Гигиена детей и подростков: 8 правил гигиены и режима дня детей

Гигиена детей и подростков: 8 правил гигиены и режима дня детей

Гигиена детей и подростков: 8 правил гигиены и режима дня детей

Гигиена детей и подростков: 8 правил гигиены и режима дня детей

Гигиена детей и подростков: 8 правил гигиены и режима дня детей

Гигиена детей и подростков: 8 правил гигиены и режима дня детей

Гигиена детей и подростков: 8 правил гигиены и режима дня детей

Гигиена детей и подростков: 8 правил гигиены и режима дня детей

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Режим дня и личная гигиена школьника Кондюх Юлия Сергеевна

2 слайд Описание слайда:

Чтобы предохранить себя от болезней, вырасти физически крепким, жизнерадостным, трудолюбивым, способным преодолевать любые препятствия, в первую очередь необходимо соблюдать режим дня

3 слайд Описание слайда:

Понятие «режим дня» Понятие «режим дня»включает следующие моменты: 1) достаточный и полноценный сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну; 2) рациональное питание в одни и те же часы; 3) определенное время для приготовления уроков, отдыха на свежем воздухе, занятий физическими упражнениями, свободных занятий и помощи семье.

4 слайд Описание слайда:

Растущий организм Необходимо подчеркнуть, что при подготовке уроков надо делать перерывы по 10 мин через каждые 45 мин. Отсутствие четкого, строго соблюдаемого режима самым неблагоприятным образом влияет на растущий организм.

5 слайд Описание слайда:

Личная гигиена Существенное место в режиме дня занимает личная гигиена. Утренний подъем подростков должен быть не позднее 7 ч. Это позволит до начала занятий выполнить все режимные моменты, связанные с личной гигиеной.

6 слайд Описание слайда:

Утренняя зарядка День школьника начинается утренней гигиенической гимнастикой — зарядкой, которая помогает учащемуся снять сонливость и быстро включиться в учебную деятельность.

7 слайд Описание слайда:

После гимнастики После утренней гимнастики школьник убирает свою постель, а затем приступает к водным процедурам: обтирает тело до пояса жестким махровым полотенцем, смоченным водой, или принимает душ.

8 слайд Описание слайда:

Водные процедуры Учащиеся, постоянно выполняющие водные процедуры, реже болеют гриппом, ангиной, острыми респираторными заболеваниями.

9 слайд Описание слайда:

Чистка зубов После выполнения физических упражнений и закаливающих процедур надо тщательно умыться с мылом и почистить зубы. Следует помнить, что тонкость, нежность и сравнительно большая ранимость верхнего слоя кожи у детей подросткового возраста создают благоприятную почву для различных кожных заболеваний.

10 слайд Описание слайда:

Кожа Кожа состоит из трех основных слоев: наружного слоя-надкожицы (эпидермиса), собственно кожи и подкожной жировой клетчатки. Клетки наружного слоя тонки и нежны, они постоянно отмирают и удаляются, а на смену им вырастают новые.

При неопрятном содержании тела подростка эти отмершие клетки остаются на его поверхности, белье, волосистой части головы (перхоть), разлагаются (дурно пахнут), в случае пореза кожи способствуют появлению воспалительных процессов.

11 слайд Описание слайда:

Нечистоплотность Надо приучать себя к отвращению к нечистоплотности, навыкам ухода за своим телом. Очень важно приучиться мыть все лицо и шею, а не одну лишь переднюю часть лица, как это часто делают ребята, не контролируемые взрослыми.

12 слайд Описание слайда:

Гигиена рук Необходимо мыть руки с мылом, часто стричь ногти, очищать подногтевое пространство щеткой. Во время умывания нужно чистить нос.

13 слайд Описание слайда:

Руки Подросток должен мыть руки с мылом перед каждой едой, по возвращении из учебного заведения, перед началом и после окончания учебных занятий, после игр, гимнастических упражнений, работы, после каждого посещения туалета.

14 слайд Описание слайда:

Гигиена полости рта Подростку крайне необходима гигиена полости рта. Следует полоскать рот после еды, чтобы удалить застрявшие между зубами частицы пищи. Кроме того, нужно утром и вечером зубы чистить щеткой.

15 слайд Описание слайда:

Закаливание организма С целью закаливания организма подростка перед сном полезно мыть ноги с мылом, постепенно понижая температуру воды.

16 слайд Описание слайда:

Волосы и кожа Волосы и кожу на голове подросток моет горячей водой с мылом не реже одного раза в неделю.

17 слайд Описание слайда:

Волосы Закручивать волосы на ночь в бигуди вредно. Они нередко нарушают сон, вызывают головные боли. Недопустимо использовать лак для сохранения прически.

18 слайд Описание слайда:

Гигиена одежды и обуви Большое внимание надо уделять гигиене одежды и обуви. Одежда задерживает тепло тела, защищает кожный покров от загрязнений и повреждений. В то же время она должна обеспечивать смену воздуха, находящегося между нею и поверхностью тела, и хорошо впитывать выделения кожи.

19 слайд Описание слайда:

Обувь Обувь подростка своим размером и фасоном не должна препятствовать развитию стопы. Тесная обувь затрудняет ходьбу, жмет ногу, в результате пальцы находят один на другой, образуются мозоли, потертости.

