, делая человека более уязвимым депрессии.

— Катастрофическая стрессовая реакция.

Многие люди с афазией испытывают повторяющиеся эпизоды того, что называется катастрофической стрессовой реакцией. Это когда человек внезапно испытывает всепоглощающее чувство разочарования, гнева, депрессии или общих чувств из-за того, что не могут справиться со своей непосредственной ситуацией.

Признаки катастрофической реакции включают:

  • тревожность;
  • агрессия;
  • плачет или неудержимых смех;
  • крики;
  • упрямство.

Катастрофическая реакция часто запускается, когда человек с афазией остро осознает свои трудности в общении. Поэтому это может произойти в начале курса речевой и языковой терапии.

Если кто-то из близких испытывает катастрофическую реакцию, вы должны сохранять спокойствие, насколько это возможно, и пытаться убедить его, что эти чувства пройдут и что все будет хорошо.

Факторы риска

Не всегда то или иное событие провоцирует развитие афазии, поскольку существуют определенные факторы риска, при наличии которых вероятность заболевания значительно повышается. К таковым относят:

  • пожилой возраст (восстановление речи у молодых людей проходит значительно быстрее, чем у пожилых);
  • развитие гипертонической болезни;
  • церебральный атеросклероз;
  • разного рода травмы головы (причем даже давние);
  • пороки сердца ревматического характера.

Особенности течения недуга

Причины заболевания также влияют и на течение афазии. Помимо этого, влияние оказывают обширность и локализация поражения мозга, премобидный фон (состояние организма до момента заболевания) и компенсаторные возможности пациента. Например, если причиной афазии является кровоизлияние в мозг, то тяжесть заболевания будет более высокой, чем при атеросклерозе или тромбозе.

Лечение

Большинство случаев афазии можно улучшить с помощью лечения, даже в тяжелых случаях глобальной формы болезни. Однако полный возврат к уровням коммуникации до афазии не всегда возможен.

При лечении афазии также, как и при любой другой неврологической болезни главенствующую роль играет возможность применения патогенетически обоснованной терапии. Только после полноценно проведённого диагностического обследования можно таргетно назначать терапию.

Первым делом в независимости от формы болезни проводится устранение жизнеугрожающих фактором. Проводятся мероприятия по интенсивной терапии, пациент стабилизируется и только после этого начинается этап лечения афазии и последующая реабилитация.

Прогноз

Прогноз людей с афазией зависят от причины заболевания, степени первичной травмы головного мозга и тяжести симптомов. В зависимости от этих факторов, прогноз может варьироваться от хорошего до очень плохого.

Тем не менее, большинство людей с афазией будет хотя бы в некоторой степени выздоравливать, и многие выздоровеют полностью. Даже если афазия сохраняется, это не обязательно означает, что человек не может жить независимой и осмысленной жизнью.

Перспективы для людей с афазией, связанной с прогрессирующими неврологическими состояниями, плохие, потому что в настоящее время не существует эффективного метода восстановления или предотвращения продолжающегося повреждения головного мозга, связанного с этими типами состояний.

Особенности коррекции речевых нарушений в остром периоде

В острый период неврологической патологии логопед должен наладить контакт с пациентом. Для этого говорят с больным на близкие ему темы. Лечение в ранние сроки после мозговой катастрофы направлено на расторможение речи. На этом этапе более активному восстановлению способствует пение, описание ситуаций, значимых для пациента. Логопед произносит простые речевые ряды, а больной повторяет их.

В подостром периоде заболевания специалист пытается вовлечь подопечного в лечебный процесс. При этом необходимо восстанавливать индивидуальные речевые эффекты, которые логопед выясняет при оценке речевого статуса.

Излечение возможно только при осознании пациентом выполняемых действий.

Какой можно сделать вывод

Сенсомоторная афазия – опасное состояние, которое способно снизить качество жизни человека и даже привести к инвалидности. Комплексное расстройство хуже других речевых нарушений поддается лечению, на устранение проблем могут уйти годы.

Чем раньше патология будет обнаружена, чем больше шансов у пациента на возвращение к привычной жизни.

Иногда афазия становится первым очевидным признаком поражения головного мозга, позволяющим выявить серьезное заболевание ЦНС.

Оцените статью
Все о здоровье
Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]