20 слайд Описание слайда:

Обувь В тесной обуви подростку зимой холодно: она сдавливает кровеносные сосуды стопы, мешает нормальному ее питанию и согреванию. Слишком свободная обувь также вредна для подростка: натираются ноги, появляются ссадины. Обувь должна по размерам точно соответствовать длине и ширине стопы подростка.

21 слайд Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Краткое описание документа:

Общая информация

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите: — Удостоверение о повышении квалификации; — Подробный план уроков (150 стр.); — Задачник для обучающихся (83 стр.

); — Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»; — БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий; — Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

  • Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!
  • Подать заявку

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Гигиена подростков и детей: режим, рекомендации, задачи

Это – очень важная дисциплина, так как от того, как функционирует организм в момент воздействия на него чего-нибудь, зависят его дальнейшее существование и формирование. Известно также, что большинство патологий формируются в раннем возрасте.

Сегодня существуют проблемы детей, среди которых распространение заболевания, именуемые «школьными»:

  • анемия;
  • близорукость;
  • нарушение осанки;
  • заболевания, связаны с нервами.

Задачи гигиены детей

Эта наука изучает охрану и возможности укрепления здоровья. Гигиена делится на разделы: детская гигиена (дошкольный и школьный возраст) и подростковая гигиена (в эту группу входят молодые люди, которые учатся в старших классах или высших учебных заведениях).

Гигиена детей занимается работой, которая способствует улучшению состояния здоровья самых меньших граждан, так как подрастающее поколение чрезвычайно часто болеет, а также очень малая его часть может считаться практически здоровой. Очень важно создать такую среду, в которой дети могут жить, учится, а в дальнейшем и работать с наименьшими угрозами или внешним влиянием на здоровье, развитие и трудоспособность.

Логичным будет вопрос, существуют ли какие-либо принципы гигиены подростков и детей, которые способны чётко разделить потребности взрослого организма и развивающегося. Да, они есть и называются принципами нормирования:

  • специфичность норм. Это понятие включает в себя изучение особенной чувствительности молодого поколения к некоторым влияниям и факторам как природным, так и связанным с деятельностью человека;
  • непостоянство норм. Это относится как к детской гигиене, так и к подростковой, ведь в разные периоды роста и развития организм имеет разные потребности, и это надо обязательно учитывать;
  • тренирующая направленность. Гигиена отвечает не только за создание благоприятных условий, какие не будут поддерживать состояние здоровья, но и за разработку норм, которые способны улучшить самочувствие и усовершенствовать организм;
  • дифференциация норм. Ни для кого не секрет, что рост и развитие организма зависят не только от возраста особи, но и от пола. Поэтому необходимо разрабатывать специальные приспособления, учитывая различные потребности мальчиков и девочек.

Рассматриваются и другие области, которые прямо или косвенно могут воздействовать на здоровье человека в подростковом периоде или перспективой развития личности. Гигиена молодежи также ориентируется на такие проблемы:

  1. Природные и искусственные факторы, условия труда, которые каким-либо способом могут воздействовать на организм.
  2. Работа над усовершенствованием охраны здоровья, создание среды, в которой нормальному детскому или подростковому состоянию будет грозить минимальное количество неблагоприятных факторов или влияний.

Есть множество причин усугубления здоровья растущего поколения. Учёные, в большинстве случаев, винят плохую экологию, плохое или даже аварийное состояние детских и подростковых учреждений. Конечно, оба утверждения имеют право на существование.

Так как сегодня множество городов стали промышленными центрами, экологическая ситуация в них очень опасна.

Никто не следит за тем, чтобы придерживаться норм или законов международного значения, и это в первую очередь вредит нашим же детям.

Их организмы, словно губки, впитывают в себя все, что их окружает. Если хотим, чтобы у нас было здоровое будущее, надо думать о его безопасности сейчас.

Именно гигиена должна следить за созданием и удерживанием соответствующих условий. А также к обязанностям этой дисциплины можно отнести ответственность за провождение профилактики различных вирусных заболеваний, которые способны в дальнейшем спровоцировать появление и распространение эпидемии.

Гигиена включает в себя процедуру контроля качества не только условий, но и предметов, с которыми должно работать растущее поколение. Даже состояние учебников должно иметь подтверждение из санэпидемстанции о том, что оно может использоваться без вреда для здоровья детей и подростков.

Режим, как элемент гигиены

Важным аспектом является разработка правильного планирования дня, расписание, которое позволяет чередовать физическую нагрузку с умственной. В случае создания такого расписания, можно избавиться от некоторых проблем, а также исключить их вторичное появление.

Чтобы обеспечить благополучие, с точки зрения санитарии и эпидемиологии, врачи должны выполнять свои обязанности. Например, в обязательном порядке должны проводиться такие мероприятия:

  • анализировать результаты исследований факторов или условий, которые как-то влияют на организм молодого человека;
  • распределять детей по группам здоровья на основе знаний демографических, физических и медицинских данных;
  • знать все особенности жизни детей. ​

Детские врачи должны быть прекрасными психологами, ибо подростковый период всегда требует совершенно особого подхода к пациенту.

Читайте также:  Почему у ребенка часто идет кровь из носа: 17 главных причин и 6 профилактических мер

Особенности организма

Существуют определённые факторы, которые имеют большое влияние на здоровье детей и подростков. Они могут вызвать как положительные реакции организма, так и привести к развитию болезней и существенных изменений в состоянии здоровья.

Важными являются биологические, социальные, эпидемиологические и много других категорий факторов. Например, под названием биологического подразумевается не только индивидуальное развитие ребёнка, но и здоровье и возраст родителей.

Коль во время беременности у матери были осложнения, если по роду передаются отдельные заболевания — все это очень важно для работы гигиены, ведь таким способом можно изучить проблему и либо извлечь её, либо создать максимально комфортные для нормального функционирования организма условия.

Социальные факторы – отдельная тема, ведь сюда входит очень много аспектов, которые способны сильно повлиять на здоровье молодежи. Это и жилищные условия, и нормальное питание, и отношения в семье, характеры членов семьи, общение с людьми и даже наличие или отсутствие домашних животных.

Питание и образ жизни подростка

Очень важным является питание. Нельзя все время ограничивать себя в выборе продуктов, надо употреблять разнообразную пищу, в которой содержится много витаминов разного рода, полезных веществ. Именно в процессе обмена веществ мы получаем жизненно важную энергию. Но стоит помнить и о том, что переедание может иметь последствия даже худшие, чем недоедание. Следовательно, можно встретиться с проблемами зрения, пищеварения, искривления хребта, ожирения, кровообращения и со многими другими.

Много решает образ жизни, режим дня, продолжительность сна, активность, отсутствие вредных привычек. Нужно уметь правильно работать и правильно отдыхать. Наш организм не любит перегрузок, поэтому нужно поочерёдно менять вид деятельности или отдыха.

Всем известно, что многое для состояния здоровья значат эпидемии. Они плохо отражаются на развитии, ведь организм тратит очень много сил на борьбу с болезнью и поправку после неё. Возможны также различные усложнения, какие могут ещё больше навредить здоровью, чем сама инфекция. Необходимо помнить о прививках, которые помогут уберечь молодежь.

Школьным годам гигиена приделает особо много внимания, так как из-за неправильного освещения, неподходящей мебели и неудобного для организма режима дня и количества нагрузок усугубляется состояние здоровья детей.

Часто отсутствие качественной питьевой воды, еды и нарушения санитарных норм приводят к очень плачевным результатам.

Комплекс всех этих проблем вызывает появление многочисленных заболеваний, а также вечного переутомления молодого организма.

Группы здоровья

Дети и подростки распределяются по группам, учитывая особенности их здоровья. Таким образом, можно дать характеристику состояния и функционирования целого организма. Чтобы определить группу, надо оценивать особенности, учитывая признаки здоровья:

  • нормальный уровень физиологического развития;
  • отсутствие любого заболевания в момент обследования;
  • соответствие психического и физического состояния возрасту.

Таким образом, определяется 5 групп школьников, каждая из которых имеет свои особенности и отдельные потребности. Задача коллектива, отвечающего за здоровье подрастающего поколения, лежит в правильном дифференцированном подходе к каждому. Нужно обеспечить хорошие условия для работы, обучения и отдыха всех групп детей и подростков.

Нужно ответственно подходить к вопросам гигиены молодёжи, ведь от состояния их здоровья и трудоспособности сейчас зависят развитие, рост и жизнеспособность в будущем.

Гигиена детей и подростков: правила и режим

Принципы гигиены

Гигиена детей и подростков: 8 правил гигиены и режима дня детей

Из-за резких изменений в функциях и физических особенностях организма, которыми отличается подростковый возраст, образ жизни и принципы личной гигиены должны быть хорошо изучены как самим ребенком, так и родителями – для профилактики возникновения проблем. Важнейшую роль играют основные принципы:

  • режим дня;
  • учебный режим – правила последовательности занятий и отдыха;
  • время прогулок на свежем воздухе;
  • сон (длительность, количество часов в день и режим);
  • режим отдыха;
  • двигательная активность подростка;
  • рацион и интервалы между завтраком, обедом, полдником и ужином;
  • личная гигиена (это сложный возраст в гормональном плане).

Необходимо следить за соблюдением гигиенических норм в помещении, где живет ребенок. Нельзя, чтобы воздух был сухим. Комнату надо проветривать, проводить влажные уборки.

Для школьников важнее всего – здоровый и крепкий сон, не менее девяти часов. Перед засыпанием запрещен просмотр телевизионных передач и работа за компьютером.

Игры, требующие двигательной активности, также перед сном не должны проходить.

Гигиена детей и подростков: 8 правил гигиены и режима дня детей

Что касается свежего воздуха, то количество прогулок должно составлять не менее трех-четырех часов в день (включая поход в школу без транспорта и т.п.). Также важно качество: прогулка по загазованной улице не считается пребыванием на свежем воздухе. Как минимум, это должен быть парк или хотя бы сквер.

Рацион юношей и девушек в этот возраст не сильно отличается от рациона детей 7-10 лет. Впрочем, и взрослым рекомендовано питаться именно так: исключить жирные, жареные и копченые блюда. Мясо – говядина или кролик, возможно – нежирная свинина.

Цитрусовые фрукты и бананы вредоносно влияют на организм, но без яблок, груш, слив, крыжовника – не обойтись. Это незаменимые источники витаминов. Иммунитет в зимний период повышает не лимон, как считают многие, а кислая капуста – она содержит огромное количество витамина С.

Образ жизни тоже влияет на иммунную систему.

В переходный возраст важно следить, чтобы ребенок не увлекся фаст-фудом, ведя небрежный образ жизни. Именно в 13-14 лет чаще всего начинается гастрит и холецистит.

Для мальчиков постарше серьезным звеном в неправильном питании являются слабоалкогольные напитки: они зачастую содержат, кроме спирта, большое количество красителей, сахара и т.п.

, раздражающих слизистую желудка и приводящих к часто необратимым нарушениям работы желудочно-кишечного тракта.

Видео «Здоровье детей и подростков»

Гигиена труда

Образ жизни детей должен иметь определенные соблюдаемые правила. Гигиена детей и подростков – не только питание, прогулки и сон. Также это и трудовой режим. В наше время многие родители сильно вредят своим чадам, заставляя их учиться слишком много или, напротив, мало, не соблюдая перерывы и смену деятельности с интеллектуальной на двигательную.

Центральная нервная система юношей не выдерживает перенапряжения, если таков образ жизни, что ребенка отдают сразу в 2-3 кружка, например, изучения языков, шахмат, поэзии.

Если есть желание занять подростка на долгое время, то хотя бы надо подобрать разные секции: литературная и спортивная, танцевальная и языковая.

Смена трудовой активности в столь сложный возраст способствует лучшему развитию как физических, так и психических параметров у мальчиков и девочек в таком возрасте.

Гигиена детей и подростков: 8 правил гигиены и режима дня детей

Правила личной гигиены труда (трудовой образ жизни) таковы: любая учеба должна начинаться после 1,5 часов отдыха (желательно подвижных игр). После труда, опять-таки, рекомендуется отдых. А вот прием пищи – не позднее чем за полчаса-час до учебы и не ранее чем через полчаса после нее (так как нервное напряжение негативно влияет на работу желудка).

Гигиена детей и подростков в плане трудовых занятий должна включать в себя и общественно полезные работы (помочь отцу с починкой мебели, например, — для юношей, или шитье нужных для дома вещей – для девочек).

Это необходимо, чтобы психологически подросток чувствовал необходимость себя в этом мире, социально развиваясь быстрее и лучше, создавая для себя в обществе более самодостаточный образ.

Свыше двух часов подряд заниматься не следует. Перерывы, как и в школе, должны быть каждые 45 минут, минут на 10-15.

Во время них проветривается помещение, ребенок может размяться (например, сделать легкую зарядку). После выполнения заданий обязательна прогулка.

Образ жизни детей складывается в идеале из правильной последовательности сна, отдыха, труда и спорта, то есть – правильного режима во всех аспектах.

Личная гигиена

Личная гигиена подростков отличается от гигиены младенцев и детей младшего школьного возраста – правила немного другие. Ребенок должен сам следить за своим внешним видом, этим меняя образ жизни: чистыми волосами, кожей и телом.

Переходный возраст характеризуется появлением акне – угрей и прыщей. Это обусловлено гормональной перестройкой организма.

Гигиена детей и подростков: 8 правил гигиены и режима дня детей

Детский дерматолог выпишет нужные тоники и мази и расскажет правила ухода за кожей. Самостоятельно лучше не выбирать косметику от прыщей – она может только усугубить ситуацию. Главное правило – чистота. Ее правила: умывание должно происходить два раза в день. Руками лицо трогать не надо. Загар (сильный) имеет на кожу плохое влияние (особенно это касается лица).

Личная гигиена детей и подростков в этот возраст также обязательно состоит в правильном уходе за половыми органами. У девочек начинаются менструации, поэтому важно посетить детского гинеколога. Он разъяснит, как правильно использовать прокладки, а вот тампонами пользоваться не стоит – это может оказаться опасным.

Гигиена детей и подростков: 8 правил гигиены и режима дня детей

Каждый день следует принимать душ. Для бритья лица у мальчиков (это возраст начала роста волос на лице), ног и подмышек у девочек надо приобрести безопасную, хорошую бритву, и не пользоваться одноразовым лезвием дважды, чтобы не занести инфекцию при наличии ранок.

Личная гигиена детей и подростков относительно ротовой полости не различается: зубы надо чистить дважды в сутки, а после каждого приема пищи обязательно пользоваться зубной нитью.

При малейших симптомах патологий зубов, кариеса, необходимо обращаться к стоматологу.

В 13 лет как раз заканчивается появление всех коренных зубов (кроме зубов мудрости), поэтому советы стоматолога надо неукоснительно исполнять.

Видео «Как приучить ребенка к личной гигиене»

В ролике вы узнаете некоторые полезные советы и рекомендации, применив которые, вы сумеете приучить своего малыша к нормам гигиены.

Ссылки:

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ — отрасль гигиены, изучающая вопросы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков от рождения до 18-20 лет.

Научно-практическая деятельность в области гигиены детей и подростков в СССР направлена на все детские и подростковые коллективы, объединенные в учреждениях различного типа (дошкольных, школьных и внешкольных).

Гигиена детей и подростков возникла в 19 в. как школьная гигиена, когда выявился ряд вредных влияний школы на развитие и здоровье детей (большой процент нарушении зрения, искривлений позвоночника, расстройств пищеварения, нервных заболеваний).

  • Отечественные ученые внесли большой вклад в разработку вопросов школьной гигиены.
  • В Советском Союзе в связи с ростом сети детских и подростковых учреждений определились и расширились содержание и задачи гигиены детей и подростков, получившей принципиально новое направление: от констатации отрицательных явлений и разработки частных мероприятий для их устранения она перешла к активному участию в организации всего учебно-воспитательного школьного процесса, превратившись в самостоятельную научную дисциплину.
  • В задачи гигиены детей и подростков входят изучение влияния факторов внешней среды на организм детей и подростков, разработка гигиенических нормативов детских учреждений, режима учебно-воспитательной и производственной работы, физического воспитания различных возрастных групп, вопросов питания.
Читайте также:  Сохнет кожа и кутикулы вокруг ногтей: причины и как размягчить?

Вскрывая сущность явлений и процессов, происходящих в организме детей и подростков под влиянием разных условий (состояния воздушного, теплового, светового режимов помещений, учебной и трудовой нагрузки, занятий спортом, физическими упражнениями, закаливания и пр.), гигиена детей и подростков не только объясняет их причины, но разрабатывает мероприятия по улучшению условий в интересах воспитания здоровых людей.

  1. Изучение физического развития, состояния здоровья и заболеваемости позволяет устанавливать возрастные особенности детского организма, закономерности его развития, выявлять факторы, положительно и отрицательно влияющие на развитие и здоровье ребенка, анализировать причины часто встречающихся заболеваний в разных возрастных группах и разрабатывать мероприятия по их предупреждению.
  2. Организатором оздоровительных мероприятий для детей и подростков является в первую очередь врач; в задачи которого входит контроль: за физическим состоянием и развитием детей и подростков, за правильной организацией физкультурных занятий, закаливания, школьной нагрузкой, за санитарным режимом школы и др.
  3. Проведение гигиенических мероприятий в школе и в детских учреждениях возлагается на директора и педагогов.
  4. Воспитательная работа с родителями, санитарное просвещение по вопросам гигиены детей и подростков также занимают большое место в медицинской и педагогической работе детских учреждений.

Борьба с болезнями детей

  • Борьба с болезнями детей проводится прежде всего путем укрепления детского организма, чему способствуют санитарное благоустройство школ, квартир, а также правильный режим и питание ребенка.
  • Для создания необходимых санитарных условий используется и самодеятельность самих детей и подростков, для чего в школах под руководством врачей создаются кружки БГСО («Будь готов к санитарной оборонен), а также привлекаются широкие круги общественности.
  • Специфические мероприятиями по борьбе с инфекционными заболеваниями являются: строго проводимая система немедленного выяснения причин неявки в дошкольное учреждение, на занятия, изоляция заболевших; письменное разрешение врача для выздоровевших детей и детей, находившихся в контакте с инфекционным больным; осуществление своевременной целесообразной дезинфекции и прививок предохранительных.
  • При изучении гигиенических основ учебно-производственной и учебно-воспитательной работы ставятся следующие задачи: профилактика утомления и переутомления, разработка наиболее рациональных с гигиенической точки зрения режимов учебных и производственных занятий для учащихся разного профиля школ, разных возрастов, состояния здоровья, характера выполняемой работы, обобщение опыта, гигиеническое обоснование содержания, форм и организации самообслуживания в школах.

Режим дня

Дети с раннего возраста должны быть приучены к определенному режиму дня, т. е. в одно и то же время вставать, есть, гулять, играть, учиться, ложиться спать.

Регулярный режим дня способствует выработке у ребенка ряда условных рефлексов на время; так, если ребенок приучен получать пищу в определенные часы, у него появляется аппетит, как только наступает время очередной еды.

Определенный порядок привычных действий благоприятно влияет на функции и развитие нервной системы.

В жизни ребенка громадное значение имеет сон. Сон обеспечивает нормальную работу центральной нервной системы и всего организма в целом. Потребность детей в сне тем больше, чем меньше ребенок.

  1. Продолжительность ночного сна здоровых детей в возрасте 2-5 лет должна быть не менее 12 часов, 6-8-летнего возраста — не менее 11 часов: кроме того, детям до 7-летнего возраста необходимы 1½-2 часа дневного сна, детям в возрасте 7 лет после учебных занятий в школе желателен 1 час дневного сна.
  2. Для детей 9-12 лет продолжительность ночного сна должна быть не меньше 10½-10 часов; 13-15 лет — 9½-9 часов; 16 лет — 9-8½ часов; 17-18 лет — 8½-8 часов.
  3. При этом необходимо строго соблюдать время отхода ко сиу и пробуждения.
  4. Для сна ребенку необходимо выделить предназначенную только для него кровать.

Перед сном нельзя давать ребенку есть — ужин он должен получать за 1-2 часа до отхода ко сну, т. к. переполненный желудок (как и мочевой пузырь) мешает сну.

  • Для глубокого, покойного сна имеет большое значение свежий воздух.
  • Поэтому необходимо проветривать комнату перед сном, не допускать курения в комнате, где спит ребенок; желательно, чтобы он спал при открытой форточке.
  • Для правильного развития детского организма нужен чистый воздух; поэтому необходимы ежедневные прогулки и игры детей на свежем воздухе независимо от погоды.

Сильные морозы не должны прерывать ежедневных прогулок; надо только сократить их продолжительность до 15-20 мин., повторяя несколько раз в день.

С раннего возраста детям должны прививаться правила личной гигиены: дети должны привыкнуть обязательно мыть руки, шею и лицо, чистить зубы утром или перед сном, мыть руки перед едой и после посещения уборной, не реже раза в неделю мыть все тело.

Для мытья рук и лица надо пользоваться текучей водой (из водопровода, умывальника и т. п.).

  1. С первых дней жизни надо приступить к закаливанию организма ребенка, повышающему устойчивость к простудным заболеваниям и способствующему его приспособляемости к изменениям внешней среды.
  2. Закаливание организма детей достигается применением воздушных и солнечных ванн и водных процедур (обтирания и обливания, которые можно начинать с 2-3-месячного возраста).
  3. Режим дня в детском саду включает питание, игры, прогулки (5-6 часов), организованные занятия, сон.

Режим школьника

Режим школьника включает организацию учебного года (его длительность, продолжительность учебных четвертей, каникул), недели, дня, в зависимости от учебного плана школы и каждого класса.

В школе, как правило, занятия начинаются не позднее 9 часов утра в односменной школе и 8 часов 30 мин. — в двухсменной.

  • Занятия второй смены должны кончаться не позднее 19 часов.
  • Школьный режим регламентирует также продолжительность занятий в школьных мастерских, на производстве, внеклассных занятий (учебных, работы в кружках, выполнение общественных поручении) и отдых (прогулки, игры, спорт).
  • Работа на производстве 15-16-летних школьников не должна превышать 4 часа, а 17-18-летних — 6 часов.
  • Наиболее эффективная продолжительность приготовления домашних заданий для учащихся 1-го класса — 1 час; для 2-го класса — 1-1½ часа; для 3-4-х классов — 1½-2 часа: для 5-6-х классов — 2 часа; для 7-го класса — 2½-3 часа; для 8-10-х классов — 3-4 часа.

При приготовлении домашних заданий нужно делать перерывы по 10-20 мин. через каждые 45 мин. — 1 час.

  1. Одним из важнейших оздоровительных мероприятий является пребывание на свежем воздухе, длительность которого должна быть для учащихся 1-4-х классов не менее 3,5 часа в сутки, для 5-6-х классов — 3 часов, 7-10-х классов — 2,5-2 часов.
  2. Кроме того, помещения, в которых проводятся занятия (классные комнаты, лаборатории, мастерские) должны тщательно проветриваться до занятии и во время перемен.
  3. В каникулы и выходные дни режим дня школьника должен организовываться с учетом длительного пребывания на воздухе.
  4. Правильно организованный режим детей повышает их работоспособность, способствует успеваемости в учебе, создает бодрое настроение и интерес к развлечениям, играм, творческой деятельности; вместе с тем он способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.
  5. Для детей, нуждающихся в особом режиме, создаются специальные условия, при которых они могут продолжать учение и улучшать здоровье; это осуществляется в санаторно-лесных школах, школах-санаториях и пр.
  6. В этих учреждениях, наряду с учебными занятиями, дети с ослабленным здоровьем получают соответствующее питание, отдых (сон) на открытом воздухе и медицинскую помощь.
  7. Большую помощь в разрешении задач физического воспитания в школе оказывают различные мероприятия в режиме учебного дня: гимнастика до занятий, физкультминутки на уроках (в младших классах), подвижные игры на больших переменах, организация спортивных кружков, занятия учащихся в спортивных секциях и пр.
  8. Все мероприятия по физическому воспитанию учащихся проводятся под контролем врача.

Питание

  • В сохранении здоровья детей и подростков большое значите имеет правильное питание.
  • Пища должна быть питательной, вкусной, разнообразной, содержать достаточное количество белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ.
  • В суточный рацион ребенка должны входить белки как животного (яйца, творог, молоко, мясо, рыба), так и растительного происхождения (содержатся в крупах, картофеле, капусте); суточная норма белка для детей от 1 года до 11 лет колеблется в зависимости от возраста от 25 до 80 г, в возрасте от 11 до 18 лет — от 98 до 120 г.
  • Углеводы, основным источником которых являются растительные продукты, в суточной норме ребенка в зависимости от возраста составляют от 100 до 470 г.
  • Жиры, из которых весьма ценны жиры молочных продуктов (сливочного масла, сметаны, молока), содержащие витамины А и D, входят в суточный рацион в количестве 50-80 г для детей от 1 года до 11 лет и 86-100 г — для подростков от 11 до 18 лет (включая растительное масло, которое должно составлять 10-15% жиров).
  • Вместе с пищей и питьем ребенок должен получать в сутки 1,5-2 л жидкости.
  • Приемы пищи должны проводиться 4-5 раз в сутки (каждые 3-4 часа), всегда в одно и то же время.

Суточный прием пищи следует распределять так: 20-25% пищи съедается за завтраком, 40-50% — за обедом, 10-15% — в полдник, 20-25% — за ужином (см. Питание).

  1. Еда должна происходить в культурной обстановке с соблюдением строжайшей чистоты (посуда, скатерти или клеенки; обязательное мытье рук перед едой).
  2. Гигиена детей и подростков разрабатывает гигиенические вопросы строительства школ, школ-интернатов, детских садов и других учреждений для детей и подростков, размещения их на территории городов и поселков, учебного и производственного инвентаря, инструментария, учебных пособий, игрушек.
  3. Типы школьных зданий варьируют в зависимости от сроков обучения (8- или 11-летние школы) или количества учащихся в школе.
  4. Классные помещения должны быть удобными и просторными; они строятся из расчета 1,25 м2 площади на каждого ученика.
  5. Дневное освещение должно быть левосторонним (по отношению к ученикам) и должно обеспечивать достаточную освещенность всех рабочих мест.
  6. Это достигается таким устройством окон, при котором соотношение их застекленной площади к площади пола комнаты составляет 1:4 и не менее 1:5 (принято считать, что класс освещен достаточно,если каждый ученик видит со своего места хоть кусочек неба).
  7. Наиболее употребительная окраска стен помещений светло-серая, светло-желтая; предпочтительна масляная краска, чтобы стены можно было легко мыть.
  8. В учебных помещениях должна поддерживаться постоянная температура (16-18°).
  9. Для хорошего проветривания комнаты должны быть оснащены фрамугами, а лаборатории — вытяжными шкафами.
  10. Важным является обеспечение коллектива учащихся доброкачественной водой как для питья, так и для поддержания чистоты; необходимо иметь достаточное количество умывальников.
  11. Желательна организация душевых установок и плавательного бассейна.
Читайте также:  Причины тонкого эндометрия и особенности лечения патологии

Школьная мебель

  • Школьная мебель должна быть прочной, устойчивой и легко поддаваться чистке.
  • Размеры и конструкции парт, столов, верстаков должны способствовать во время занятий правильному положению: прямое положение туловища (при котором исключены затруднения дыхания и кровообращения); слегка наклоненная вперед голова (с сохранением расстояния глаз от предметов на столе в 30-35 см); выпрямленное положение голеней и стоп; свободное положение предплечий и кистей рук на столе, обеспечивающее разгрузку позвоночника без напряжения мышц верхнего плечевого пояса.
  • Размеры парт и оборудования лабораторий и мастерских определяются размерами и пропорциями тела учащихся с учетом изменения их за время пребывания в школе.
  • Каждой группе учащихся с разницей роста в 10 см нужны парты другого размера; в соответствии с этим установлены точные размеры и конструкции парт.

Медико-санитарное обслуживание

  1. Медико-санитарное обслуживание детей и подростков проводится врачами и сестрами школ, школ-интернатов, дошкольных учреждении и системы трудовых резервов.
  2. Особого внимания заслуживают кабинеты профессиональной консультации, в функции которых входит оказание помощи учащейся молодежи при выборе профессии в соответствии с состоянием здоровья, физическими возможностями, интересами и способностями.
  3. В связи с законом об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР проводится огромное строительство детских учреждений и перед гигиенической наукой ставятся большие задачи, решение которых возложено на научно-исследовательские институты гигиены детей и подростков Академии медицинских наук СССР, физического воспитания и школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР, кафедры гигиены детей и подростков медицинских институтов, областные, городские, районные санитарно-эпидемиологические станции.
  4. Преподавание гигиены детей и подростков как учебной дисциплины ведется на специальных кафедрах медицинских и педагогических институтов.

М. Д. Большакова (Список авторов крупных статей) >>>

Родительский клуб >>>

«12 шагов в будущее». По просьбам молодых мам и пап, а также тех, кто только готовится стать родителями, в течение всего года мы постараемся провести их через нелегкие и ответственные первые 12 месяцев жизни ребенка. Чему-то научим, от чего-то предостережем. Ведет рубрику врач-педиатр, кандидат медицинских наук Валентина Ивановна ШИЛЕНКИНА.

Рекомендации врачей по материалам журнала «Здоровье» Подробнее >>>

Сексуальное воспитание подростков: Руководство для родителей

«Мамины «почему?»» >>>

По вашей просьбе, дорогие читательницы, мы вводим новую рубрику «Мамины «почему?»», где на вопросы, связанные с воспитанием самых маленьких, будут отвечать опытные специалисты. Будем печатать также советы мам и пап, почерпнутые из копилки их семейного опыта.

Рекомендации врачей по материалам журнала «Работница» Подробнее >>>

  • Ребёнок часто болеет
  • Наступление на грипп

Гигиена детей и подростков

Гигиена детей и подростков – совокупность гигиенических правил, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Основы гигиены детей и подростков включают нормы надлежащего содержания тела, полости рта, половых органов, а также правильное использование средств личной гигиены, одежды и обуви. Как важные компоненты понятия гигиены рассматриваются вопросы труда и отдыха, режима дня и питания. Соблюдение правил личной гигиены – одно из условий нормальной и здоровой жизнедеятельности.

Правила личной гигиены подростка

В подростковом возрасте происходят резкие изменения функции эндокринных желез, поэтому следует морально подготовить подростка к тем изменениям, которые будут происходить в его организме.

Стоит рассказать, что в подростковом возрасте на лице может появиться угревая сыпь (которая часто является причиной комплексов), поэтому соблюдение гигиены кожи становится очень важным для подростка. Для правильно ухода за кожей можно проконсультироваться у косметолога, или же прибегнуть к противоугревым косметическим средствам.

Также в подростковом возрасте начинают усиленно работать потовые железы, поэтому следует придавать особого значения поддержанию кожи в области груди и подмышечных впадин в чистоте и использовать дезодорирующие средства.

Интимная гигиена подростков

В подростковом возрасте большое значение приобретает интимная гигиена и правильное половое воспитание.

С подростком следует проводить беседы о тех физиологических изменениях, которые сопровождают наступление половой зрелости.

Важно, чтобы подросток получил максимум необходимой информации в стенах дома, а не от старших товарищей. Таким образом, подросток, будет знать, что с любой проблемой он может обратиться к родителям.

Гигиена мальчиков подростков

У мальчиков в подростковом возрасте на лице начинают расти волосы, поэтому папа должен научить сына пользоваться бритвенным прибором.

Кроме того, следует рассказать мальчику, что подростковый возраст характеризуется началом поллюций и появлением первых эрекций. Научите мальчика вовремя менять нижнее белье, смывать остатки спермы с полового органа.

Подросток должен знать, что этих изменений не стоит стесняться, благодаря ним, он из мальчика превращается в мужчину.

Гигиена девочки подростка

Девочкам нужно рассказать о начале менструации, и тех изменениях, которые связаны с этим процессом. Подростковый возраст – хорошее время для визита к гинекологу, который возьмет мазок, расскажет о менструальном цикле.

Научите девочку поддерживать наружные половые органы в чистоте, пользоваться средствами личной гигиены. Также у девочек в области подмышек и бикини начинают активно расти волосы, которые следует аккуратно сбривать.

Режим дня — важная составляющая гигиены подростка

Для нормальной жизнедеятельности подростка необходимо четкое установление режима труда и отдыха. Гигиена труда подростков включает распределение умственных и физических нагрузок согласно возрастным особенностям.

Особенно это касается производственной деятельности и прохождению практики на производстве для учащихся училищ. Соблюдая гигиену труда, подросток должен чередовать работу с активным отдыхом, чтобы не переутомляться.

Учитывая расширение объема учебной работы, следует особое внимание уделять гигиене зрения детей и подростков.

Гигиена питания подростков

Гигиенические основы режима дня детей и подростков

Рациональный, ритмичный режим дня повышает работоспособность детей, способствует ровному настроению, содействует укреплению здоровья. Важнейшими элементами режима дня ребёнка являются различные виды деятельности, отдых, сон, приёмы пищи.

Ритмичная смена этих элементов в определённое время суток подготавливает организм к следующему виду деятельности или отдыху.

Не соблюдение режима или нерациональный режим дня может быть причиной переутомления и иногда приводит к соматическим и нервно-психическим заболеваниям.

Режим дня ребёнка тесно связан с возрастными особенностями. На активное бодрствование в первые месяцы жизни отводится всего 5-7 часов, через каждые полтора-два часа ребёнок засыпает. Главными компонентами режима в этом возрасте являются кормление, сон и бодрствование. При правильном режиме дня к концу первого месяца формируется суточный ритм сна и бодрствования.

На протяжении первых трёх лет жизни режим дня может меняться несколько раз. Он должен способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, формированию основных движений, становлению речевой функции. В детском саду проводится большая работа по подготовке детей к школе, поэтому режим строится в соответствии с возрастом.

В режиме дня младших групп (3-4 года) предусматривается дневной сон в течении 2 часов и ночной – 10-10,5 часов. Пребывание на воздухе зимой не менее 3-4 часов, а летом весь день. В режиме дня средней группы (4-5 лет) дневной сон остаётся без изменений, но вводятся занятия по 15-20 минут.

В старшей группе (5-6 лет) дневной сон сокращается до 1,5 часов и проводятся два занятия – первое 25-30 минут, второе 15-20 минут с перерывом 10 минут. Занятия приобретают характер обучения.

Особое значение имеет режим дня школьников. Важное значение для профилактики утомления имеет правильная организация урока в первом классе, когда у детей ещё нет привычки к длительному напряжению внимания. С 1980 года установлена следующая предельная нагрузка на школьников: 1-3 классы – 24 часа, 4-й – 27, 5-7 классы – 29 часов, 8-й – 30, 9-11 – 32 часа.

Режим дня включает в себя и режим питания детей в соответствии с возрастными требованиями. В понятие режим питания входит строгое соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними, рациональная в физиологическом отношении кратность приёмов пищи, правильное распределение количества и качества пищи по приёмам.

При несоблюдении интервалов между приёмами пищи нарушается нормальная желудочная секреция, снижается аппетит. Здоровые дети в возрасте от 1 года до 7 лет должны есть 4-5 раз в день с интервалом в 3,5-4 часа. В дошкольном возрасте обед выделяют как основной по объёму и энергетической ценности приём пищи. Учащиеся в группах и школах продлённого дня должны обеспечиваться 2-3 разовым питанием.

Шестилетки, посещающие группы продлённого дня должны есть в школе 3 раза.

Оцените статью
Все о здоровье
Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]